Джахонгир Обиджонов – о жалобах на АСКУЭ и о том, когда система заработает полностью
Первый заместитель председателя правления АО «Региональные электрические сети» Джахонгир Обиджонов в интервью с Kun.uz подробно прокомментировал жалобы населения на систему АСКУЭ.
Десятки проблем, возникшие с самого начала перехода на АСКУЭ или автоматизированную систему учёта электроэнергии, вызывают недовольство многих потребителей.
В Kun.uz продолжают поступать обращения о том, что оплата осуществляется, но передача электроэнергии вовремя не восстанавливается, а при предоплате средства на счету быстро заканчиваются. Мы побеседовали о таких проблемах с первым заместителем председателя правления АО «Региональные электрические сети» Джахонгиром Обиджоновым.
- До сих пор люди жалуются на то, что, если на счету заканчиваются деньги, счётчик отключается автоматически, а когда оплачивают – он автоматически не подключается к сети. Когда будет решена эта проблема?
- Потребители часто задают такой вопрос. Короче говоря, сейчас по всей республике установлено около 6 млн 90 тысяч счётчиков, охвачено почти 82 процента потребителей. По плану, мы должны установить в стране ещё 7 млн 400 тысяч счётчиков.
Более 3 млн 600 тысяч счётчиков подключены к системе биллинга. То есть, у нас есть возможность их отключать и включать.
Конечно, после возникновения задолженности, эта система автоматически отключает электричество. После оплаты, через определённый срок, автомат (программа) сам подключается. Что касается медленного подключения после оплаты, уважаемые потребители должны знать, что этот проект сейчас находится на стадии внедрения. Он пока не доведён до конца. Программы новые. Сейчас ведётся работа над введением, подключением этих программ, установлением связи. В каких-то процессах могут наблюдаться недочеты.
Наша программа работает на основе системы биллинга. Биллинг выполняет расчёт использованной электроэнергии, получает данные из счётчиков, и, при наличии задолженности, передаёт информацию в систему КАС, которая автоматически отключает электричество. Программа осуществляет это самостоятельно. Система КАС введена компанией «Корея телеком».
Раньше включение и отключение электричества выполнялось с помощью 3 программ. Это были программы предприятий-производителей счётчиков. Мы и ранее говорили, что после их подключения к КАС начнётся равномерная работа.
Сейчас мы перевели все счётчики с 3 на одну программу. Сейчас по республике работает одна программа. Наша цель заключалась в объединении этих программ. Наконец нам это удалось, и мы довели эту работу до конца.
Теперь нам предстоит установка 7 млн 400 тысяч счётчиков до 1 мая, перевод их всех в систему биллинга, и подключение к системе КАС. Потом мы сможем сказать, что система полностью запущена.
- Руководитель «Региональных электрических сетей» говорил об оперативной работе телефонной связи системы АСКУЭ. То есть, как и в телефонных компаниях, по окончанию средств электричество будет отключаться, а при оплате – включаться. Когда будет достигнута такая оперативность?
- Могу сказать, что сейчас программа работает на такой скорости. После оплаты свет включается в короткие сроки, максимум, через 10-15 минут. Электричество может не включаться и по другим причинам.
Во-первых, в квартире может быть выполнен неправильный монтаж электроэнергии, или установлены различные устройства, помимо счётчика. Это могут быть «рубильники», различные приспособления для включения и отключения или перехода на другую линию. После их отключения электричество не включается.
Во-вторых, в определённое время, когда люди начинают больше использовать Интернет, сигнал снижается. Во время этого снижения срок подключения электричества значительно затягивается. Сейчас мы работаем с мобильными компаниями по улучшению качества связи. Но следует отметить, что программа адаптирована к включению после оплаты.
- Расскажите о финансовой стороне проекта, включающего около 7,5 млн счётчиков.
- Общая стоимость проекта составляет 587 млн долларов. Сейчас счётчики установлены на 410 млн долларов из этих средств. Проект завершится после того, как мы установим оставшуюся часть в течение двух месяцев.
В целом, планируется завершить проект до 1 мая.
В данный проект привлечены средства Азиатского банка развития, «Региональных электрических сетей», «Узпромстройбанка» и других источников.
- У потребителей возникает много жалоб о том, что в системе АСКУЭ оплаченные деньги быстро заканчиваются.
- Для потребителей в новой системе создаётся много благоприятных условий. До введения АСКУЭ наши счётчики работали оффлайн. К должникам приходили домой и отрезали провода. При необходимости подключения, после осуществления оплаты нужно было платить ещё и за проводку. Потом только электричество подключалось. Сейчас всё это делается бесплатно. Если потребитель является задолжником, программа автоматически его отключает. То есть, потребителю не нужно платить лишние деньги. А раньше это было.
Второе благоприятное условие. Наши работники больше не ходят и не беспокоят граждан. Уже не возникает споров и разговоров о задолженностях. Всё осуществляется онлайн.
Другой вопрос. Каждые 10 лет выполнялась поверка счётчиков за счёт потребителей. Сейчас это будет делаться бесплатно, за счёт «Региональных электросетей».
- Скажите, сколько процентов платежей потребителей, подключённых к биллингу, осуществляются онлайн?
- Сейчас к биллингу подключено 3 млн 600 тысяч счётчиков. 91 процент из них, то есть, 3 млн 200 тысяч – перешли на предоплату.
На данный момент по республике осуществлена предоплата за электроэнергию в размере почти 426 млрд сумов. Раньше такого не было. До этого, у 10 процентов была предоплата, а остальные были задолжниками. У населения формируется платёжная дисциплина.
- Если потребитель во время подключения к системе АСКУЭ является задолжником, что происходит?
- Если задолженность будет выявлена во время замены счётчиков, потребителю нужно оплатить долг. Если он не оплатит вовремя, задолженность будет переведена на новый счётчик. После запуска нового счётчика, естественно, у него автоматически отключится электричество из-за долга. Для предотвращения таких ситуаций наши сотрудники ведут разъяснительную работу.
Большинство наших потребителей правильно принимают и понимают эту программу, своевременно выполняют платежи, не сопротивляются замене счётчиков.
Но есть и те, кто против замены счётчиков. Мы проанализировали, что это, в основном, те, кто не заплатил вовремя или незаконно пользуется электроэнергией.
Если потребитель будет уклоняться от подключения к новой системе АСКУЭ, мы вправе отключить его счётчик от поставки электроэнергии. Это установлено законодательством, и подключение к такой системе является обязательным.
- Расскажите о задолженности. Насколько эффективна новая система при сокращении долгов?
- К примеру, в Республике Каракалпакстан, установлены 96 процентов счётчиков, почти все подключены к биллингу. В Каракалпакстане, по состоянию на 1 марта 2019 года, была 101 тысяча потребителей-задолжников. К марту 2021 года количество задолжников сократилось до 31 тысяч. Разница очевидна.
Возьмём Бухарскую область. В 2019 году количество задолжников составляло 170 тысяч. К 2021 году их число сократилось до 40 тысяч. Такая же ситуация в Джизакской области, раньше – 97 тысяч, а сейчас -14 тысяч.
В столице в 2019 году было 232 тысячи задолжников, а сегодня – 78 тысяч. С помощью новой программы увеличился и уровень взыскания долгов.
Приглашаем журналистов и блогеров в наш центр автоматизации учёта электроэнергии. Система на 100 процентов автоматизирована, сейчас подключения и отключения осуществляются онлайн, на основе программы компании «Корея телеком», посредством установленных ими серверов.
Из новых счётчиков, помимо подключения и отключения, можно получить 40 видов сведений. Было ли постороннее вмешательство в счётчики, заблокированы ли они, реактивная мощность задолжников – все эти данные мы можем получить и проанализировать.
Кроме того, устройства показывают в формате онлайн потери электроэнергии до поступления к потребителям.
- В отдалённых регионах Интернет работает плохо. Можно ли полностью обеспечить работу системы онлайн?
- О наличии этой проблемы было известно ещё вначале. Поэтому, в постановлении правительства №594 было дано поручение компании «Uztelecom» по улучшению связи в отдалённых и горных регионах с низким уровнем работы интернета.
В качестве результата, могу сказать, что в Бахмальском, Зааминском, Фаришском районах Джизакской области сигналы были очень слабыми. Стараниями компании качество сигнала доведено до 96 процентов. Эта работа осуществляется и в других регионах.
Беседовал Исломбек Умаралиев,
оператор – Дониёр Якубов
перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова
Новости по теме
14:47 / 25.12.2024
Гражданам дадут 5 дней на погашение задолженности за вывоз отходов
12:54 / 19.12.2024
Узбекистан продолжит поставку электроэнергии в Афганистан в 2025 году
15:55 / 11.12.2024
В Ташкенте завод расхитил электроэнергию на 26,9 млрд сумов
10:53 / 09.12.2024