15:58 / 17.09.2021
2460
Министр юстиции: «Чем выше уровень доверия населения к государству, тем выше уровень вакцинации»

Министр юстиции Русланбек Давлетов затронул ряд проблем в сфере во время встречи с группой профессоров и преподавателей учебных заведений министерства 14 сентября в Ташкентском государственном юридическом университете.

Фото: KUN.UZ

Советник министра юстиции Шахноза Соатова привела важные отрывки из выступления министра.

Министр отметил, что научная деятельность недостаточно связана с практикой и сегодня исследования в правовой сфере становятся все более теоретическими и упрощенными, оторванными от политической и общественной жизни:

«Мы сделали значительные шаги в области земельного права. Это требовало серьезного научного исследования. Почему до сих пор не предоставлено право собственности на землю? Не публиковалось научно-популярных статей с разъяснением таких понятий, как пожизненное владение, права собственности, права пользования и аренды, а также не проводилось никаких исследований. В общем, мы не видели научных исследований по изучению земельной собственности в историческом контексте как теории, прогнозирующей перспективы земельной реформы в нашей стране».

Также было отмечено, что выдвинутые в исследовании предложения недостаточно продуманы и практических предложений мало:

«Возьмем, к примеру, исследование прав женщин в учреждениях системы исполнения наказаний. В этом плане очень много проблем: большая работа с женщинами, которые покинули учреждения, изучение их проблем, помощь им с реабилитацией и адаптацией. Однако исследование предлагает механизмы передачи «посылок» женщинам, отбывающим наказание в учреждениях. Такие незначительные предложения делаются по такой большой теме.

Научная работа должна носить серьезный и глубокий аналитический характер. Далее заниматься такими псевдонаучными изысканиями невозможно. Теперь будут разработаны специальные требования и механизмы. Человек, получивший докторскую степень, должен быть достоин звания ученого».

Подвергнуты критике факты очковтирательства при внедрении научных новшеств на практике:

«Здесь много обмана. Просят: «Напишите письмо о том, что это реализовано на практике. Очень нужно». Так дело не пойдет. Такой фанатичный подход к вопросу реализации - недопустим. То, что не применено на практике, еще не умаляет важности работы. Например, сколько существует утопических произведений, питающих человеческое мышление. Если они не будет введено сегодня, внедрят завтра, через пять-десять или более лет. Главное, чтобы это были хорошие, рабочие, полезные предложения».

Министр объяснил, почему связь теории с практикой так важна в юриспруденции:

Почему жалуются на очень важные социальные проекты, такие как «Женская тетрадь» и «Железная тетрадь»? Потому что есть вопросы в процессе формирования критериев и процедур включения граждан в эти списки. Эффективность любой реформы зависит от эффективного функционирования правовых институтов. Надо работать над правильным использованием этих институтов, создать для этого научную базу. Если теории не претворяются в жизнь, они бесполезны».

О «легком» учении и образовательных трудностях:

«Люди уезжают за границу, чтобы за плату поступить в университет, на учебу не ходят, а через год переводятся в наши ведущие университеты. Но это ведь несправедливо по отношению к тем, кто не смог поступить, недобрав пару баллов. Еще некоторые студенты спорят с преподавателями из-за оценок, жалуются и шантажируют их. Такого быть не должно. Учеба не должна быть легкой, вы должны усердно трудиться, чтобы выучиться после поступления. Посмотрите на иностранных студентов университетов, которые не могут сдать экзамены, некоторые из них даже кончают жизнь самоубийством. Мы не хотим доводить дело до такого, но отношения ученика и учителя должны быть гармоничными и сбалансированными. Студент должен сначала учиться, а уж потом требовать».

Об учебниках:

«Язык учебников сложен, одно предложение – на полстраницы. Студент не читает и не понимает, он запоминает. Затем он отвечает, как попугай, без анализа. Это не образование. Базовые знания студент должен получить из учебника, лекции носят направляющий характер. Нужны новые хорошие учебники. Учебники права переживают кризис».

О сносах, доверии к государству, о вакцинах:

«Можно ли сказать, что проблема сносов не повлияла на доверие людей и имидж правительства? Тот факт, что люди пытались решить проблему, поджигая друг друга, был откатом от цивилизации. Почему вы это не изучаете? Почему преподаватели юридических вузов не изучают подобные правоотношения? Процедура, механизмы и ограничения изъятия имущества должны быть изучены с научной точки зрения.

Мы увидели, насколько важно общественное доверие к государству в ходе вакцинации. В любой стране, чем выше доверие населения к государству, тем выше уровень вакцинации - они прямо пропорциональны друг другу. Мы не можем сказать, что вакцинация проходит очень хорошо, потому что люди все еще не доверяют (хотя вводятся те же вакцины, что и в других странах). Причины этого также зависят от легитимности и законности. Есть ли какие-нибудь исследования по этому поводу?»

О морально устаревшем трудовом законодательстве:

«По труду много проблем, предложений мало. По сути, все еще действует Трудовой кодекс советских времен. Не справляясь с его требованиями строго определенной социальной нагрузки, предприниматели переходят в теневую экономику. Трудовое право отстает от сегодняшней реальности и поэтому не работает. Даже если работник не работает три месяца, работодатель должен выплатить ему 70% зарплаты за «больничный». Зарабатывать деньги непросто, предприниматель не может так работать. В результате он создает свои правила: сотрудник пишет заявление об увольнении с открытой датой еще при поступлении на работу. Необходимо модернизировать эти отношения».

Один из преподавателей рассказал министру о ряде проблем:

«На более требовательных преподавателей студенты пишут жалобы ректору через бот, что оказывает давление на педагогов. Пусть пишут, но их жалобы должна рассматривать комиссия.

Также необходимо прекратить практику заключения срочных трудовых договоров с учителями. Это все равно, что отбирать заявление на увольнение перед тем, как нанять учителя. Потому что, когда контракт истекает, неизвестно, будет ли он снова подписан с преподавателем. Это снижает уверенность педагога в завтрашнем дне.

Также нет площадки для конструктивного общения с преподавателями. Мы не можем попасть на Совет. У ректора есть бот, который собирает мнения студентов. Нам нужно открыть платформу, которая бы прислушивалась к учителям».

Неверен и механизм контроля качества образования. Студенты оценивают преподавателя. Если педагог ставит студенту низкую оценку, студент также ставит низкую оценку. Фактически, эксперты должны увидеть, услышать и оценивать урок».

Для сведения, бывший ректор Ташкентского государственного юридического университета Рахим Хакимов в июне этого года был назначен заместителем министра высшего и среднего специального образования. Должность ректора ТГЮУ остается вакантной.

Top