19:40 / 19.09.2022
19149

Добросовестен ли сам аэропорт, который борется с недобросовестными таксистами? 

На прошлой неделе в Ташкентском международном аэропорту заработала своя служба такси. Её расценки в 2 раза дороже других предложений на рынке. За стоимость Gentra, предоставляемой этой службой вы можете вызвать Malibu или Land Cruiser через обычное мобильное приложение. 

Фото: Uzbekistan Airports

До недавнего времени было обычным явлением, когда неорганизованные таксисты блокировали путь пассажирам, выходящим из терминала вылета Ташкентского международного аэропорта, и грубо и некультурно призывали людей воспользоваться их услугами. Нередки случаи, когда с пассажиров, которые не знают о стоимости проезда в городе, берут втридорога. 

Для решения этой проблемы с 12 сентября Uzbekistan Airports запустила официальную службу такси Ташкентского международного аэропорта. Но цены на такси этой службы вызывают возражения, и это – мягко говоря. 

Во сколько обойдется такси из аэропорта? 

Компания «Bоbur Diyor» была выбрана на аукционе для оказания услуг такси клиентам аэропорта Ташкента. Порядок пользования службой такси следующий:

  • пассажир подходит к стойке в зале прилета и сообщает свой адрес;
  • менеджер подсчитывает километраж по тарифу и сообщает сумму к оплате;
  • если пассажир согласен с ценой, он платит (наличными или банковской картой);
  • пассажиру выдается квитанция с указанием адреса и оплаченной суммы;
  • пассажир выходит из терминала и садится в первое из стоящих такси, предъявив квитанцию. 
Фото: Uzbekistan Airports

Точно также пассажир может воспользоваться услугой такси, напрямую сев в первую стоящую машину, не обращаясь к менеджеру у стойки. 

Для абонентов введены тарифы «Комфорт», «Бизнес», «Люкс» и «Премиум». 

Посадка в автомобиль Nexia-3 по тарифу «Комфорт» стоит не менее 30 000 сумов, в Cobalt 35 000 сумов, в Gentra 40 000 сумов. В эту минимальную цену входит доставка на расстояние до 3 км, плюс каждый 1 км начиная с 4-го стоит 3 000, 3 500 или 4 000 сумов в зависимости от модели автомобиля. 

Цены в 2 раза выше, чем у агрегаторов 

Предположим, пассажир желает отправиться из аэропорта в торговый центр Mega Planet в Юнусабадском районе. 

Самый оптимальный вариант расчета расстояния: выберем маршрут по улицам Бабура – ​​Фурката – Себзор – Ахмада Дониша. По карте Google длина маршрута 14 км. Соответственно, стоимость перевозки до Mega Planet в тарифе «Комфорт» аэропортового такси будет следующей: 

  • Nexia-3 – 63 000 сумов (11*3000+30000)
  • Cobalt – 73 500 сумов (11*3500+35000)
  • Gentra — 84 000 сумов (11 * 4000 + 40000) 

Если сравнить указанные выше цены с ценами на тот же маршрут в службах такси YandexGO и MyTaxi: 

  • YandexGO: 30 500 сумов
  • MyTaxi: 35 300 сумов 

Это тарифы «Комфорт» сервисов YandexGO и MyTaxi, причем это цены в пик заказов. Для справки, у этих сервисов есть еще два относительно более дешевых тарифа («Старт» и «Стандарт»; «Мини» и «Эконом»). Также в непиковое время цены будут ниже указанных выше (например, если пассажир прилетел ночным рейсом).

 

Почему такси в аэропорту дорогое?

Председатель Uzbekistan Airports Рано Джураева заявила, что цена такси, предлагаемого аэропортом, не будет такой же, как у такси в городе, потому что оно «работает на бензине, предлагает высокий сервис и обслуживает только аэропорт». 

«Однако при этом мы не ограничиваем выбор пассажиров. Через 100 метров можно взять любое другое такси», — сказала она. 

У каждого может быть свое мнение о том, являются ли причины, приведенные Рано Джураевой, достаточным основанием для удвоения цены. Однако следует отметить, что упомянутые выше сервисы MyTaxi и YandexGO также предъявляют определенные требования по оказанию услуг водителям на тарифе «Комфорт». 

Кроме того, через агрегаторы можно вызвать автомобиль Malibu, Land Cruiser или Mercedes-Benz E-класса за те же деньги, что и Gentra в службе такси аэропорта. Согласно приведенному выше примеру (аэропорт — Mega Planet): 

  • Собственное такси аэропорта (Gentra) – 84 000 сумов;
  • YandexGO Бизнес (Malibu, Captiva, Epica) — 59 000 сумов;
  • MyTaxi Business Plus (Malibu, Land Cruiser, Trailblazer, Equinox, Mercedes-Benz E-class) – 89 000 сумов.

Проблема в том, что в терминал допускаются только такси аэропорта. Если пассажир хочет взять другое такси, ему нужно пройти около 100 метров до стоянки или до обочины. Это уж точно не в радость для людей, уставших от дальней дороги и отягощенных багажом. 

Почему только одна компания? Разве не могли бы несколько компаний предложить свои цены на конкурентной основе? 

Исходя из того, что Uzbekistan Airports является государственной компанией, можно сказать, что граждане имеют право знать, откуда берутся цены, установленные на услуги такси в аэропорту. 

По мнению экономиста Отабека Бакирова против прежнего хаоса должны были быть приняты жесткие меры, но тот факт, что предоставление этой услуги получила только одна компания, должен расследовать Антимонопольный комитет. 

На аукционе, проведенном Uzbekistan Airports основным требованием было наличие автомобилей, произведенных не более 3 лет назад и работающих на бензине. «Очень сложно поверить, что только одна компания во всем Ташкенте соответствует этим требованиям», — написал экономист. 

Фото: Uzbekistan Airports

«Достаточно ли будет одной компании такси с сотней автомобилей для аэропорта, который обслуживает 12 000 пассажиров в день и по 2 400 пассажиров в часы пик?» - спрашивает Отабек Бакиров. 

Uzbekistan Airports признали эту проблему в заявлении, опубликованном 15 сентября. «Со временем, по мере увеличения пассажиропотока, безусловно, необходимо будет выбрать и другую компанию и, возможно, несколько компаний, предоставляющих услуги такси», — говорится в официальном заявлении. 

В то же время без ответа остаются следующие закономерные вопросы экономиста: 

  • выскажет ли Антимонопольный комитет свое мнение по ситуации?
  • соблюдены ли были требования конкуренции на аукционе?
  • что или кто помешал выбрать три, пять не связанных между собой компаний, отвечающих требованиям заказчика?
Top