Свет, не загорающийся сразу после оплаты, и переплаты: в чём проблема в системе АСКУЭ?
В данной статье речь пойдёт об энергоснабжении. Не о перебоях со светом, происходящих зимой и действующих всем на нервы. Мы поговорим о новой «умной» системе АСКУЭ, а также, о том, что деньги, оплачиваемые потребителями за электроэнергию, не доходят до пункта назначения.
В ходе расследования мы постараемся ответить на три вопроса:
- Как работает система АСКУЭ и почему после оплаты свет не загорается сразу?
- Какие недоразумения возникают при оплате электроэнергии?
- Что стало причиной слухов о том, что система АСКУЭ неправильно подсчитывает, и оплаченные деньги «быстро кончаются»?
Дабы получить информацию по этим вопросам, мы побывали в акционерном обществе предприятия региональных электросетей Самарканда, и побеседовали с ответственными лицами.
(Следует отметить, что несмотря на рассмотрение вопроса на примере Самаркандской области, ситуация и проблемы, упомянутые здесь типичны для всей республики).
В чём заключалась цель установления системы АСКУЭ – «умных» счётчиков в электроснабжении?
По словам заместителя директора филиала центра автоматизации учёта электроэнергии АО «Региональные электросети» Диёра Нишонова, целью является создание прозрачной системы путём налаженного учёта и контроля электроэнергии, устранение незаконных подключений, эксплуатации и хищений в сфере, создание условий для населения.
Однако, может ли допускать ошибки новая система, основанная на конкретных расчётах? Большинство граждан, собравшихся в отделе энергосбыта города Самарканда, отметили, что деньги, оплаченные в системе АСКУЭ, очень быстро кончаются, а потом, когда предоплата заканчивается и свет отключают возникают немалые трудности.
Отложим пока вопрос повторного подключения к сети после отключения системы АСКУЭ. Есть ли какие-то проблемы, связанные с платёжной системой? Конечно, есть!
Потребители через некоторые платёжные приложения переводят средства не на электроэнергию, а на дополнительные услуги и штрафы. В большинстве случаев, осуществляется оплата пени.
Есть ли разница между оплатой пени и электроэнергии?
По словам Диёра Нишонова, электроэнергия включена в ряд особых товаров, и оплаченные деньги конвертируются в киловатт-часы. Пеня является штрафом. Поэтому, ведётся их раздельный учёт.
Обратим внимание на техническую сторону, в связи с которой возникает путаница в платежах. К примеру, возьмём приложение PAYME. Там есть возможность совершить платёж за электроэнергию и пеню. Надпись «электроэнергия» расположена очень неудобно. Похоже на заголовок.
На практике, многие, вернувшись домой с работы, замечают, что света нет. С 17:00 вечера по республике одновременно увеличивается число платежей, возможно появляется перегрузка в сервере платёжных систем, поэтому оплатить электроэнергию с первой попытки не получается. Но почему-то платёж за пеню проходит сразу, моментально.
Некоторые наши собеседники рассказали, что работники пунктов PAYNET тоже направляют платёж на оплату пени, потому что платёж проходит быстро.
Так же, в приложении PAYNET имеется дополнительная услуга, надпись «УЛАНИШ» на узбекском языке, которая вводит в заблуждение. Надпись на русском языке «ЗА ПОВТОРНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ» выполнена более понятно. Но, оплатив повторное подключение, вы не оплачиваете электроэнергию. Когда отключают свет в нежилых помещениях, существует отдельная плата за повторное подключение. Вы помните штраф за повторное подключение во времена БПИ? Что-то в этом роде.
Теперь рассмотрим пеню. Из чего она образуется и как начисляется?
Начальник отдела учёта и отчётности энергосбыта АО «Самаркандское предприятие региональных электросетей» Хафиза Курбонова разъяснила, что при возникновении задолженности за электроэнергию, не уплаченной в течение месяца, начисляется пеня в размере 0,1 процента от неуплаченной суммы за каждый день, но не более 50 процентов от общей просроченной задолженности.
Значит, существует оплата пени, и эту оплату совершают по ошибке. Делают ли потом перерасчёт за электроэнергию?
Начальник отдела АСКУЭ АО «Самаркандское предприятие региональных электросетей» Тимур Арипов отметил, что излишки денег, по ошибке уплаченные за пеню, сохраняются на счету и не используются. Они вообще не направляются за электроэнергию. Однако, в ходе перерасчёта при переходе на другой месяц оплаты за электроэнергию, можно произвести вычет суммы пени. Такова программа.
Запомните: из оплаты за электроэнергию могут удержать пеню и другие платежи, но оплата пени сама собой не переходит на электроэнергию.
Раз автоматически не производится перерасчёт за электроэнергию средств, по ошибке оплаченных за пеню, то почему баланс потребителей показывается как плюсовой?
Тимур Арипов объяснил, что на абонентском счету есть несколько счетов. Оплата электроэнергии, пени, повторное подключение, оплата за подключение по акту (например, если кто-то временно использует сварку и т.д.).
По каждому из них ведутся отдельные расчёты, и они не смешиваются друг с другом. А потребителям предоставляется общая сумма по каждому счёту в виде сальдо.
То есть, цифра, видная потребителям в приложении, — это не предоплата за электроэнергию, а сальдо счёта. За счёт лишних средств за пени и на других счетах, сальдо может отображаться в плюсе.
Следует признать, что это вводит в заблуждение людей. Потому что не все являются бухгалтерами.
К примеру, вы по ошибке совершили оплату пени, а ваша задолженность за потребление электроэнергии сохранится и не уменьшится, зато ваш счёт из-за сальдо выйдет в плюс, и свет вам не отключат (а если и отключат, то он снова загорится), но задолженность будет расти. Ко всему прочему, при просроченной растущей задолженности снова появится пеня, и её будут снимать из вашей предоплаты за пеню.
Вот откуда возникают слухи: «плачу столько денег, а долг не уменьшается, они снимают лишние деньги». Видите, какая сложная система? Если вы не разобрались, ещё раз внимательно прочтите предыдущие абзацы.
С этим понятно. Где находятся деньги, уплаченные за пеню и другие услуги? Что нужно сделать, чтобы направить их на оплату электроэнергии?
Хафиза Курбонова объяснила, что оплата пени по ошибке может быть направлена на оплату электроэнергии только после подачи заявления на имя руководителя областного АО «Региональные электросети», вручную, в областном отделе учёта и отчётности энергосбыта.
Значит, абонентам нужно быть внимательнее при оплате электроэнергии в различных пунктах и с помощью мобильных приложений. В целом, на сайте het.uz можно наблюдать расход приобретённых киловатт-часов, размер задолженности и пени.
Возникает вопрос: неужели нельзя принимать платежи только за электроэнергию, и сделать систему более удобной для потребителей? И показывать там не сальдо, которое не понимают большинство потребителей, а предоплату и расчёты за электроэнергию?
Нам объяснили, что для этого нужно полностью переработать программу, используемую сейчас. В имеющейся программе невозможно отдельно указывать платёж за электроэнергию, то есть отображать сумму предоплаты вместо сальдо. Поскольку, как только вы оплатили деньги, они сразу конвертируются в киловатт-часы.
Можно показать людям предварительно оплаченные киловатт-часы, но не все это понимают. Поэтому следует отправить сообщение с буквой D на номер 2100, регулярно наблюдать за своим счётчиком и сопоставлять показатели.
Значит, уважаемые граждане, нужно быть внимательнее при оплате в инфокиосках на улице, в кассах, в приложениях PAYNET и PAYME. При осуществлении оплаты следует выбрать только пункт ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ.
Теперь постараемся ответить на некоторые вопросы о системе АСКУЭ, и как она работает.
Дабы проверить, сразу ли появляются в системе деньги, оплаченные в кассе, в платёжном терминале и через мобильные приложения, мы перевели деньги на счёт через все из них. Оплаченные деньги сразу же поступают на счёт. Почему тогда счётчики АСКУЭ не могут сразу включить электроэнергию, как только погашен долг?
Тимур Арипов объяснил, что сигналы отправляются и принимаются через радиоволны PLC (на нулевой фазе), FR и GPRS. На самом деле, отключение от системы тоже происходит не сразу. Компьютер отправляет сигнал на отключение счётчиков, в которых образовался долг в течение дня. Сигналы поступают даже если при отключении от системы возникает ошибка. Там, где существует хорошая возможность проведения линии, приказ выполняется сразу. Но во многих местах провода устарели, интернет-связь плохая, поэтому при повторном автоматическом подключении возникают проблемы.
Когда-то, отвечая на вопрос: «Избавятся ли граждане от проблем, когда система АСКУЭ полностью заработает?», Диёр Нишонов отметил, что система пока не функционирует полностью, а завершение работ по наладке ожидается в конце первого квартала текущего года. По его словам, ситуация значительно изменилась в хорошую сторону по сравнению с началом работы системы. Потому что, если где-то возникают проблемы, они устраняются постепенно.
Поступает много обращений в плане адаптации к новой системе. Как решаются эти проблемы? Что требуется от потребителей?
Диёр Нишонов, отвечая на этот вопрос, попросил граждан не писать в социальных сетях общие фразы о проблемах, а указывать их конкретно и адресно. «Все обращения обязательно будут рассмотрены, будет изучено, в каком регионе возникла проблема, а потом она будет устранена» - сказал он.
Он добавил, что «умная» система АСКУЭ может определить несколько незаконных действий, таких, как воровство электроэнергии, незаконное подключение. Такие незаконные действия влекут за собой применение штрафных санкций.
Мы уверены, что, когда вся республика постепенно будет охвачена системой АСКУЭ, всё наладится. Сейчас мы убедились, что система работает довольно точно и удовлетворительно. Но до её отличной работы, действительно, ещё пока далеко.
Сложно будет достичь чего-то без обновления линий, упрощения платёжной системы, чтобы она была понятной для потребителей. Неточности, путаница в системе АСКУЭ создают недоверие.
Поскольку, если раньше счётчики проверял инспектор на дому, то сейчас это осуществляется компьютером дистанционно. При возникновении задолженности свет отключается автоматически.
Пока не создадут простую оплату электроэнергии (похожую на оплату телефона), пока свет не будет загораться сразу после оплаты задолженности, вся широкомасштабная работа, которую так расхвалили, будет незаметна.
Шухрат Шокиржонов, специальный корреспондент Kun.uz,
операторы – Джахонгир Алибоев, Фахриддин Хотамов
перевод: Диана Султанова,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
13:49 / 14.12.2024
Стоимость проезда за наличку на общественном транспорте в Ташкенте повысят
09:48 / 26.11.2024
С 1 января ожидается повышение цен на билеты в общественном транспорте Ташкента при оплате наличными
13:58 / 02.11.2024
Насколько реально отключение электричества из-за долга за вывоз мусора?
09:23 / 29.10.2024