Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ «О дополнительных мерах по ускорению стратегических реформ».
Согласно документу, на базе Агентства стратегического развития создается Агентство стратегических реформ при президенте.
Основными задачами агентства определены:
- разработка предложений по реформированию отдельных сфер и отраслей с привлечением отечественных и зарубежных экспертов, организация и контроль за их реализацией;
- оценка эффективности реформ с критическим анализом их реализации в сферах и отраслях, выявление системных проблем, создающих условия для бюрократизма, волокиты и коррупционных проявлений и принятие мер по их устранению;
- мониторинг реализации стратегии развития нового Узбекистана и государственных программ, а также координацию на основе этого их полноценной и качественной реализации;
- системная организация работ по привлечению международных финансовых институтов, иностранных организаций и зарубежных специалистов, а также средств безвозмездной помощи, создание базы данных информации и отчетности по ним;
- трансформация предприятий с участием государства, в частности составление отчетов на основе международных стандартов, включение в состав органов управления независимых членов и осуществление мониторинга результативности работ, осуществляемых по эффективному использованию неотраслевых активов.
Кроме того, под председательством президента образован совет Агентства стратегических реформ. Совет утверждает приоритетные направления и основные параметры эффективности деятельности агентства, другие решения, связанные с его деятельностью, а также предложения, «дорожные карты» и программы, разработанные агентством по реализации определенных им задач.
В документе также говорится, что начиная с 1 октября 2022 года внедряется порядок реализации реформ в сферах и отраслях, их координации и оценки результативности, в соответствии с которым агентство:
а) по реформированию и координации отдельных сфер и отраслей:
- ежегодно в срок до 1 октября вносит в совет на утверждение план работ по реформируемым соответствующим сферам и отраслям на следующий год;
- формирует проектные группы (офисы) под руководством работника агентства с привлечением отечественных и зарубежных экспертов, представителей соответствующих министерств и ведомств (с сохранением заработной платы по основному месту работы);
- составляет техническое задание по глубокому анализу, оценке текущего состояния и разработке предложений проектными группами (офисами), разрабатывает «дорожные карты» по реформированию соответствующих сфер и отраслей с привлечением консалтинговых организаций;
- инициирует проведение заседания совета для принятия решения по концептуальным вопросам «дорожных карт»;
- разрабатывает или координирует разработку и согласование нормативно-правовых актов по «дорожным картам» касательно реформирования сфер и отраслей, в частности по предусмотренным в них вопросам;
- осуществляет постоянный мониторинг исполнения нормативно-правовых актов, принятых касательно реформ, принимает меры по выявлению и устранению факторов, препятствующих реализации реформ;
б) по оценке реализации реформ соответствующими министерствами и ведомствами:
- ежегодно в срок до 1 ноября вносит в совет на утверждение план работы агентства по оценке реформ, реализуемых в соответствующих сферах и отраслях;
- образует экспертные группы по каждой сфере и отрасли с привлечением независимых экспертов и специалистов;
- ежеквартально оценивает эффективность реализуемых реформ и вносит в совет информацию об итогах оценки с указанием достигнутых результатов, имеющихся недостатков, проблем, а также предложений по их устранению;
- инициирует проведение заседания совета для рассмотрения на его заседании отчетов руководителей министерств и ведомств о ходе реализации реформ.
Консультанты для разработки, реализации «дорожных карт» и оценки вышеуказанных процессов по реформированию сфер и отраслей привлекаются агентством или при согласовании с ним.
Начиная с 1 октября 2022 года внедряется порядок, в соответствии с которым:
а) привлечение к процессам реформирования сфер и отраслей международных финансовых институтов, иностранных организаций и зарубежных специалистов, а также средств безвозмездной помощи осуществляется при согласовании с агентством;
б) комплексная оценка программ реформ, в том числе страны международными финансовыми институтами и миссиями международных организаций проводится совместно с агентством;
в) каждое министерство и ведомство представляют в агентство официальные заключения и отчеты международных организаций, финансовых институтов и экспертов в недельный срок со дня их получения. При этом отчеты и заключения, подготовленные до принятия настоящего указа, представляются в агентство до 1 ноября 2022 года.
Целесообразность проектов нормативно-правовых актов, разработанных по стратегическим вопросам социально-экономического развития страны, углублению и либерализации комплексных реформ в соответствующих сферах, рассматривается на заседаниях совета. Проекты нормативно-правовых актов, признанные советом целесообразными, вносятся президенту на рассмотрение, при этом согласование данных проектов нормативно-правовых актов с другими ведомствами не требуется.
Генеральный директор агентства и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности президентом.
Источниками финансирования деятельности агентства являются средства государственного бюджета, средства фонда, внебюджетные средства агентства, доходы, полученные от размещения временных свободных средств на депозитах коммерческих банков, а также иные источники, не запрещенные законодательством.
Агентство при осуществлении своих задач имеет право на:
- создание проектных групп (офисов) по направлениям реформ, привлечение консалтинговых организаций, прием на работу квалифицированных зарубежных специалистов и выплату им заработной платы в национальной или иностранной валюте;
- привлечение на договорной основе специалистов государственных органов и организаций, хозяйственных объединений, представителей институтов гражданского общества, работников научно-исследовательских институтов, а также отечественных и зарубежных ученых и специалистов к работе по проведению исследований и анализа;
- заключение договоров о сотрудничестве с международными финансовыми институтами, международными организациями и экспертами и иных договоров;
- запрос и получение у государственных органов и организаций необходимых статистических, аналитических и других данных;
- бесплатный доступ к электронным информационным системам государственных органов и организаций, а также интеграцию данных систем с электронными системами агентства.