Узбекистан | 16:27 / 11.09.2025
1355
3 минут чтения

«С начала года сум укрепился на 3–4 процента» — Тимур Ишметов

На пресс-конференции в Центральном банке председатель ЦБ Тимур Ишметов заявил, что курс национальной валюты формируется на основе спроса и предложения, у регулятора нет целевых ориентиров, и он не вмешивается в этот процесс. По его словам, номинальный курс сумa укрепился, однако реальный обменный курс с начала года обесценился на 4 процента.

Фото: Kun.uz

В Центральном банке состоялась пресс-конференция по решению о сохранении основной ставки на уровне 14 процентов.

Глава ЦБ Тимур Ишметов, говоря об обменном курсе, подчеркнул, что курс национальной валюты определяется исключительно рыночными факторами — спросом и предложением. Центральный банк не устанавливает целевых показателей и не вмешивается в его формирование.

«Сум с начала года укрепился на 3–4 процента. Этому есть несколько причин: предложение иностранной валюты в экономике значительно возросло. В частности, экспорт без учёта золота в январе–июне увеличился почти на 20 процентов. Общий экспорт составил 20,4 млрд долларов, рост — 37 процентов. Серьёзно вырос приток иностранных инвестиций и заёмных средств. В первом полугодии освоено 8,5 млрд долларов инвестиций — это рост на 37 процентов.

За январь–август осуществлены денежные переводы на сумму 12,1 млрд долларов, что на 23 процента больше по сравнению с прошлым годом. Объём валюты, проданной банками физическим лицам, заметно снизился, и разница с покупкой валюты составила 5,6 млрд долларов — на 40 процентов больше, чем в прошлом году. Банки купили у населения на 40 процентов больше валюты», — сказал Ишметов.

По его словам, доллар по отношению к другим мировым валютам подешевел на 9–10 процентов. Совершенствование инфраструктуры внутреннего валютного рынка, эффективная работа функции «market maker» и повышение активности на рынке повысили устойчивость курса к внешним шокам.

Рост волатильности обменного курса снижает ожидания его постоянного обесценивания.

«Это защищает хозяйствующие субъекты от валютных рисков, снижает уровень долларизации в экономике и повышает эффективность денежно-кредитной политики», — отметил Тимур Ишметов.

Несмотря на укрепление номинального курса, реальный обменный курс с начала года обесценился на 4 процента. Это связано с сохранением высокой внутренней инфляции и тем, что валюты стран–торговых партнёров укрепились к суму сильнее.

«С учётом текущих тенденций и экономических ожиданий у торговых партнёров не прогнозируется серьёзного давления на реальный обменный курс сума», — сказал глава Центрального банка.

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме