20:00 / 07.07.2022
10438

«Конституционная комиссия в полном составе, либо частично, должна подать в отставку» – интервью с Камолиддином Раббимовым

Тема демонстраций, перешедших в массовые беспорядки в Каракалпакстане, в эти дни активно обсуждается различными СМИ и аналитиками мира. И очевидно, что такие дискуссии будут продолжаться с разных точек зрения. 

Пока мы говорим о волнениях, перед нами встают и естественные вопросы о необходимости и цели пунктов, касающихся Каракалпакстана, в предлагаемом варианте Конституции, и о том, какие недостатки были допущены в его реализации. 

Во-вторых, были ли причастны к нукусским событиям иностранные державы, как утверждают официальные лица и какие еще новости нас ожидают теперь? 

С этими и другими вопросами, вытекающими из последних событий в Каракалпакстане, корреспондент Kun.uz обратился к политологу Камолиддину Раббимову. 

В ходе интервью мы также искали ответы на вопросы о том, где сейчас находится Конституционная комиссия, ее руководитель и 46 членов, и почему они до сих пор хранят молчание. 

- Камолиддин Мухиддинович, в начале интервью я хотел бы вернуться к событиям в Каракалпакстане и спросить о конституционной реформе и тех четырех статьях, связанных с Каракалпакстаном. Скажите, что означает убрать и текста основного закона термин «суверенная» и упоминание о праве выхода Каракалпакстана из состава республики через референдум? 

Кроме того, было ли это «палкой, которая разворошила пчелиный улей», как говорят некоторые люди, или же тому была какая-то политическая, геополитическая, правовая причина? 

- Думаю, это была необходимость, и эта необходимость уже давно назрела. Смотрите, в мире существует понятие «международное право». В соответствии с ним, суверенное государство не может находиться внутри другого суверенного, независимого государства. 

Кроме того, есть ООН, которая является крупнейшей международной организацией в мире. В эту организацию входит каждая страна со своими символами, территорией, границами, городами и протяженностью границ. То есть можно назвать ООН самым большим кадастром в мире. 

Мировое сообщество признало Узбекистан суверенным государством. Исходя из этого, возникла большая необходимость пересмотра законодательства Узбекистана, Конституции Узбекистана и территориальной правовой системы. 

Я думаю, что этот вопрос рано или поздно все равно бы поднялся, потому что эти внутренние противоречия в условиях глобализации должны быть устранены ради процветания и развития государства, для укрепления политической и геополитической независимости государства. Правда, постановка этого вопроса сейчас вызвала определенные волнения и напряженность, но, повторюсь, рано или поздно это должно было произойти.

Уверен, что чем раньше будут сняты эти конфликты и проблемы, тем лучше с точки зрения территориальной целостности. 

Конечно, можно сказать, что возникновение этой проблемы будет сигналом внешнему миру о том, что в Узбекистане есть внутренние проблемы. Но я бы сказал, что нынешняя геополитическая ситуация вокруг Узбекистана и в регионе является оптимальным условием для их постановки и решения. 

Причина в том, что все государства-члены ШОС отреагировали в плане нерушимости территориальной целостности Узбекистана. То есть территориальная целостность Узбекистана на 100 процентов соответствует интересам остальных стран региона. Почему? Потому что самая многочисленная нация в регионе – это узбеки. Каждая из соседних стран имеет исторические узбекские территории, большие узбекские диаспоры, и пересмотр границ одного крупного государства в регионе запустит процесс «домино». В результате во всем регионе могут возникнуть подобные проблемы, о чем прекрасно знают соседние страны.

Под государствами я подразумеваю власти, но в обществах, т. е. гражданском или патриотическом обществе, среди активистов или политиков или личностей с националистическими уклоном, взгляды, конечно, могут незначительно или сильно отличаться от позиции властей. 

Но официальная позиция властей на стороне территориальной целостности Узбекистана, поэтому было заявлено, что это – внутренние дела Узбекистана, и я считаю, что это большое достижение Узбекистана. 

- Каждое изменение, которое планируется вносить в Конституцию, особенно в случае с Каракалпакстаном, детально обсуждается и анализируется, согласовывается с высшим руководством государства. На ваш взгляд, где был допущен просчет? Не было учтено общее настроение или процесс не был должным образом разъяснен? 

- Я думаю, что был допущен ряд ошибок. Во-первых, не учитывались мнения и действия, высказываемые пользователями социальных сетей за пределами страны. Механизмы взаимоотношений с ними не разработаны. 

Во-вторых, был настрой вроде: «мы предложим реформы, референдум, и все пройдет тихо и гладко». На самом деле требуются годы, чтобы постепенно подготовить общественное мнение. Один, два, три года. 

Я думаю, что попытка поскорее провести реформу была ошибкой. Потому что не были предприняты меры по изучению проблем в обществе, подготовке веских аргументов и укреплению общественного согласия. 

Оказание только экономической помощи региону, о котором мы говорим, может быть в некотором смысле катализатором. Потому что многое зависит от того, как это интерпретируется и воспринимается. Исходя из этого, комиссия, готовившая конституционные реформы, допустила ряд серьезных ошибок. 

- В этом смысле возникает вопрос, чем занималась ответственная за процессы Конституционная комиссия и ее глава Акмал Саидов, когда все это происходило? Мало того, данная комиссия никаких конкретных комментариев по ситуации не дает. Исходя из этого, как вы оцениваете её деятельность? 

- Комиссия поторопилась. Она не работала полноценно и профессионально. Потому что самое главное для людей – это приоритет их идей. Когда люди довольны ситуацией, когда в их мышление закладываются сильные идеи. Когда даются сильные идеи, которые аргументированы, доказаны.

Если в мышлении людей есть недовольство, предлагаемые идеи будут иметь и обратный эффект. В мышлении Комиссии преобладал механический контроль, и это было большой ошибкой. 

Комиссия, не стремилась давать обществу большие и обоснованные проекты, как сильный, профессиональный орган.

- Да, отношения комиссии с обществом во время этих процессов не назовешь искренними.

Например, в западных странах реформы серьезно обосновывают. Цели и задачи реформ будут максимально открытыми. Конечно, прежде чем принимать какую-либо статью, очень важно разъяснить обществу причину. Именно поэтому интеллектуалы на западе. Повторяю, наша комиссия работала очень механически. Механически означает: мы объявим обществу. Об остальном позаботятся власти, наша работа — сказать и делать вид, что мы углубились вовнутрь. 

- Мы говорим, конституционная комиссия не сказала, но, может быть, и хорошо, что она не говорила. Даже если они сейчас выйдут, то что они скажут? Опять станут хвалить… 

- Да, в нынешних условиях, если комиссия выйдет и выскажет свою реакцию на ситуацию, это может вызвать дополнительный негативный эффект и негативное отношение. Я согласен с вами с этой точки зрения. Но если комиссия работает профессионально, если она чувствует ответственность, то весь состав или отдельные лица должны подать в отставку. 

С одной стороны, ввиду недоверие общества к ним, с другой стороны, из-за их серьезной политико-правовой ошибки – возложить всю ответственность на государство и стать незаметными для общества. На них лежит серьезная ответственность, и они должны официально принять эту ответственность. Главное – политическая культура. А у наших политиков очень сильна авторитарная политическая культура. 

В других странах мира, когда комиссия получает важную общественную задачу и не имеет успеха, эта комиссия уходит в отставку. Неважно, лидер партии там или кто-то еще.

Например, если лидеры партий не набирают достаточного количества голосов на выборах в своем округе, они оставляют руководство этой партии. Как может политик, не набравший достаточного количества голосов в своем округе, стать полноправным лидером партии? 

- Такая ситуация была у нас на последних парламентских выборах. Но тот политик не ушел в отставку.

- Да, это на самом деле очень забавная ситуация. В такой ситуации большая ошибка возложить всю ответственность на главу государства и умыть руки.

Полностью интервью можно посмотреть на видео выше.

Беседовал Ильяс Сафаров,
видео - Мухиддин Нидо, 

перевод: Вадим Султанов.

Top