18:59 / 15.03.2021
14683
В Узбекистане правоохранители вновь начнут массовые проверки. Как изменилось «карантинное законодательство» в течение года?

15 марта в хокимияте Ташкента под председательством Джахонгира Артыкходжаева прошло экстренное совещание по предотвращению распространения коронавирусной инфекции в столице.

Фото: KUN.UZ

В ходе мероприятия стало известно, что соответствующим ведомствам поручили усилить контроль за полным соблюдением населением действующих карантинных требований и санитарно-гигиенических норм.

Кроме того, ранее руководитель Ташкентского городского управления Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Малика Кудратходжаева сообщила, что на днях были сформированы группы, состоящие из сотрудников Нацгвардии, ГУВД, службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, которые контролируют соблюдение карантинных требований на рынках, в предприятиях общественного питания, в организациях и различных учреждениях.

Напомним, 15 марта 2020 года в лаборатории научно-исследовательского института вирусологии у узбекистанки был выявлен первый случай заражения коронавирусом.

В настоящее время в Узбекистане вновь растет количество больных с COVID-19. Обратите внимание на тот факт, что в течение года в законодательство внесли ряд изменений и дополнений.

Редакция Kun.uz представляет вашему вниманию краткий обзор.

Без маски – плати штраф

В Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности были внесены соответствующие изменения.

Согласно статье 54 вышеуказанного кодекса, нахождение в общественных местах без маски в условиях возникновения и распространения карантинных и других опасных для человека инфекций вопреки специальным требованиям уполномоченного органа влечет наложение штрафа до пяти базовых расчетных величин.

Органы внутренних дел

Согласно внесенным изменениям в Кодекс об административной ответственности, органы внутренних дел могут рассматривать дела, связанные с нарушением правил борьбы с эпидемиями. При этом вправе рассматривать дела этой категории и применять административные взыскания только при условии введения карантина на соответствующих территориях или объектах.

Также при совершении водителями транспортных средств административных правонарушений, предусмотренных частью второй статьи 54 (в части нарушения ограничений на передвижение транспортных средств), задержание транспортных средств производится органами внутренних дел до рассмотрения дела об административном правонарушении.

Ложная информация

Установлена уголовная ответственность за распространение заведомо ложных сведений о заразной болезни. Об этом говорится в законе «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административной ответственности» от 26 марта 2020 года.

Согласно закону, в целях предупреждения распространения необоснованной паники среди населения по поводу распространения карантинных и других опасных для человека инфекций, обеспечения общественного порядка, а также создания условий для нормального функционирования ответственных органов Уголовный кодекс дополнен статьей 244-5.

Распространение не соответствующих действительности сведений о распространении карантинных и других опасных для человека инфекций в условиях возникновения и распространения карантинных и других опасных для человека инфекций, наказывается:

- штрафом до 200 БРВ;

- обязательными общественными работами до 300 часов;

- исправительными работами до двух лет.

Распространение данных сведений в печатном или иным способом размноженном тексте либо в СМИ, а также всемирной информационной сети интернет, наказывается:

- штрафом от 200 до 400 БРВ;

- обязательными общественными работами от 300 до 360 часов; 

- исправительными работами от двух до трех лет; 

- ограничением свободы до трех лет; 

- лишением свободы до трех лет.

 Нарушитель карантинных правил может быть приговорено к лишению свободы 

Лицо, нарушившее правила карантина, может быть приговорено к лишению свободы на срок до 10 лет. Согласно вышеуказанному закону, усилена уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства или правил борьбы с эпидемиями.

В частности, нарушение санитарного законодательства или правил борьбы с эпидемиями, в том числе невыполнение в условиях возникновения и распространения карантинных и других опасных для человека инфекций требований органов государственного санитарного надзора о:

- прохождении медицинского обследования и лечении; 

- прибытии в места, определенные для прохождения карантина и непокидании данных мест в установленный период; 

- разглашении сведений о лицах, с которыми был контакт и местах посещения в период риска заражения заболеванием, а также других законных требований, создавшее реальную угрозу массового заболевания или отравления людей либо повлекшее массовое заболевание или отравление людей, наказывается лишением свободы до 5 лет. (Ранее данный срок составлял до 3-х лет) 

То же деяние, повлекшее смерть человека наказывается лишением свободы от 5 до 7 лет, а если повлекло человеческие жертвы, то – лишением свободы от 7 до 10 лет. (Ранее данные сроки составляли соответственно от 3 до 5 лет и от 5 до 8 лет)

Усилена административная ответственность за нарушение правил борьбы с эпидемиями 

Согласно внесенным изменениям в Кодекс об административной ответственности, нарушение обязательных правил, установленных в целях предупреждения возникновения или распространения карантинных и других опасных для человека инфекций, в том числе в условиях возникновения и распространения карантинных и других опасных для человека инфекций несоблюдение внутреннего распорядка лечебного учреждения и невыполнение законных требований органов государственного санитарного надзора о:

- прохождении медицинского обследования и лечении; 

- прибытии в места, определенные для прохождения карантина и непокидании данных мест в установленный период; 

- разглашении сведений о лицах, с которыми был контакт и местах посещения в период риска заражения заболеванием, а также других законных требований, влечет наложение штрафа на граждан от 20 до 30 БРВ, а на должностных лиц – от 30 до 50 БРВ.  

Утвержден порядок перевода на дистанционную работу 

28 марта 2020 года в Министерстве юстиции прошел государственную регистрацию приказ «Об утверждении Положения о временном порядке перевода работников на работу в дистанционном режиме работы, по гибкому графику работы или на дому в период действия карантинных мер».

Согласно положению, утвержденному приказом, в период карантина работодатель, с согласия работника, может перевести его на дистанционную работу, гибкий график работы или работу на дому.

При этом этим правом пользуются в первую очередь беременные женщины, пожилые люди, инвалиды и работники с хроническими заболеваниями.

Перевод работника на работу в дистанционном режиме, по гибкому графику работы или на дому оформляется приказом работодателя.

В изменениях к трудовому договору о переводе на дистанционную работу, наряду с другими условиями труда, указывается следующее:

- порядок взаимодействия по электронному документообороту; 

- обеспечение работника необходимым оборудованием для работы, установление порядка использования технических средств; 

- обеспечение работника средствами связи, использование сети интернет; 

- условия возмещения ущерба в случае повреждения техники, предоставленной работодателем работнику; 

- порядок возмещения расходов при использовании работником личного оборудования, технических средств, сети Интернет; 

- обязанности работника и работодателя по необходимой охране труда и соблюдению условий труда; 

- условия перевода работника на постоянную работу при возникновении производственной потребности. 

За работниками, переведенными на этот способ работы, сохраняется право на получение трудового отпуска, временной нетрудоспособности, а также иные права, предусмотренные законодательством и коллективным договором.

Порядок предоставления трудового отпуска родителям детей дошкольного возраста во время карантина 

Кроме того, в Министерстве юстиции прошел государственную регистрацию приказ «Об утверждении временного положения о порядке предоставления ежегодного трудового отпуска родителям учеников младших классов общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных образовательных организаций при приостановлении деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных учреждений на период действия карантинных мероприятий».

Согласно положению, трудовой отпуск предоставляется родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям) воспитанников детских садов и учащихся 1-4 классов школ в период приостановления деятельности детских садов и школ в период карантина.

При этом отпуск предоставляется по желанию работника, независимо от графика отпусков (не обязательно проработать 6 месяцев для первого года работы).

Если работник получил трудовой отпуск до приостановления деятельности детского сада или школы, или не желает получать трудовой отпуск, то с его согласия можно сделать следующее:

- временный перевод на дистанционный режим работы, гибкий график работы или работу на дому; 

- предоставление отпуска без сохранения заработной платы. 

Работодатель издает приказ в день получения заявления от работника о выходе в трудовой отпуск с указанием даты начала и окончания отпуска.

При невозможности выйти на работу в день окончания трудового отпуска в связи с продолжением карантина в образовательных учреждениях, работник направляет работодателю заявление следующего содержания:

- о получении отпуска без сохранения заработной платы, с указанием срока и начала отпуска; 

- о временном переводе на дистанционный режим работы, гибкий график работы или работу на дому. 

Работодатель обязан предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы с даты указанной в заявлении, ограничения на максимальный срок, установленные Трудовым кодексом, не применяются в течение карантинного периода.

Top