Узбекистан | 20:44 / 19.07.2023
5961
6 минут чтения

«Наша редакция на грани полного закрытия» — глава Sof.uz о продолжающихся судебных разбирательствах с «Анорбанком» 

В ноябре 2022 года «Анорбанк» подал в суд на издание Sof.uz «за распространение сведений, наносящих ущерб деловой репутации». Дело несколько раз рассматривалось в суде. По итогам прошедших судов оставлено без изменений решение о возмещении изданием Sof.uz ущерба банку в размере 3,7 млрд сумов. 

Корреспондент Kun.uz задал Муслиму Мирзажонову, главному редактору сайта на момент судебного разбирательства и главе ООО «Комил Унсур», несколько вопросов о судебном разбирательстве. 

— Между сайтом Sof.uz, главным редактором которого вы являетесь, и «Анорбанком» идут судебные разбирательства. Прошло уже несколько судебных заседаний, а наложенный на сайт штраф остается в силе. Итак, что происходит сейчас? 

— Сейчас главный редактор сайта Sof.uz является другой человек. Я участвую в судах, потому что являюсь учредителем ООО «Комил Унсур». И материал, связанный с «Анорбанком» готовили другие журналисты. 

Когда был поднят вопрос о примирении, я не отказывался. Но мы не согласились на их требования, потому что они хотели, чтобы мы признали себя виновными. Этот материал был основан на информации, предоставленной заявителем. Первое заседание должно было состояться в гражданском суде, но дело передали в экономический суд, так как «Анорбанк» обжаловал это решение. И там было определено, что мы должны возместить более 3 миллиардов 700 миллионов сумов. Мы обжаловали это решение в Верховном суде, но там сумму не изменили. Сейчас мы подали повторную жалобу. 

— Возможно ли, что сайт выплатит указанную сумму, или, если решение суда не изменится, мы распрощаемся с еще одним СМИ? 

— Sof.uz — новый сайт. Там работало не так много сотрудников, а финансовые возможности редакции очень скромны. В данных обстоятельствах решение суда выглядит смешным. Согласно иску, они (банк – ред.) подписали соглашение с несколькими сайтами о восстановлении испорченной репутации, и запрошенная сумма основана на этом. Возникает вопрос: разве банк не выделял средства на рекламу до выхода материала на Sof.uz? Почему он хочет получить деньги за свою рекламу с нашего сайта? Это ошибка — рассчитывать нанесенный ущерб на основании сумм, потраченных на свою же рекламу. Ситуация одновременно смешная и грустная. Ущерб следовало рассчитывать на основании потери клиентуры или обесценения активов. 

На последнем судебном заседании я подал ходатайство о переносе судебного заседания на другой день, так как наш адвокат был болен, на обращение в Верховный суд ответа не последовало. Но его не приняли во внимание, даже не ознакомились с процессом. Они просто возложили сумму ущерба на нас. 

— Этот видеоматериал с критикой деятельности «Анорбанка» был связан с деятельностью «Kompromat uzb»? 

— Это не так. Никакого отношения к Хуршиду Далиеву история с «Анорбанком» не имеет. Редактор показал мне этот материал, когда он выходил, и я дал свои рекомендации. Такие материалы публиковались и ранее. Но есть попытки связать дело с Хуршидом Далиевым. Возможно, это влияет на решение суда. Естественно, мы были коллегами с Хуршидом Далиевым. 

— Вы сказали, что выступаете за соглашение с «Анорбанком». Но руководство банка также говорило, что вы выступали за соглашение в начале рассмотрения. Какова возможность соглашения теперь? 

– Как я уже говорил, я был сторонником соглашения как в суде, так и в других ситуациях. Говорил, что если они потребуют опровержения, мы его опубликуем. Но в суде они заявили, что отказываются от взыскания морального вреда, а будут добиваться взыскания материального ущерба. Да, они тоже предлагали соглашение, но требования, которые они нам предъявили, были неприемлемыми, как я уже сказал выше. Мы не давали ложной информации. 

- В последнее время участились случаи привлечения журналистов к суду государственными органами и должностными лицами. Как вы думаете, что означает такая ситуация? 

— Это очень печально, это можно расценивать как угрозу свободе слова. По международному опыту в подобных случаях в судах выставляются иски с символическими суммами, например 1 доллар. Принципиальная и основная цель здесь — доказать свою правоту. В нашей же стране журналиста пытаются сломать, а редакцию полностью закрыть. Я, как журналист, это так понимаю. 

Беседовал Ильяс Сафаров,
видео - Нуриддин Нурсаидов,

пер. В.Султанов.

Новости по теме