Узбекистан | 16:04 / 10.01.2023
4906
7 минут чтения

Ставка НДС снижена с 15% до 12%. Понизит ли это цены?

С 1 января 2023 года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) снижена с 15 до 12 процентов. Категория налогоплательщиков, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки представления налоговой отчетности не изменятся.

Могут ли цены снизиться?

Снижение ставки налога на добавленную стоимость до 12 процентов, безусловно, является позитивным сигналом для бизнеса и граждан. Это означает, что теоретически стоимость каждого созданного продукта снижается на 3 процента. Но снизятся ли цены на самом деле?

Во-первых, снижение налогов ведет к снижению цен только в условиях свободной конкуренции. То есть, если участников на рынке много, кто-то из них может согласиться на меньшую прибыль и постепенное снижение цен. Это пошлет сигнал другим поставщикам также снижать цены.

На неконкурентных, монополизированных рынках снижение налогового бремени служит лишь увеличению маржинальности для продавцов и посредников. Только один пример: UzAuto Motors указала цены Chevrolet Onix без НДС на момент продажи. Тем не менее, покупатели должны заплатить 15-процентный НДС при подписании контракта. Однако с 1 января компания не снизила цены на свои автомобили несмотря на снижение НДС с 15 до 12 процентов. Также, например, «Узбекистон хаво йуллари» и «Узбекистон темир йуллари» и не подумали снижать цены на билеты.

На рынках с ограниченным предложением компании, как правило, асимметрично реагируют на изменения ставок НДС. Они не будут снижать свои цены в ответ на снижение НДС, но значительно повысят свои цены, если ставка НДС возрастет. Здесь только производитель выигрывает от снижения налоговой нагрузки за счет неэластичного спроса (когда изменение цены товара меняет и спрос на него). В этом случае непосредственный эффект от снижения налога отражается только в дефиците бюджета.

Во-вторых, снижение НДС может также замедлить рост цен, повысить спрос и стимулировать рыночную активность. Это связано с эффектом дохода. В частности, если снижение НДС приведет к увеличению доходов потребителей и эти средства будут направлены на совершение дополнительных покупок, это будет стимулировать экономическую активность.

Если потребители не почувствуют снижения цен, производство и занятость не увеличатся значительно. Стимулируя конкурентную бизнес-среду, государство социально защищает не только предпринимателей, но и население всей страны. Снижение цен повышает платежеспособность населения, что в свою очередь, должно привести к увеличению поступлений в бюджет. То есть, снижая налоговую ставку, государство фактически не отказывается от какой-то суммы в пользу предпринимателя. Наоборот, через такие решения оно намерено развивать предпринимательство и поэтому надеется, что поступлений в бюджет станет больше.

Конечно, в конечном итоге НДС платит потребитель, то есть народ. Но в результате снижения ставки НДС эти средства останутся на счетах хозяйствующих субъектов, а их оборотные средства увеличатся. В текущих условиях сложно ожидать снижения цен из-за снижения НДС, но в некоторых отраслях рост цен может на какое-то время замедлиться.

«Вряд ли цены снизятся после снижения НДС на 12%»

В интервью Gazeta.uz заместитель министра финансов Дилшод Султанов отметил, что снижение НДС не приведет к снижению цен.

«Что касается цен, то их снижение возможно на конкурентных рынках, но маловероятно на других, потому что компании вряд ли отдадут весь доход от снижения налоговой ставки покупателям», — сказал он.

Дилшод Султанов также упомянул, что при снижении ставки НДС с 20% до 15% в 2019 году цены на подавляющее большинство потребительских товаров и услуг не снижались.

«Хотя и было отмечено кратковременное снижение цен, но оно длилось недолго и в течение года цены вернулись на прежний уровень. Это произошло в первую очередь из-за готовности потребителей платить реальную цену, основанную на спросе и предложении», — сказал он.

Как отразится снижение НДС на экономике?

Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований проанализировали, как снижение налоговой нагрузки и налога на добавленную стоимость на 3 процентных пункта отразится на экономике.

Отмечается, что НДС является основным источником доходов государственного бюджета. В 2021 году поступления от этого налога достигли 38,4 трлн сумов, что составляет 23,4% от общей суммы доходов. 44% НДС приходится на промышленные отрасли, 18% - на строительные организации, 13% - на предприятия оптовой и розничной торговли.

«Поскольку НДС включится в рыночную цену товара/услуги, снижение номинальной ставки, например с 15% до 12%, снижает общий уровень цен по реальному сектору экономики. Как показали расчёты, выполненные с использованием ценовой модели «Затраты-выпуск», такое снижение оценивается величиной в 0,81%.

Иными словами, компенсацией выпадению определённой части налоговых поступлений (20% поступлений по НДС или 4,7% всех налоговых поступлений без учёта внебюджетных фондов) будет снижение совокупного индекса цен на 0,8 п.п.

При этом прямой эффект (без учёта межотраслевых взаимодействий) составил 0,57 п.п., а косвенный (межотраслевые взаимодействия) 0,24 п.п. (0,57+0,24=0,81).

Наибольший вклад в этот эффект приходится на обрабатывающую промышленность (39%), строительство (14%) и оптовую и розничную торговлю (10%), т.е. на долю этих трёх секторов приходится почти 2/3 от всего снижения цен (из 0,8%).

Частые изменение в области налогообложения не является оптимальными. Но если рассматривать вопрос введения дифференцированных ставок НДС, то это должно реализовываться при одновременном устранении большинства не оправдавших себя налоговых льгот. При этом, ставка НДС должна быть тем ниже, чем выше доля готовой продукции в объёме всего выпуска, что будет подталкивать предприятия внедрять новые технологии и инновации, повышая долю добавленной стоимости и не неся при этом существенные издержки в виде быстро растущего налогового бремени», — говорится в анализе экспертов ИПМИ.

По словам первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Мубина Мирзаева, снижение НДС с 15% до 12% приведет к уменьшению доходов государственного бюджета примерно на 14 трлн сумов. Эти средства планируется покрыть в первую очередь за счет отмены некоторых налоговых льгот и борьбы с теневой экономикой.

Новости по теме