Общество | 16:41
338
8 минут чтения

«Враждебность США к Ирану достигла пика» — интервью с послом Ирана в Узбекистане

Протесты, начавшиеся в Иране в конце декабря, переросли в антиправительственные выступления. Эксперты считают, что действующий режим не падет из-за этих протестов. Однако закрытие иранского воздушного пространства и начало эвакуации на авиабазе США в Катаре свидетельствуют об усилении напряженности в регионе. Kun.uz побеседовал с Чрезвычайным и Полномочным Послом Ирана в Узбекистане Мохаммадом Али Искандари о реальной ситуации и мерах, принимаемых иранскими властями.

Video thumbnail
{Yii::t(}
Пропустить через 6s

С конца декабря Иран охватила волна протестных выступлений. Первоначально участники собрались на рынке в Тегеране, выражая недовольство гиперинфляцией и экономическими трудностями. К концу года протесты распространились на другие города, однако в центрах крупных мегаполисов их масштаб оставался ограниченным. С первых дней нового года ситуация резко обострилась, число вышедших на улицы, по оценкам, достигло миллионов.

На этом фоне президент Ирана и верховный духовный лидер аятолла Али Хаменеи выступил с обращением к народу, заявив, что происходящее является результатом провокаций, а протестующие действуют по указанию США и Израиля, создавая искусственное недовольство под внешним давлением.

Чрезвычайным и Полномочный Посол Ирана в Узбекистане дал эксклюзивное интервью Kun.uz. По словам Мохаммада Али Искандари, враждебность США и Израиля к Ирану достигла наивысшей точки за всю историю. Он отметил, что за последние 40 лет они использовали все возможные формы давления.

Ниже приводим ключевые фрагменты беседы.

Журналист: Господин посол, сейчас протесты, по сообщениям, идут на спад. Какие планы есть у руководства и правительства Ирана для урегулирования ситуации и диалога с протестующими?

Посол: Эти протесты связаны с правом граждан свободно выражать свое мнение и несогласие. Это законное право иранских граждан. Изначально выступления носили мирный характер, люди выходили на улицы и озвучивали свои требования и предложения. Этот процесс продолжался около 10 дней. В это время представители ответственных ведомств выходили в общественные места, напрямую общались с населением и выслушивали проблемы.

Однако спустя 10 дней активизировались внешние факторы. Президент США Дональд Трамп открыто вмешался в ситуацию, заявив, что в случае применения силы он лично примет меры. Это было воспринято как внешнее политическое давление. После этого в ходе протестов начали фиксироваться диверсии и террористические действия.

Отдельные группы атаковали мечети, наносили ущерб общественной и частной собственности, были зафиксированы случаи применения оружия. Это показало, что протесты вышли за рамки социально экономических требований и приняли радикальный характер под влиянием внешнего вмешательства.

На следующем этапе произошли нападения на полицейские участки и оружейные склады. После этого общество само осознало суть происходящего. Государство было вынуждено вмешаться для обеспечения безопасности.

В результате значительная часть населения выступила против этих деструктивных действий. Около 3 миллионов граждан вышли на улицы в поддержку мира и стабильности. В настоящее время ситуация полностью находится под контролем.

Журналист: Может ли ситуация снова ухудшиться из-за внешнего вмешательства?

Посол: США и Израиль не прекращали и не прекратят свои действия. Мы этого и не ожидаем. Уже более 40 лет они придерживаются одной и той же политики, и, вероятно, она продолжится. Однако ключевой вопрос в том, как на это реагирует иранский народ.

Народ Ирана хорошо знает характер и методы этих государств. С учетом этого можно сказать, что в настоящее время ситуация в стране находится под контролем. При этом граждане сохраняют право на выражение протеста, а правительство продолжает создавать условия для реализации этого законного права.

Основная причина экономических и социальных трудностей в Иране — санкции, введенные США и рядом западных стран. Это долгосрочные и крайне жесткие меры, которые привели, в частности, к росту инфляции. Тем не менее правительство Ирана продолжает работу по снижению последствий санкций и решению существующих проблем.

Журналист: Есть ли у властей реальные планы по решению экономических проблем населения?

Посол: Важно понимать, как именно эти проблемы преподносятся. Во многом это результат психологического давления и информационной войны. Экономическое положение населения Ирана не столь катастрофично, как это представляют западные средства массовой информации.

Международные организации, включая Организацию Объединенных Наций, не подтверждают картину тотальной бедности. Цель санкций и информационного давления — усилить недовольство, вывести людей на улицы и использовать это как повод для вмешательства.

Журналист: Почему США и Иран не могут прийти к соглашению?

Посол: Давление США на Иран усилилось особенно за последние 2 года и достигло пика после возвращения Дональда Трампа к власти. За последние 40 лет США и их союзники использовали против Ирана все возможные методы — от военных конфликтов и попыток смены власти до санкций и информационных атак.

У США есть 3 основных претензии к Ирану. Первая — наше стремление к справедливости и осуждение действий, приведших к гибели миллионов людей в Ираке, Афганистане, Газе, Йемене и Ливане. Вторая — наша независимость в принятии решений. Третья — интерес к нашим природным ресурсам и геополитическому положению.

Журналист: Поддерживает ли сегодня иранский народ действующую систему власти?

Посол: Иран является одной из самых демократичных стран региона. В стране регулярно проходят выборы на разных уровнях — от местных органов до президента. В Иране действуют различные политические партии при условии соблюдения конституции. Нынешняя форма правления была выбрана народом на референдуме.

Большая часть общества продолжает поддерживать действующий строй. При этом реформы возможны в рамках закона. Свобода слова и выражения мнений в стране существует, однако насилие и разрушения недопустимы.

Журналист: Как власти относятся к различным сценариям и слухам, распространяемым в СМИ?

Посол: Все граждане Ирана имеют право на выражение мнений и протест до тех пор, пока он остается мирным. Полиция старается избегать применения силы. Однако вооруженные мятежи представляют серьезную угрозу общественной безопасности.

Западные средства массовой информации нередко действуют в русле политических интересов. В таких условиях сложно ожидать объективности. Несмотря на это, Иран продолжает действовать в рамках международного права, улучшать условия жизни населения и адекватно отвечать на внешние угрозы.

Полную версию беседы можно посмотреть на платформе YouTube.

Подготовил Шохрух Мажидзода.

Новости по теме