«Дорожные волны»: когда исчезнут бугры на асфальте?
На дорогах Узбекистана часто встречаются волнообразные деформации асфальта (в народе их называют «гармошка»). В некоторых местах высота таких бугров пугает водителей и нередко становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Проблема актуальна как на городских дорогах, так и на междугородных магистралях. Так в чём дело — в качестве асфальта или в тяжёлых грузовиках? Kun.uz побеседовал с водителями и ответственными лицами.
Несколько лет назад в Мубарекском районе Кашкадарьинской области на участке дороги с «гармошкой» произошло страшное ДТП, в результате которого погибли восемь человек. Проблема, однако, остаётся актуальной и сегодня.
«Гармошки» встречаются не только на междугородных трассах, но и на городских дорогах. Один из водителей, с которым корреспондент Kun.uz пообщался на Ташкентской кольцевой дороге, отметил, что такие неровности повышают риск аварий.
«Когда подъезжаешь к светофору, машина очень неудобно останавливается. Если рядом едет другая — маневрировать из-за «гармошки» трудно. А некоторые, заметив бугор, резко тормозят — возникают аварийные ситуации», — рассказал водитель.
С водителями такси, курсирующими между Ташкентом и регионами, журналисты также побеседовали.
«Больше всего “гармошек” в Сырдарье. Впереди зима, а зимой таких мест становится особенно много. Из-за них кто-то может врезаться в другую машину, перевернуться, спустить шины... Я сам не раз был свидетелем таких случаев. В прошлом году у меня тоже лопнула шина», — говорит один из таксистов.
«Мы ездим из Джизака. После выезда на трассу и до самого Ташкента гармошек очень много — и в Сырдарье в районе города Бахта. Ям немало, страдают шины, гнутся диски. Современные покрышки безкамерные, попал в яму — всё, воздух выходит. Например, после поворота от Бахта “гармошек” особенно много. От Гагарина до Дустлика дороги тоже очень плохие — сплошная гармошка. Часто случаются аварии, машины скользят. В прошлом году я сам попал в аварию из-за этих бугров», — рассказал другой водитель.
«Дорога из Самарканда через Иштыхан — просто ужас. “Гармошек” очень много. Потом — весь участок через Джизак: машину буквально подбрасывает. Когда наезжаем на такие бугры и резко тормозим, сзади могут врезаться. Люди пугаются, особенно тяжело беременным. Я с семьёй ехал из Ташкента в Самарканд — попал на пять-шесть “гармошек”. Жена была беременна, после поездки пришлось обратиться к врачу», — поделился ещё один собеседник.
«В Бухаре тоже есть. После Кызылтепы, на бетонке возле Лойиша. Мы, кто постоянно ездим, знаем, где именно, а те, кто не в курсе, часто прокалывают шины», — говорит ещё один таксист.
Что говорят ответственные лица?
Главный инспектор Управления контроля строительных работ Инспекции транспортного надзора Дониёрхужа Пулатов отмечает, что основной причиной появления неровностей являются тяжёлые грузовики.
«Одна из главных причин деформации покрытия на дорогах общего пользования — это грузовые автомобили, масса которых превышает допустимую. Покрытие рассчитано на нагрузку до 13 тонн, а сейчас есть транспорт, перевозящий до 30 тонн на одну ось. Из-за нагрузки, превышающей норму в три раза, образуются сдвиги, ямы и разрушения асфальта», — сказал он.
По его словам, неровности могут быть вызваны и некачественными строительными работами. За девять месяцев 2025 года выявлено дорожных работ низкого качества на сумму 19 миллиардов 300 миллионов сумов (в аналогичный период 2024 года — 16,9 миллиарда сумов).
Инспекция, по словам Пулатова, готовит предложение о проведении научного исследования для определения точных причин деформаций покрытия.
«Мы хотим поднять вопрос изучения этих деформаций до уровня научной работы. Согласовали с руководством выбор нескольких объектов. Подготовим обращение в Комитет автомобильных дорог, где есть собственный научно-исследовательский институт. Сотрудники института проведут анализ и дадут научно обоснованное заключение.
Возможно, проблема не только в грузовиках. Может быть, нужно изменить состав асфальтобетонной смеси», — добавил он.
Для уменьшения неровностей установлены стационарные и мобильные весы, измеряющие массу грузовых автомобилей, но их количество невелико — около 50 на всю страну.
Начальник пресс-службы Инспекции транспортного надзора Фирдавс Хайриддинов сообщил, что встречаются машины, перевозящие более 100 тонн.
«Стационарные весы установлены в Бухаре, Республике Каракалпакстан и на перевале Камчик. Мобильные перемещаются туда, где нарушений больше. За девять месяцев 2025 года проверено более 560 тысяч грузовиков и свыше 10 500 из них нарушили нормы — к ним применены административные меры.
Во всех странах существуют нормы для грузовых автомобилей. Как бы качественно ни была построена дорога, если эти нормы не соблюдать, покрытие быстро портится. На рейдах мы фиксируем даже случаи, когда машины перевозят свыше 100 тонн. Водители обычно знают, что у них перегруз, но всё равно избегают весового контроля — останавливаются заранее, если слышат, что впереди стоит пост», — отметил Хайриддинов.
По его словам, в большинстве стран, включая Узбекистан, допускается движение грузовиков с массой до 44 тонн. Однако пока нет возможности полностью контролировать все нарушения. С 2026 года в Узбекистане начнёт работать автоматизированная система весо-габаритного контроля WIM, функционирующая без участия человека. Сейчас один из таких комплексов строится на посту «Рохат» в Ташкенте, в дальнейшем их число будет постепенно увеличиваться.
Кроме того, в вынесенном на общественное обсуждение проекте постановления правительства предусмотрено введение специальных государственных номеров для автомобилей массой более 44 тонн. Это позволит легко идентифицировать такие транспортные средства на дорогах.
Пулатов добавил, что в настоящее время рассматривается вопрос увеличения количества мобильных весов. Соответствующее предложение направлено в Комитет автомобильных дорог.
На вопрос о ремонте дорог с буграми Пулатов ответил, что за это отвечают Комитет «Узавтойул» и управления обеспечения безопасности дорожного движения.
Новости по теме
10:47 / 04.12.2025
В Ташкенте усилены рейды в отношении грузовиков, загрязняющих дороги
18:19 / 03.12.2025
В Ташкенте внедрят интеллектуальную систему управления дорожным движением
13:16 / 03.12.2025
На перевале Камчик временно ограничено движение транспорта из-за ремонтных работ
13:39 / 02.12.2025