Узбекистан | 08:45 / 04.07.2021
50377
7 минут чтения

Энергетические напитки. К чему приводят последствия временной бодрости?

Я заметила, что только в одном рекламном блоке посреди фильма по телевизору рекламировали целых 7 прохладительных напитков. 3 рекламных ролика были посвящены энергетическим напиткам, о которых говорилось, что они «придают человеку дополнительную физическую и умственную силу, бодрят и тонизируют организм».

В магазине я увидела целую полку с такими напитками. Предположила, что энергетические напитки покупают редко, потому что они стоят дороже других прохладительных напитков. Но я ошиблась. Продавец рассказал, что продаёт, как минимум, 50 таких напитков в день. Если в небольшом магазинчике, куда я зашла, продают столько, то, что уж говорить о крупных супермаркетах. А ведь сколько таких магазинов по всей столице.

Кстати, я вспомнила, что мои дети тоже часто приносят такие напитки. Интересно, действительно ли энергетические напитки повышают физическую и умственную активность?

Энергетические напитки – это напитки, в составе которых имеется кофеин в количестве более 150 мг/л, и (или) другие компоненты в количестве, достаточном для изменения тонуса человеческого организма.

«Частое употребление энергетических напитков вызывает зависимость»

Профессор кафедры гигиены питания детей и подростков Ташкентской медицинской академии Гули Шайхова отметила, что чрезмерное употребление таких напитков вызывает у подростков зависимость.

Гули Шайхова

«В энергетических напитках в высокой концентрации присутствует кофеин и таурин. Таурин – вещество, интенсифицирующее энергетический процесс и развивающее нервную систему. Суточная норма таурина для человеческого организма составляет 400 мг. В составе энергетиков это вещество превышает дневную норму в два раза, и это, конечно, негативно воздействует на здоровье подростков. Учёные-диетологи проводят крупные исследования по влиянию энергетических напитков на организм. Исследования показывают, что регулярное употребление энергетических напитков в чрезмерном количестве негативно воздействуют на некоторые органы и системы человеческого организма (головной мозг, центральная нервная система, суставы), а у людей, употребляющих их часто, появляется зависимость.

Кофеин в составе напитка является веществом-психостимулятором. Он придаёт временное чувство бодрости, может облегчить состояние усталости, но через определённое время (1-1,5 часа) в человеческом организме усталость усиливается, появляется головная боль, и снижается не только умственная, но и физическая активность. У любителей таких напитков впоследствии начинают появляться боли в суставах, и это приводит к определённым осложнениям.

Потребление кофеина не должно превышать 60 мг в неделю. А в составе одного энергетического напитка содержится в среднем 30 мг кофеина.

Употребление энергетических напитков не рекомендуется детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом» - говорит врач.

«Энергетики вызывают стресс в молодом организме»

Психолог Гулирано Эролова считает, что, когда речь идёт о воздействии энергетических напитков, не следует забывать об эффекте плацебо.

Гулирано Эролова

«В составе напитка имеются стимулирующие вещества, но человек, употребляющий их под влиянием рекламы, чувствует себя максимально взбодрённым. Потому, что акцент в рекламе делается именно на этом. В результате, у человека появляется мысль о том, что он сможет получать энергию только от этого напитка, и возникает зависимость. Выпив энергетик, он подсознательно думает: «Всё в порядке, я успокоился, моё состояние улучшилось», тогда как на самом деле это не так.

Удручает тот факт, что привыкание подростков к таким энергетикам, влечёт за собой многие нервные заболевания, поскольку эти напитки вызывают стрессовые состояния. Детям до 18 лет запрещено пить энергетики. Но, к сожалению, они свободно продаются детям в магазинах возле школ. Конечно, на банках с энергетиками написано, что их нельзя употреблять детям до 18 лет, но привлекательные изображения из рекламных роликов больше производят впечатление на подростков. Как специалист, я могу сказать, что реклама больше воздействует именно на подростков и пожилых людей, и у них появляется доверие к рекламируемому товару. Маркетологам и родителям следует продумать этот вопрос. Если дети будут искать уверенности, силы, бодрости не в каком-то напитке, а в себе, - будет намного больше пользы для будущего» - говорит психолог.

Предполагается, что частое употребление энергетиков повлекло смерть 16-летнего подростка

Энергетические напитки были созданы в 1960 году в Японии для использования в медицине в качестве лекарственного средства. Потом энергетики, считавшиеся безвредными для здоровья человека, завоевали Европу и США. Однако, затем эти напитки больше стали служить бизнесу, чем здоровью. В целях популяризации напитка, в их состав добавили несколько химических веществ.

В 2014 году Всемирная организация здравоохранения забила тревогу по поводу того, что энергетики употребляют в основном несовершеннолетние подростки. В 2017 году, в американском штате Южная Каролина, предположили, что причиной внезапной смерти 16-летнего подростка стало частое употребление энергетических напитков.

Сейчас во многих странах мира установлены различные законодательные ограничения в продаже энергетиков. К примеру, если в большинстве стран принимаются меры по установлению ограничений в продаже подобных напитков лицам, не достигшим 18 лет, то в таких странах, как Дания, Турция, Норвегия, Исландия, и в некоторых штатах США, продажа энергетических напитков полностью запрещена.

Законом, принятом в Узбекистане, также установлен определенный порядок. Согласно закону, реализация энергетических напитков лицам, не достигшим 18 лет, - не допускается. Также, в рекламе энергетических напитков должно быть предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков, а также информация о лицах, которым не рекомендуется их употреблять.

Также указано, что в рекламе энергетических напитков не должны демонстрироваться процессы употребления напитков, и не должно создаваться впечатление о том, что эти процессы имеют большую значимость для достижения социального и спортивного успеха, либо улучшения физического и психического состояния.

Специалисты говорят, что такие напитки могут негативно воздействовать на здоровье подростков. Действительно, внимание наших детей больше привлекает не знак запрета на банке с напитком, а яркие, привлекательные изображения из рекламы.

Мы призываем родителей быть более внимательными к продуктам, употребляемым детьми, особенно сейчас, когда в мире появляются новые болезни, дети чаще заболевают онкологическими болезнями, а в результате стрессов происходят несчастные случаи, угрожающие человеческим жизням.

Подготовила Гулмира Тошниёзова

перевод: Анастасия Ткачёва,

Диана Султанова

Новости по теме