Целью закона является регулирование отношений в области приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения. Документ был подписал 15 ноября текущего года.
Согласно закону, объектами приватизации являются:
· земельные участки, предоставленные юридическим лицам, для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности;
· земельные участки, предоставленные гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности;
· земельные участки, на которых расположены подлежащие приватизации государственные объекты недвижимости;
· свободные земельные участки.
Приватизация земельных участков осуществляется в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, проектами детальной планировки частей населенных пунктов или иными документами по комплексному развитию и планировке территорий или видами разрешенного использования земельных участков.
Приватизации не подлежат земельные участки:
· на которых расположены месторождения полезных ископаемых, объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации в соответствии с законодательством;
· входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фондов, защитных зон объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, общего пользования городов и поселков (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, парки);
· зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению;
· предоставленные в установленном законодательством порядке участникам специальных экономических зон – на период функционирования специальной экономической зоны;
· на которых расположены многоквартирные дома, а также земельные участки, прилегающие к многоквартирным домам;
· предоставленные для реализации проектов государственно-частного партнерства, соглашений и договоров о социальном партнерстве, а также юридическим лицам для государственных и общественных нужд.
При приватизации земельных участков право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) может быть установлено в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Приватизация земельных участков производится в следующих формах:
· выкуп субъектами приватизации земельных участков, находящихся у них на праве постоянного пользования (владения), аренды или пожизненного наследуемого владения;
· покупка земельных участков через электронный онлайн-аукцион.
Заявление на приватизацию земельных участков подается:
· юридическим лицом Республики Узбекистан – в отношении земельных участков, предоставленных ему для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности и находящихся у него на праве постоянного пользования (владения) либо аренды;
· гражданином Республики Узбекистан – в отношении земельных участков, предоставленных ему для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности и находящихся у него на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования либо аренды.
При переходе к юридическим и физическим лицам Республики Узбекистан соответственно права постоянного пользования (владения), пожизненного наследуемого владения или аренды земельным участком к ним переходит и право на приватизацию данного земельного участка.
Если земельный участок находится в совместном владении или пользовании нескольких субъектов приватизации, заявление подается по соглашению всех субъектов, заключаемому в соответствии с гражданским законодательством, при недостижении такого согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Заявление подается через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг.
Выкупная стоимость приватизируемого земельного участка, находящегося у субъекта приватизации на праве постоянного пользования (владения), аренды либо пожизненного наследуемого владения, устанавливается Кабинетом Министров в кратных размерах базовой ставки земельного налога с юридических лиц и физических лиц, установленной для соответствующих земель на момент приватизации.
Свободные земельные участки определяются в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, проектами детальных планировок частей населенных пунктов, иными документами по комплексному развитию и застройке территорий, видами разрешенного использования земельных участков.
Заявка на участие в электронном онлайн-аукционе по приватизации земельных участков подается:
· для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности – гражданами и юридическими лицами Республики Узбекистан;
· для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома – гражданами Республики Узбекистан.
Стоимость приватизируемого земельного участка определяется по результатам проведенного электронного онлайн-аукциона. Стартовая цена земельного участка, выставляемого на электронный онлайн-аукцион, устанавливается исходя из его рыночной стоимости на момент выставления его на электронный онлайн-аукцион.
Стартовая цена земельного участка, на котором расположены подлежащие приватизации государственные объекты недвижимости, устанавливается исходя из стоимости данного объекта в качестве единого имущественного комплекса.
Государственный ордер на право собственности на земельный участок является правоустанавливающим документом и выдается Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан в течение одного рабочего дня после осуществления полной и своевременной оплаты стоимости приватизируемого земельного участка.
Приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота.
Собственники приватизированных земельных участков имеют право:
· свободно владеть, пользоваться и распоряжаться приватизированным земельным участком по своему усмотрению и в своих интересах, в том числе использовать его в качестве предмета залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал (уставный фонд) юридического лица, предоставлять в аренду, не нарушая права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц, государства;
· требовать устранения всяких нарушений права собственности на приватизированный земельный участок;
· самостоятельно хозяйствовать на приватизированном земельном участке;
· возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос.
Изъятие приватизированного земельного участка у собственника допускается только в случаях:
· обращения взыскания на земельный участок по исполнительным документам;
· выкупа земельного участка для государственных и общественных нужд;
· конфискации земельного участка;
· реквизиции земельного участка.
Выкуп приватизированного земельного участка для государственных и общественных нужд осуществляется исключительно при получении письменного согласия собственника земельного участка, оформляется договором купли-продажи земельного участка, заключаемым на равных условиях между собственником земельного участка и соответственно от имени Совета Министров Каракалпакстана, хокимов областей и города Ташкента, а также осуществляется при условии предварительной оплаты государством договорной стоимости земельного участка.
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, по решению Кабинета Министров приватизированный земельный участок может быть изъят у его собственника (реквизиция) с возмещением собственнику приватизированного земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.
В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, приватизированный земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда (конфискация).