Мир | 15:37 / 29.09.2022
33485
14 минут чтения

«Привет дезертирам»: как в Грузии встречают новую волну россиян

Грузия – одна из немногих стран, куда россияне сегодня могут уехать быстро и относительно задешево. Это единственная страна в мире, где без визы они могут находиться целый год – не в последнюю очередь поэтому с началом войны в Украине сюда приехали сотни тысяч человек. Объявленная Владимиром Путиным мобилизация привела к образованию на границе многокилометровых пробок – и к новым призывам отменить привилегии для россиян.

Фото: EPA-EFE

«Все путинисты-дезертиры должны знать, что в Грузии для них не будут тянуть эларджи», – так прокомментировал в социальной сети свою акцию Бадри Григалашвили, встречавший в тбилисском аэропорту бегущих от мобилизации россиян с плакатом «Привет русским дезертирам».

Как передает BBC, традиционное грузинское блюдо эларджи – кукурузную кашу с сыром – подавали в одном из ресторанов в Тбилиси российскому телеведущему Владимиру Познеру, чей приезд в 2021 году вызвал протесты оппозиционных активистов. Сегодня выражение «тянуть эларджи» часто можно услышать от критиков грузинского правительства, которые обвиняют его в лояльности к российским властям и тем, кто их поддерживает.

25-летний Григалашвили из оппозиционной партии «Гирчи – больше свободы» говорит, что его акция - саркастичный посыл тем россиянам, которые живут по двойным стандартам.

«Это был мой протест тому, что эти люди, с одной стороны, в своей стране поддерживают путинский режим и оправдывают войну в Украине, а с другой, когда это стало угрожать им лично, испугались идти на войну, потому что предпочитают смотреть на то, как погибают украинские дети, по телевизору», – говорит он.

Далеко не все, кто сегодня бежит от мобилизации в России, поддерживает войну в Украине, но позиция активиста отражает опасения многих в грузинском обществе: что вместе с несогласными в их стране поселятся и те, кому все последние годы жилось при Путине вполне комфортно. По словам Григалашвили, многие ведут себя в Грузии так, как будто не осознают и не замечают того, что приехали в страну, часть которой оккупирована Россией.

«Думаю, грузинское население должно дать почувствовать таким россиянам – сторонникам Путина, что мы не будем встречать их здесь цветами. Они должны на каждом шагу чувствовать дискомфорт с нашей стороны», – говорит он, добавляя при этом, что он и его партия – не сторонники полного закрытия границ для россиян.

После вторжения России в Украину в феврале Грузия стала одним из самых популярных направлений для «релокации» россиян, бегущих от репрессий или западных санкций. По данным, которые грузинское МВД предоставило неправительственной организации IDFI, в марте-июне в стране остались 18% прибывших в Грузию россиян – это почти 50 тысяч человек. В 2019 году этот показатель составлял всего 5%.

Объявленная 21 сентября мобилизация в России привела к новой волне эмиграции - но по сравнению с началом войны выбор для россиян сократился: многие страны ЕС ограничили выдачу виз, а Латвия, Литва, Эстония и Польша и вовсе запретили въезд россиянам с туристическим – самым популярным – типом виз. Об аналогичном решении позже объявила Финляндия.

22 сентября, когда социальные сети и СМИ сообщали о километровых очередях на выездах из России, в министерстве финансов Грузии (ему подотчетна таможня) заявили, что за последние десять дней резкого роста и большой разницы между выезжающими и заезжающими через границу нет. В ведомстве призвали СМИ воздержаться от распространения ложной и непроверенной информации.

Похожие заявления звучали в Москве. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков тогда назвал сообщения об ажиотаже в аэропортах и на границах после объявления мобилизации в России сильным преувеличением. Но рассказы очевидцев – тех, кто пересек сухопутную границу в те дни, – говорили об обратном. По словам молодой пары из России, которая провела в Грузии отпуск и из-за объявленной мобилизации снова вернулась в Грузию, на пересечение сухопутной границы у них ушло около двенадцати часов. Когда они приезжали отдыхать, тот же переход занял около часа.

Уже 24 сентября североосетинская таможня сообщила, что в очереди для проезда стоят около 2 500 автомобилей. Пропускной пункт «Казбеги-Верхний Ларс» – единственный легальный способ попасть в Грузию из России по земле. Въезд через отколовшиеся Абхазию и Южную Осетию запрещен – их Грузия считает оккупированными Россией. Регулярных прямых авиарейсов из России в Грузию тоже нет, лететь приходится через третьи страны, а цены на билеты за последнюю неделю выросли в несколько раз.

Сухопутную границу с Грузией по правилам нельзя было переходить пешком (об открытии пешего перехода МВД Северной Осетии заявило лишь 27 сентября), поэтому, чтобы не стоять в гигантской автомобильной очереди, россияне прибегали к разнообразным средствам: пересаживались на такси, которые стоят ближе к началу очереди, или на велосипеды и даже, по словам уже перешедших границу, самокаты и скейтборды.

«Говорят, если ты на колесах, проходить границу можно. Я даже предложил ребятам, которые там стояли, мой чемодан для проезда границы», – смеется один из перешедших границу жителей Ингушетии.

Он – единственный россиянин, кто в беседе с корреспондентом BBC у границы 22 сентября не называл причиной перехода в Грузию мобилизацию. По его словам, ему она не грозит по возрасту. Настроение у остальных россиян на границе казалось более подавленным.

Периодически в социальных сетях и СМИ появляются сообщения о возможном закрытии сухопутной границы для мужчин мобилизационного возраста – то запрете на выезд из России, то запрете на въезд в Грузию. Официальных подтверждений этому ни с грузинской, ни с российской стороны нет. 27 сентября российские информагентства сообщили о том, что на КПП «Верхний Ларс» вскоре появится мобилизационный пункт.

Побывавший у российско-грузинской границы представитель оппозиционной партии «Лело для Грузии» Григол Гегелия в интервью телеканалу «Пирвели» назвал ситуацию там бесконтрольной. По его словам, те, кто приезжает сейчас – точно не туристы, а беженцы, которые открыто говорят, что бежали от мобилизации. Это означает, что прибывающие россияне ищут в Грузии прибежище на долгий срок, что в условиях отсутствия адекватного подхода и контроля на границе несет демографические и электоральные риски, говорит оппозиционер.

Введение виз для россиян поддерживает значительная часть населения, считая, что наплыв российских эмигрантов может стать поводом для новой агрессии России против Грузии. В августе под очередной онлайн-петицией с требованием ввести визы для граждан России и Беларуси с правом пребывания в стране не более трех месяцев подписались более 20 тысяч человек. После введения в России мобилизации на онлайн-платформе manifest.ge появились новые петиции с требованием введения ограничений для россиян.

Одна из них, собравшая за три дня около двух с половиной тысяч подписей, подразумевает введение виз и допуск в страну только тех, кого преследуют по политическим мотивам, а также мораторий на приобретение россиянами недвижимости и ограничения на экономическую деятельность. Во второй петиции содержится требование о временном закрытии границы для россиян.

Грузинские власти же обвиняют своих оппонентов в искусственном нагнетании ситуации и поощрении ксенофобии в отношении россиян. Тема введения виз почти не обсуждается на проправительственных телеканалах. Представители властей ограничиваются короткими комментариями о том, что ситуация на границах Грузии под контролем. Министр юстиции Рати Брегадзе, например, на вопрос журналистов о том, насколько опасен поток прибывающих в Грузию россиян, заявил, что Служба госбезопасности очень хорошо работает и у нее достойный руководитель.

Депутат Ираклий Заркуа из правящей партии на второй день после объявления мобилизации сказал, что Грузия настолько «классная и красивая», что граждане России давно выстраиваются в очередь на границе.

«В соответствии с законом наши силовые службы проводят фильтрацию и развернут тех, кто неприемлем для нас и наших интересов, как разворачивали до сих пор», – добавил депутат.

В последнее время СМИ не раз писали о «массовых отказах» россиянам во въезде в Грузию – в основном, со ссылкой на фонд «Свободная Россия» на Южном Кавказе. Среди тех, кого разворачивали на грузинской границе, оказывались и известные журналисты, блогеры и активисты.

После объявления мобилизации в России ситуация резко изменилась – по словам директора фонда Егора Куроптева, сейчас отказов россиянам во въезде в Грузию практически нет. Введение виз, по словам Куроптева, – суверенный выбор и право Грузии, но для российских активистов такой шаг станет серьезной проблемой, так как сегодня это фактически единственная безопасная страна, куда можно быстро уехать.

«Грузия – это такой дом для людей, которые находятся под угрозой. Многие потом уезжают в Европу. Если это не активисты, а просто граждане России, бегущие от санкций или чего-то еще, они потом могут уехать в Армению или Турцию, где более позитивно относятся к Российской Федерации. Такие люди не хотят видеть надписи на стенах, как "Русский корабль, иди куда-то", и уезжают дальше - не в Европу, а в благосклонные к России страны или туда, где нет оккупации и ежедневной информации про какие-то похищения граждан со стороны России», – говорит он.

Согласно официальным данным, по числу посещений Грузии в этом году россияне оказались на первом месте. На то, что россияне приезжают сюда не только в отпуск, указывают и данные по регистрации ими бизнесов.

По данным Transparency International-Грузия, из примерно 13 с половиной тысячи российских компаний половина была зарегистрирована после российского вторжения в Украину. C марта до июля в Грузии было зарегистрировано до 6 400 российских компаний, что в семь раз превышает даже годовые показатели прошлого года. На то, что часть российских граждан переехали сюда жить и заниматься бизнесом, указывает и то, что более 90% этих компаний – индивидуальные предприятия, отмечают в организации.

У «новоприбывших» россиян, с которыми BBC встретилась у российско-грузинской границы, пока скорее не долгосрочные, а неопределенные планы на будущее и Грузию.

«Вот смотрим новости, мониторим. Вернемся домой, как только поменяется ситуация, – говорит молодой человек, потративший на переход границы 12 часов. – Мы свою страну любим. Страна шикарная в плане возможностей. Было бы желание…Но наши власти решили чуть по-другому. Жизнь налаживалась, а тут хоп - и все резко поменялось».

Некоторые из прибывших говорят, что в Грузии первый раз и не многое знают об этой стране. О своем отношении к войне в Украине большая часть также говорит неохотно и с осторожностью.

«Знаете, однозначно непонятно пока, но вообще, если честно, больше негативных и отрицательных эмоций. Мы видим, как люди переживают, и вот теперь уже сами сталкиваемся с таким. Начинаешь понимать чувства тех, кто шел на фронт в Великую Отечественную войну», – говорит бывший спортсмен с юга России, который, как и остальные, не называет своего имени.

Он признается, что вообще не интересовался политикой и почти ничего не знал о российско-грузинской войне 2008 года до того, как началась новая война России, теперь уже с соседней с Украиной.

Новости по теме