Узбекистан | 17:47 / 15.06.2022
22127
10 минут чтения

В Узбекистане рассчитали индекс зависимости от государства

Политика, направленная на экономическую и социальную поддержку общества, проводимая сегодня, приводит к дальнейшему увеличению долга государственного бюджета во многих странах мира. Одной из причин роста долга правительства являются социальные программы, которые создают экономическую и социальную зависимость населения от правительства.

Дискуссии о том, какой должна быть социальная политика, проводимая государством, продолжаются уже долгое время. Так, в мире сформировались различные подходы к данному вопросу от сильной социальной защите при высокой налоговой нагрузке до целевой поддержки определенных групп населения при умеренной налоговой нагрузке.

Однако, не смотря на подход, социальная политика порождает зависимость граждан от государства и там, где раньше на первый план выступали институты гражданского общества – сегодня все более важную роль играет государство. Так, по мнению Дэвида Мюльхаузена и Патрика Тиррелла, правительственные программы не только вытесняют гражданское общество, но слишком часто загоняют отдельных лиц и семьи в ловушку долгосрочной зависимости, оставляя их неспособными вырваться из своего положения для будущих поколений.

Поднимая вопрос о зависимости от социальных программ Юваль Левин, редактор журнала National Affairs пишет: «Мы все зависим от других. Вопрос в том, зависим ли мы от нейтральных, универсальных систем льгот, которые помогают удовлетворить наши материальные потребности, не связывая нас какой-либо заботой и обязательствами. Или мы развиваем общество, воспитывая привычки сдержанности, достоинства, чувство долга и ответственность».

О взаимосвязи между государством и обществом в виде социальной политики и налоговых выплат говорит Диана Тезадова. По ее мнению, сегодня остаются неразрешенными споры о переломных моментах в системе налогообложения: в какой момент увеличение налоговых ставок на доход граждан приведет не к пополнению бюджета, а к возможности снижения системы социальных выплат населению, и обратный процесс – когда низкие налоги не смогут обеспечить высокий уровень социальных услуг для граждан.

Таким образом, современная наука подтверждает необходимость наличия социальной защиты населения и проведения государством социальной политики. При этом существует лишь разница в подходах и выборе самих граждан. Данная политика может быть либо общей и «слепой», уравнивая всех и все вопросы, уменьшая роль решения граждан и повышая налоговую нагрузку. Либо политика может быть целенаправленной, оказывая помощь нуждающимся группам и решая наиболее важные для общества или отдельной группы лиц вопросы.

При этом стоит учитывать, что первый вариант является более положительным лишь на начальных этапах. Экономические кризисы, возникающие в мире с начала 21 века, показали, что целевая политика порождает меньшую зависимость населения от государства и способствует вовлечению гражданского общества в данные вопросы.

Таким образом, учитывая актуальность данного вопроса, институтом прогнозирования и макроэкономических исследований рассчитан индекс зависимости от государства.

Индекс измеряет рост расходов на порождающие зависимость государственные программы, которые подменяют собой роль гражданского общества. За основу был взят Index of Dependence on Government разработанный Фондом наследия (The Heritage Foundation) и рассчитанный для США.

Проведенный анализ выявил следующее:

- наибольшее влияние на рост индекса оказывают программы поддержки направленные на обеспечение населения жильем;

- в период пандемии коронавируса усилились программы по поддержке здравоохранения, выплаты социальной помощи, пособий и материальной помощи;

- доля социальных расходов в расходах госбюджета сократилась на 16,2 п.п., т.е. политика государства направлена на поддержку общества, но старается избежать увеличения зависимости в будущем.

Для простоты расчета индекса по Узбекистану, вместо отбора программ, финансируемых из бюджета, используются данные по расходам государственного бюджета Республики Узбекистан в квартальном разрезе. Это позволяет оценить более масштабно уровень помощи правительства населению по социально-экономическим направлениям.

Для расчета индекса используются такие строки как расходы на 1) образование, 2) здравоохранение, 3) социальное обеспечение, 4) пособия, материальная помощь и компенсационные выплаты, 5) субсидии внебюджетному Пенсионному фонду при Министерстве финансов, 6) расходы на государственные программы «Обод қишлоқ» и «Обод маҳалла», 7) кредитные линии участвующим банкам на софинансирование программ строительства жилых домов в сельских местностях, 8) расходы на экономику.

Наибольшее влияние на изменение индекса оказали такие показатели как жилье, здравоохранение и социальная помощь. В 2018 году отмечается сильный рост расходов на жилье – это связано с тем, что в 2017 году расходы на жилье были значительно ниже последующего периода (179,7 млрд сумов в 2017 году и 2861,5 млрд сумов в 2018 году). В 2020-2021 годах затраты на жилье сокращаются, что приводит к снижению индекса.

На 2020-2021 годы приходится распространение в Узбекистане пандемии коронавируса. В этих условиях наблюдается рост таких значений как здравоохранение и социальная помощь.

Изменение индекса и снижение его отдельных показателей в период пандемии коронавируса говорит о том, что из-за веденых ограничений снизились доходы государства и политика социальной поддержки стала фокусироваться на помощь в первую очередь людям с наибольшим ухудшением жизненной ситуации. В госпрограммах сократились расходы на финансирование строительства и покупки жилья для граждан (софинансирования кредитных линий банкам на строительство жилых домов, программы «Обод қишлоқ» и «Обод маҳалла»).

Можно отметить, что с началом распространения в Узбекистане пандемии коронавируса, в целом в стране увеличилась социальная поддержка государством населения. Были выделены дополнительные средства на здравоохранение, материальную помощь, социальные пособия и др.

В частности, были выделены дополнительные субсидии в Пенсионный фонд (20,5 трлн сумов за 2020-2021 годы). Налажена деятельность спонсорских координационных центров и волонтерских центров, а также 1197 колл-центров, которые организовали доставку продуктов питания 733 тыс. гражданам. За счет средств фонда «Щедрость и поддержка» оказана материальная помощь 479,4 тыс. семей. Эти действия в свою очередь привели к значительному росту таких направлений индекса как здравоохранение и социальное обеспечение, а также пособия и материальная помощь.

В стране расширяется поддержка малообеспеченных слоев населения. В целях поддержки малообеспеченных семей на основе «железных тетрадей» оказана материальная помощь около 600 тысячам нуждающихся семей.

Более 758 тыс. малообеспеченных семей оказана помощь в эффективном использовании приусадебных участков. Для производства сельскохозяйственной продукции 160 449 нуждающимся семьям выделено 62 394 га освобожденных зерновых площадей – по 20-50 соток каждой семье. В том числе 27 тыс. га отведено под выращивание картофеля, дынь и овощей, оказана практическая помощь в строительстве теплиц в 15 310 домохозяйствах.

Однако, стоит отметить, что, не смотря на рост индекса зависимости от государства, доля расходов государственного бюджета, используемых для его расчета, снижается в общих расходах госбюджета, политика государства направлена на поддержку общества, но старается избежать увеличения зависимости в будущем.

Так, за 2016-2021 годы доля социальных расходов в общих расходах государственного бюджета имеет тенденцию на снижение. Так, если в 2016 году данный показатель составлял 58,9%, то к 2021 г. снизился на 16,2 п. п. и составил 42,7%. При этом, доля расходов на экономику в общих расходах госбюджета увеличилась с 10,6% до 11,5%. Суммарно расходы на экономику и социальные расходы в расходах госбюджета уменьшились с 69,5% в 2016 году до 54,2% в 2021 году.

В свою очередь, доля социальных расходов по категориям (статьи расходов государственного бюджета, используемые при расчете индекса зависимости от государства) в общих расходах госбюджета имеет большее снижение – с 51,7% в 2016 году до 34,2% в 2021 году (на 17,5 п.п.). Суммарно расходы на экономику и социальные расходы по категориям в расходах госбюджета уменьшились с 62,2% в 2016 году до 45,6% в 2021 году.

Внедрение и развитие в Узбекистане «Инициативного бюджета» является одним из методов, направленных на решение вопросов наиболее актуальных для гражданского общества. Путем выдвижения инициатив и голосуя за них, граждане могут принять участие в распределении части местного бюджета, направив тем самым средства на решение насущных проблем. Это способствует активизации общества к принятию действий и участию в улучшении социальной среды, что в свою очередь, снижает эффект зависимости населения от правительства.

Новости по теме