17:42 / 11.01.2023
8205

Правительство Узбекистана не имело право давать хокимиятам новые полномочия. Что говорится в законодательстве?

Вчера, 10 января, стало известно, что правительство Узбекистана одним протоколом дало хокимиятам новые полномочия, они теперь могут продлевать зимние каникулы. Однако в Узбекистане есть Конституция и ряд других нормативно-правовых актов, которые регулируют эти вопросы.

Фото: Shutterstock

Что говорят нормативно-правовые акты?

Согласно статье 78 основного закона, к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса среди прочего относится определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан.

В статье 21 закона «О государственной власти на местах» говорится, что исполнительную власть в области, районе, городе возглавляет хоким.

«Органы исполнительной власти на местах (хокимияты) состоят из управлений, отделов и других подразделений, структура, порядок организации и деятельности которых определяются соответствующими положениями, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан», – отмечается в статье 22 данного закона.

В статье 104 указано, что хоким в пределах предоставленных ему полномочий принимает решения, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, а также должностными лицами и гражданами на соответствующей территории.

Кроме того, в статье 25 «О государственной власти на местах» указаны полномочия хокима. Там нет информации о том, что хоким имеет право принимать какие-либо решения в сфере народного образования.

Статья 8 конституционного закона «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» гласит, что полномочиями Сената, относящимися к совместному ведению с Законодательной палатой, среди прочего является определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти Республики Узбекистан в соответствии с Конституцией.

В законе «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» также говорится, что палата совместно с Сенатом определяет полномочия органов исполнительной власти.

В основном законе есть отдельная глава, посвященная Кабинету Министров. Так нет информации о том, что Кабинет Министров имеет право давать хокимиятам новые полномочия. Аналогичной информации также нет в законе о Кабинете Министров.

В январе 2020 года в ходе своего послания президент Шавкат Мирзиёев затронул задачи по созданию всесторонне продуманной и эффективной системы управления.

«В настоящее время законодательством предусмотрено выполнение хокимиятами около 300 задач и функций. Из них 175, по сути, не входят в основную компетенцию хокимов и дублируют функции других ведомств, что не может не отразиться на качестве работы и исполнительской дисциплине.

В связи с этим Сенату Олий Мажлиса рекомендуется с привлечением Министерства юстиции пересмотреть в первой половине текущего года полномочия хокимов и подготовить предложения по передаче несвойственных им и дублирующих функций соответствующим ведомствам», – сказал тогда глава государства.

Обратите внимание на тот факт, что президент порекомендовал пересмотреть полномочия хокимов Сенату, а не Кабинету Министров, то есть в данном случаи глава государства конкретно исходил из норм Конституции и соответствующих законов.

Напомним, вчера, 10 января, в пресс-службе Министерства дошкольного и школьного образования сообщили, что хокимияты получили новые полномочия.

«Полномочия по продлению зимних каникул с учетом погодных условий переданы местным хокимиятам. На основании соответствующего протокола Кабинета Министров с учетом погодных условий в регионе Совету Министров Каракалпакстана, областным хокимиятам и хокимияту Ташкента даны полномочия по продлению или не продлению зимних каникул в дошкольных, общеобразовательных, средне-специальных, профессиональных и высших учебных заведениях», – говорится в сообщении. 

В министерстве также напомнили о статье 27 закона об образовании.

Согласно статье, органы государственной власти на местах:

- по согласованию с уполномоченными органами государственного управления в области образования создают, реорганизуют и ликвидируют государственные образовательные учреждения, за исключением образовательных учреждений республиканского подчинения; 

- в пределах своих полномочий устанавливают объем финансирования для государственных образовательных учреждений на соответствующей территории; 

- взаимодействуют с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества по вопросам развития образовательных организаций; 

- определяют территории (микроучастки), прикрепленные к государственным общим средним образовательным учреждениям; 

- содействуют образовательным организациям в осуществлении международного сотрудничества в области образования; 

- разрабатывают программы по созданию необходимых условий на местах для обучающихся с целью обеспечения им качественного образования, воспитания, формирования и проявления их способностей; 

- в пределах своих полномочий развивают государственно-частное партнерство в области образования и содействуют расширению сети негосударственных образовательных организаций;

- оказывают содействие в обеспечении занятости выпускников общих средних образовательных организаций. 

При этом органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. О каких именно иных полномочиях идет речь – неизвестно.

Top