Узбекистан | 14:08
455
9 минут чтения

Как возвращаются покупателям деньги за лекарства, проданные по завышенной цене?

В Комитете по развитию конкуренции и защите прав потребителей сообщили, что с начала года потребителям возвращено 7 миллиардов сумов из-за реализации им лекарств по завышенным ценам. Когда цены на лекарства считаются завышенными и как люди возвращают деньги, которые они переплатили? На эти вопросы Kun.uz ответил представитель комитета.

Фото: uzpharmagency.uz

Согласно действующему законодательству, цены на лекарства имеют ограничения.

Прежде всего, когда тот или иной препарат впервые импортируется или производится в Узбекистане, он регистрируется в Фармацевтическом агентстве. При регистрации формируется фиксированная (базовая) цена препарата.

Согласно законодательству, оптовики могут наценивать на препарат до 15 процентов, а розничные продавцы - до 20 процентов, независимо от количества посредников. То есть максимальная наценка на лекарства установлена ​​в размере 38% от начальной цены, и продажа дороже этой цены считается правонарушением.

Если при сканировании покупателем QR-кода с чека, полученного в аптеке, в приложении «Soliq» для получения кешбэка, будет обнаружено, что лекарство продано дороже указанного предела, система автоматически отправит об этом сообщение в Комитет по конкуренции. На основании этого должностные лица аптек будут привлечены к административной ответственности, а излишне переплаченные деньги будут возвращены потребителю.

Элмурод Хаитметов, глава управления Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, ответил на некоторые вопросы Kun.uz об этом процессе.

– Потребитель покупает лекарство и сканирует чек с QR-кодом в приложении «Soliq» и, если препарат продан по завышенной цене, в Комитет будет автоматически отправлено сообщение. Не могли бы вы разъяснить следующий шаг: как потребителям возвращаются деньги?

— При сканировании чека информация поступает в базу данных Налогового комитета, база данных Налогового комитета сравнивает цену [автоматически] с ценами на лекарства в базе данных Агентства по развитию аптечной сети (предельные цены — в базе данных агентства). После этого эта информация будет отправлена ​​в нашу базу данных Fair Tech, на основе которой мы проведем изучение. При необходимости мы получим разрешение Бизнес-омбудсмана на проведение проверки хозяйствующего субъекта. В случае подтверждения правонарушения, будут приняты меры по возврату потребителю излишне взысканных денег.

Все будет рассмотрено комиссией в установленном порядке. Владелец аптеки (предприниматель) перечислит деньги потребителю на банковскую карту или вернет наличные. Если он вернёт наличными, то представит нам расписку с паспортными данными потребителя, а если он перевел на карту, то передаст нам выписку.

В большинстве случаев оплата осуществляется на пластиковую карту. Определить владельца карты несложно и также несложен контроль возврата каждому потребителю.

- Разъясните, пожалуйста, как возвращают наличные деньги потребителям.

- Определить потребителя при оплате наличными — дело непростое. Закон о защите прав потребителей предусматривает возврат средств в той же форме, в которой была произведена оплата. Если идентифицировать потребителя не удастся, будет рассмотрен вопрос о взыскании в бюджет.

Существует определенная доля оптовых торговцев лекарствами, которые используют электронные счета-фактуры, привязанные к налоговой базе. Поэтому там порядок несколько проще. С частными лицами ситуация немного сложнее. Есть проблема с наличными. Если удастся определить конечного потребителя, сумма будет возвращена потребителю, если нет —сумма будет взыскана в доходы бюджета.

- В прошлом году предприниматели-фармацевты были недовольны именно функционированием системы Fair Tech и обратились к нам. Они жаловались, что за месяц произошли тысячи случаев нарушений из-за того, что в базе Фармагентства были неправильно сформированы референтные цены. Бизнесмены рассказали, что раньше цены обновлялись один раз в год, затем, после жалоб, их стали обновлять раз в 6 месяцев, но и тогда наблюдались несоответствия в ценах на многие лекарства. Была ли эта проблема решена?

- Это новый порядок, но он теперь гораздо более организован. А эта проблема действительно существует. Цены устанавливает Агентство по развитию аптечной сети. Референтные (предельные – ред.) цены формируются на основании положения, утвержденного Минюстом 10 июня 2020 года. Цены могут меняться из-за изменения, скажем, страны фактической покупки или импорта субъектом предпринимательской деятельности, и не исключены случаи, когда агентство не сможет своевременно отреагировать.

Но если предприниматели подадут заявку, агентство скорректирует цены. Работает эта процедура следующим образом: заявитель входит в информационную систему с электронно-цифровой подписью для регистрации или перерегистрации предельных цен, после чего в режиме реального времени направляет документы (письмо, договор или доверенность), подтверждающие право на регистрацию или перерегистрацию предельных цен, а также перечень лекарств, зарегистрированных в Узбекистане, на которые фиксируются предельные цены.

Рабочий орган проверит, является ли заявитель владельцем свидетельства или его уполномоченным представителем в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления. После подтверждения, он регистрирует заявку в информационной системе и направляет информацию об этом заявителю через информационную систему или адрес электронной почты.

После регистрации в информационной системе заявитель будет иметь право внести данные для учета предельных цен на лекарственные средства, указанные в заявке.

При этом возможен ввод предельных цен, установленных в национальной валюте Республики Узбекистан, для каждого торгового наименования лекарственных средств с учетом формы лекарственного средства, количества в упаковке, дозы, концентрации, объема упаковки.

Заявитель имеет право подать заявление о перерегистрации предельных цен в срок не более 1 раза в 3 месяца.

- Нарушение может произойти из-за неправильного ввода кодов ИКПУ лекарств в аптеках. Как действует комитет в таких ситуациях?

- При оформлении счета-фактуры в аптеке во многих случаях при внесении кода препарата в базу данных кассир набирает первые 2-3 буквы названия препарата, при этом названия других препаратов, подобных этому появляются из базы данных. На это наименование будет выставлен счет и проставлен код препарата. В этом случае бухгалтеры аптеки или специалисты по расчету, не обращая особого внимания, выставляют счет.

После этого, когда потребитель сканирует чек, база данных автоматически сравнивает его с предельной ценой, рассчитывает разницу и отправляет ее в Fair Tech. Когда мы получаем информацию и выходим на проверку, оказывается, что это ошибка при выставлении счета-фактуры. В таких случаях мы не предпринимаем никаких действий в отношении субъекта хозяйствования, а оформляем первичные документы. Такие случаи тоже нередки.

- Допустим, если предельная цена препарата составляет 10 000 сумов, а предприниматель продает его за 10 100 сумов, будет ли это нарушением? Таких случаев могут быть миллионы, не потребует ли решение каждого из них слишком много времени и ресурсов?

- 107 773 случая — вот то, что мы успели выявить. На самом деле таких случаев больше. Fair Tech ограничена в своих возможностях полностью обрабатывать полученную информацию. Нам сложно бороться с человеческим фактором. Мы дорабатываем и принимаем меры по мере возможности. Потребители также спрашивают, что будет, если в аптеке не выдадут чек. Вчера звонил клиент с этим вопросом. Конечно, здесь нужна потребительская активность, о таких случаях мы получили около тысячи обращений помимо Fair Tech. В этих случаях аптека не выдавала потребителю чек, лекарства продавались по завышенной цене и жалобы на цены оставлялась на горячей линии. После изучения обращений было возвращено около 100 миллионов сумов.

Мы надеемся, что нам удастся призвать владельцев аптек к бдительности. Есть закон, есть штраф за продажу дороже установленной цены. Уплата штрафа за нарушение приводит к снижению доходов предпринимателя. Посредством этого мы стремимся к профилактике и регулированию. Я считаю, что 15 % оптовику и 20 % розничному торговцу — это вполне разумная наценка.

Беседовала Мадина Очилова. 

Новости по теме