Инспекторы-фокусники, или как исчезли сотни автомобилей?
1983 год. В США Статуя Свободы исчезла на глазах у людей и снова появилась. Это было шоу всемирно известного иллюзиониста Дэвида Копперфилда. В 2024 году в Узбекистане исчезли сотни автомобилей и больше не нашлись. Но это была не иллюзия, а работа сотрудников органов внутренних дел, исполнивших роль «фокусников» безупречно. Даже сценарий для голливудского фильма не мог бы быть столь тщательно продуман, но преступная схема всё же была раскрыта, и пятеро сотрудников оказались за решёткой.
Ранее Kun.uz опубликовал расследование об организованной группе, которая под прикрытием торговли автомобилями обманывала людей. В нём говорилось, что в Наманганской области в подпольных мастерских за год было обезличено около 300 машин путём изменения номеров кузова и двигателя. Члены группы вряд ли смогли бы провернуть столь крупное преступление без помощи сотрудников государственных органов. Теперь установлено, кто из сотрудников органов внутренних дел помогал этой группе, то есть был её участником.
Организованная группа
В 2023–2024 годах в Узбекистане исчезли сотни автомобилей. Большинство из них через таможенные посты было вывезено в соседние страны и там продано. Именно такой деятельностью — покупкой автомобилей в Узбекистане в рассрочку с последующей перепродажей в соседних странах — занимались десятки организованных преступных групп. Kun.uz публиковал расследования о некоторых из них.
Но одна из этих групп превзошла все остальные. В её состав входили ключевые фигуры, необходимые для реализации преступной схемы. Среди них — инспекторы отдела регистрации и приёма экзаменов Управления безопасности дорожного движения Наманганской области. Это Бобуржон Эргашев, Маашарип Обидходжаев, Неъмат Мансуров, Эркин Мусулманов и Равшан Эсанов. Их задачей было незаконно регистрировать автомобили, которые доставляли другие члены группы.
Возглавлял группу Акмалхон Хошимов, 1991 года рождения, уроженец Наманганской области. В состав также входили Хабибулло Матисаев, Аброр Зайнутдинов, Умид Мамадалиев, Шухрат Далимов, Муродилло Баятов, Зухруддин Чалов, Севара Ахмаджонова и другие. Часть уголовного дела в отношении этих лиц выделена в отдельное производство, по нему уже вынесен приговор.
Каждый член группы выполнял свою задачу. Главная работа — придание незаконным действиям видимости законных — возлагалась на руководителя ООО «Ихтисослашган аукцион авто-мулк маркази» города Навои Муродилло Баятова и инспекторов отдела регистрации и приёма экзаменов УБДД Наманганской области.
Преступная схема
В период с 2023 по 2024 годы организованная группа ввезла из соседних стран сотни автомобилей, пригнанных контрабандным путём. У этих машин не было необходимых документов, а их стоимость составляла от 3 до 6 тысяч долларов. Чтобы такие автомобили выглядели законными, нужно было получить документы и регистрационные номера.
Для этого использовалась следующая схема:
— во-первых, группа находила в Узбекистане автомобили, которые были проданы на металл или разукомплектованы;
— затем они брали документы и номера этих автомобилей;
— после этого кузов и двигатель ввезённых автомобилей переписывались под эти документы;
— далее сотрудники органов внутренних дел незаконно регистрировали такие машины.
После такой «легализации» автомобили становились «законными». Их продавали внутри страны или переправляли через границу в соседние государства. Часть машин была продана в Казахстане и Кыргызстане, а деньги делились между членами группы.
Роль инспекторов Управления безопасности дорожного движения заключалась именно в этом — превращать нелегальные автомобили в «чистые» путём незаконной регистрации.
Как работали «фокусники»?
Например, Акмалхон Хошимов и другие члены группы находили автомобиль в Узбекистане, который уже числился утилизированным. С его документами они привозили в страну контрабандный автомобиль. Затем инспекторы отдела регистрации и приёма экзаменов УБДД Наманганской области оформляли все бумаги так, будто это именно тот утилизированный автомобиль, и выдавали новые регистрационные знаки.
Таким образом, по документам машина была «старой», но по факту это был совершенно другой автомобиль, незаконно ввезённый из-за границы.
По такой схеме группа «легализовала» более 200 автомобилей.
Следствие и приговор
В ходе следствия было установлено, что группа заработала на продаже незаконно ввезённых автомобилей более 2 миллионов долларов. Эти средства между собой распределяли как организаторы, так и сотрудники органов внутренних дел, участвовавшие в схеме.
Суд рассмотрел собранные материалы и признал подсудимых виновными по соответствующим статьям Уголовного кодекса.
Организатор группы Акмалхон Хошимов приговорён к 9,5 годам лишения свободы. Его подельники получили различные сроки наказания — от 3 до 9 лет лишения свободы.
Кроме того, трое инспекторов отдела регистрации и приёма экзаменов УБДД Наманганской области были осуждены на сроки от 5 до 8 лет лишения свободы.
Кроме того, в целях возмещения ущерба, причинённого потерпевшим, постановлено взыскать с Бобуржона Эргашева 4 млрд 163 млн сумов, с Маъшарипа Обидхужаева 2 млрд 858 млн сумов, с Неъмата Мансурова 1 млрд 544 млн сумов, с Эркина Мусулманова 738 млн сумов и с Равшана Эсанова 537 млн сумов.
Руслан Сабуров,
Kun.uz
Новости по теме
08:57
В Фергане и Намангане задержаны помощники хокимов, получавшие взятки за выделение земли
19:58 / 28.11.2025
Акмал Хужаев и Жасур Расулов приговорены к 4 годам лишения свободы
18:17 / 27.11.2025
В Ташкенте арестован арендодатель, домогавшийся женщины, снимавшей у него жильё
17:07 / 27.11.2025