«Откуда взялись такие расценки?» — аптечный бизнес жалуется на новый обязательный платеж
В Узбекистане перед аптеками поставили требование получать помимо лицензии еще и сертификат GPP. Его получение стоит денег, мало того, после получения его нужно ежегодно «обновлять» за отдельную плату. В противном случае аптека лишится лицензии. Размер платежа особенно обременителен для небольших аптек в регионах. Предприниматели просят пересмотреть стоимость и срок действия сертификата.
GPP или good pharmacy practice (надлежащая аптечная практика), это документ рекомендательного характера, имеющий важное значение и принятый Всемирной организацией здравоохранения. Этот сертификат подтверждает, что все процессы в аптеке документированы и находятся под контролем.
Согласно указу президента Узбекистана от 23 января 2024 года, с 1 января 2025 года сетевые аптеки, а с 1 января 2026 года частные аптеки обязаны иметь сертификат GPP в обязательном порядке.
Сертификат выдается Центром надлежащих практик (GxP) Агентства по развитию фармацевтической отрасли. Для этого сотрудники центра должны выезжать в аптеки, проводить инспекционные проверки, и, если требования соблюдены, выдать сертификат на 3 года.
Для получения сертификата аптеки должны внести обязательный платеж в размере почти 8,5 млн сумов. Кроме того, сертификат, выдаваемый на 3 года, каждые 9 месяцев проходит повторную инспекцию, за которую платят более 3 млн сум.
Как аптекари восприняли требования GPP
Новые требования вызывают возражения у большинства владельцев аптек. Обратившиеся в Kun uz жаловались на то, что обязательные сборы становятся излишним бременем.
По словам Джахонгира Мирпулатова, владельца нескольких аптек в Янгиюльском районе Ташкентской области, с сентября 2024 года он переоборудовал свои аптеки в соответствии с требованиями GPP, и на это ему пришлось потратить 120 млн сумов.
Еще одна владелица аптеки из Бостанлыкского района, Ойдин Рахманова, подняла вопрос о том, на основе каких расчетов формируются платежи за сертификат GPP. По ее словам, на этот вопрос официальные лица до сих пор не дали обоснованного ответа.
«Нам говорят, что это всё на основании указа президента, постановления правительства. Мы ознакомились с этими документами и в них не указан размер этих платежей. Просим разъяснить — не разъясняют. 5 месяцев назад, когда мы вновь задали этот вопрос, нам ответили, что эта сумма получилось большой из-за того, что туда входят командировочные расходы сотрудников центра. Однако в письме, которое я получила, помимо вышеуказанных 8,3 млн сумов, отдельно значились и те самые командировочные расходы! Как это понимать?» — недоумевает Рахмонова.
Платеж установлен внутренним приказом
В ответном письме, направленном Центром надлежащей практики на запрос аптекарей, отмечается, что проведение фармацевтической инспекции для сертификата GPP и оплата за него регулируются рядом документов. В частности, упоминаются указ президента № 20, постановления Кабинета Министров № 486 от 2021 года и № 788 от 2019 года. Однако размер суммы и ее расчет не разъясняются.
Согласно письму, методика оплаты была установлена на основании внутреннего приказа № 35 директора Агентства по развитию фармацевтической сети от 8 мая 2024 года. Однако этот приказ в открытых источниках отсутствует.
В письме говорится, что приказ был направлен в Комитет по конкуренции и Министерство юстиции и утвержден. Однако, по данным Kun uz, министерство не в курсе. Внутренний документ агентства не прошел экспертизу Министерства юстиции и не был внесен в реестр. Первый заместитель министра юстиции Махмуд Истамов в запросе, направленном в агентство 29 сентября этого года, запросил копию этого приказа.
Согласно методике, платежи рассчитываются исходя из продолжительности проверки сотрудниками, командировочных расходов, затрат учреждения, налоговых платежей. По этой причине за услуги по получению сертификата для основных аптек установлен платеж в 8,3 млн сумов, а для филиалов 3,2 млн сумов
«Если вы не получите GPP, вы не сможете получить лицензию. Разве это не означает обязательность этого платежа, ведь без него не будет лицензии? А раз это становится обязательным платежом, согласно Конституции и законам, этот вопрос должен быть утвержден по крайней мере постановлением Кабинета министров. По крайней мере. Или же он должен быть прописан в законах об установлении обязательных платежей. Но в данном случае этого нет», — говорит другой фармацевт Элдор Азамов.
Как обстоят дела в регионах?
Kun uz провел беседу через Zoom с участием фармацевтов из нескольких регионов по этой же теме. Было отмечено, что проблема платежей за сертификат GPP актуальна и для них.
По словам собеседников, среди требований GPP также существует оснащение аптек термометрами и получение для них сертификата поверки. Предприниматели сообщили, что это также влечет за собой дополнительные расходы.
У обратившихся также имеются вопросы относительно обязательного ежегодного повышения квалификации сотрудников аптек, тоже связанного с немалыми расходами.
А как за рубежом?
По разъяснению фармацевта Элдора Азамова, в ряде зарубежных стран вопрос платежей за получение сертификата GPP решается иначе.
«Я лично изучал опыт Казахстана. Связавшись с тамошними коллегами и изучив открытые данные в интернете, я выяснил, что там его начали внедрять в 2016 году. И там получение этого сертификата GPP изначально было добровольным. К настоящему времени оно стало обязательным, но у них нет платы за инспекционный контроль. То есть вы можете обратиться в консалтинговые фирмы, чтобы они подготовили для вас этот сертификат GPP, и заплатить за это определенную сумму, но платы за инспекционную проверку для GPP нет. Государству платить не нужно. Кроме того, этот сертификат выдается сроком на 5 лет. Когда вы получаете его на второй срок, он автоматически становится бессрочным. И все, потом его у вас больше никто не спрашивает», — говорит он.
По имеющимся данным, количество лицензированных аптек, занимающихся реализацией лекарственных средств и медицинских изделий в Узбекистане, составляет 8 360, а их филиалов 3 945. Это означает, что регулярные и гарантированные поступления от платежей за сертификат превращаются в весьма значительные суммы.
Фармагентство: разглашение внутреннего приказа нецелесообразно
Kun uz направил запрос в Фармацевтическое агентство с просьбой предоставить данные о том, сколько аптек прошло инспекцию на данный момент, какая сумма была собрана с них и на что эти средства были потрачены.
По информации агентства, на 3 октября сертификат GPP получили 9 231 аптека (77,11%). Неизвестно, сколько из них являются основными и филиалами, и какая сумма была с них собрана. Организация пока это не разглашает.
В пояснении говорилось, что поскольку для финансирования расходов государственного учреждения «Центр надлежащих практик» из государственного бюджета средства не выделяются, деятельность центра зависит от платежей за услуги по получению сертификата GPP.
Было разъяснено, что в состав стоимости услуг, связанных с проведением фармацевтической инспекции, входят заработная плата сотрудников предприятия, все установленные налоговые платежи, расходы на укрепление материально технической базы предприятия и другие расходы, в частности, расходы на обучение сотрудников, коммунальные, связи, транспортные услуги, амортизация основных средств.
Агентство указало в качестве обоснования, как и в ответном письме, направленном аптекарям, указ президента и постановления правительства. И в конце ответа было указано, что внутренний приказ № 35 является документом для внутреннего пользования, разработанным исключительно для регулирования внутренней деятельности организаций системы, и поэтому его разглашение широкой общественности нецелесообразно.
Подготовила Дилшода Шомирзаева.
Новости по теме
16:37 / 03.12.2025
В Узбекистане будет принят новый порядок, регулирующий деятельность системы высшего образования
16:28 / 03.12.2025
В Узбекистане будут внедрены этические нормы и правила для искусственного интеллекта
09:43 / 02.12.2025
Суперкомпьютер оценил шансы Узбекистана стать победителем чемпионата мира 2026 года
15:37 / 01.12.2025