Узбекистан | 10:09 / 21.11.2025
2916
7 минут чтения

Застройщик в тюрьме, дом под запретом, а 147 семей скитаются вот уже четыре года

В Мирзо-Улугбекском районе проект «Prestige» компании System Metall Stroy увяз в проблемах. Строительная организация на грани банкротства, её владельцы находятся под стражей, недостроенный дом в залоге по кредиту — столько путаницы и бед, что пострадавшие уже не знают, к кому обращаться.

Несколько лет назад люди страдали из-за сносов и не могли получить компенсацию за снесённые дома. Сегодня же — новая беда: граждане платят за новые квартиры, но ни жилья, ни своих денег вернуть не могут. Жалобы наводнили социальные сети.

Video thumbnail
{Yii::t(}
Пропустить через 6s

Одна из таких проблем сейчас проявилась в Мирзо-Улугбекском районе. Те, кто внес оплату за проект «Prestige» общества с ограниченной ответственностью «System Metall Stroy», потеряли терпение: дом не достроен, а строители арестованы.

Оплатившая квартиру Гузал Эрназарова рассказала, что когда строительство остановилось и в отношении застройщиков было возбуждено уголовное дело, на дом был наложен запрет, но, тем не менее, он был использован как залог для получения крупного кредита:

«В 2021 году мы отдали последние деньги за квартиру в многоэтажном доме на улице Кува-9 в Мирзо-Улугбекском районе. Мы обычные люди. Но уже скоро наступит 2026 год, а дома у нас до сих пор нет.

Сейчас нашего дела нет ни в суде, ни в Генеральной прокуратуре, ни в Министерстве внутренних дел. Мы снова и снова обращаемся с запросами. 18 августа 2025 года нам объявили обвинительное заключение, следствие завершено, мы сходили в министерство и подписали документы. Но с тех пор дело так и не передано в суд. Строители 15 августа 2024 года взяли кредит в размере 2,5 млрд сумов в Учтепинском филиале Infinbank. Эти деньги не были использованы для завершения постройки нашего дома. Дом, находившийся под запретом, был использован как залог. Говорят, что в действиях сотрудников, выдавших кредит под имущество, находящееся под запретом, нет признаков преступления. Дом стоимостью 91 млрд сумов заложили за 2,5 млрд без согласия жильцов».

По словам заявителей, их ни разу не уведомили о запрете, наложенном на дом, даже в ходе следственных действий.

Сейчас в отношении компании применяется санация — юридическая процедура, направленная на восстановление деятельности организации и завершение работ. Назначенный судом временный управляющий контролирует процесс строительства. Цель — завершить проект в интересах дольщиков. Люди готовы продолжить финансирование из собственных средств. Однако запрет, наложенный на дом, мешает завершению строительства.

«Наш дом готов на 70–80 процентов. Чтобы закончить, нужно немного времени и немного средств, и эти деньги у нас есть. Семьи собирают деньги вместе, все готовы доплатить, лишь бы завершить. Не можем понять, почему этому препятствуют, ведь столько семей оказались на улице», — говорит одна из пострадавших, Зульфия Муталова.

«На наш дом Министерство внутренних дел наложило запрет. Мы не преступники, ничего не украли. Мы требуем только своё жильё. В этом доме 147 квартир — это не 147 человек, а 147 семей, то есть более 1000 людей. Банкиры наложили запрет и хотят выставить дом на аукцион: продадут, получат свой процент. А мы останемся без жилья. Уже 4 года мы ведем эту скитальческую жизнь», — говорит Таисия Фатьянова.

Пострадавшие отмечают, что среди них есть и малообеспеченные семьи, вынужденные жить в помещениях без окон, без воды и даже без элементарных бытовых условий. Потому что свои прежние квартиры они продали и вложили деньги в новое жильё. Во время санации люди неоднократно обращались с просьбой ускорить работы, чтобы успеть въехать до наступления зимних холодов, но ответа не получили.

«Я получаю 5–6 млн сумов зарплаты, из них 2–3 млн уходит на аренду. Едва свожу концы с концами. Не переезжаю только из-за холода. У меня маленькая дочь, боюсь, заболеет. Если после зимы ничего не изменится, мы будем вынуждены переехать в этот недостроенный дом. Это видео я записал от отчаяния. Просим помощи у уважаемого президента или у Абдуллы Арипова», — говорит Умиджон Муллажонов.

Также сообщается, что некоторые квартиры в этом доме были проданы сразу нескольким покупателям.

Следствие в отношении компании

По данным Kun.uz, в отношении должностных лиц общества с ограниченной ответственностью «System Metall Stroy» возбуждено уголовное дело и велись следственные действия. В обвинительном заключении, имеющемся в распоряжении редакции, указано, что должностные лица компании в 2021–2024 годах мошенническим путём, через 161 договор, заключённый с 134 клиентами, завладели средствами в размере 91,29 млрд сумов.

Следствие, длившееся более года, наложенный на дома запрет, сомнительный вопрос залога и случаи двойной продажи квартир вызывают у клиентов справедливое возмущение.

Документов для строительства дома не было?

Kun.uz, заинтересовавшись документацией по строительству данного жилого комплекса, связался с Инспекцией по строительству.

По данным, предоставленным Инспекцией, на этот объект имелись все необходимые документы. В частности, общество с ограниченной ответственностью «SILVERSTONE PROJECT» в качестве заказчика 17 февраля 2022 года зарегистрировало строительство 7-этажного жилого дома, состоящего из 7 блоков, подав заявление под номером 46879755.

Бездонная пропасть

Строительная организация находится на грани банкротства, её владельцы — под стражей, незавершённый дом — в залоге под кредит. Проблем столько, и они настолько запутаны, что пострадавшие не знают, к кому обращаться за спасением.

Их единственное требование и единственная надежда — как можно скорее получить свои квартиры.

Гулмира Тошниёзова.

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме