«Уровень начала 2000-х»: владельцы пластиковых карт сталкиваются с бюрократией при их закрытии
В Узбекистане, из-за введённого ограничения на количество карт в национальной валюте для физических лиц, граждане, превысившие лимит, испытывают трудности при открытии новых карт. В ряде банков отсутствуют бланки заявлений, сотрудники не знают, как закрыть карту, а в некоторых случаях после подачи заявления нет обратной связи — клиенты не понимают, закрыта карта или нет. Kun.uz изучил ситуацию.
Фото: Kun.uz
Центральный банк Узбекистана установил ограничение на количество банковских карт у физических лиц в рамках борьбы с мошенничеством. Согласно новому порядку, с 1 января по 31 декабря 2025 года число карт в национальной валюте (включая виртуальные), оформленных на одного гражданина, не должно превышать 20 штук. Чтобы открыть новую карту, клиент должен закрыть хотя бы одну из уже действующих.
Регулятор отмечает, что до сих пор этот вопрос не был урегулирован на законодательном уровне, из-за чего у некоторых людей оказалось более 100 карт. Это создаёт почву для мошеннических схем.
Насколько новые правила помогли сократить мошенничество — неизвестно. Но совершенно точно они создали проблемы для обычных, законопослушных людей, поскольку закрытие карты — процедура, оказавшаяся далеко не самой простой, причем во всех банках.
Онлайн блокировка карты не решает вопрос — нужно полностью закрыть счёт. А это, по словам собеседников Kun.uz, означает бюрократию и волокиту.
Проблемы чаще отмечены в государственных банках
Разработчик Джавохир, который ранее работал в банке и ради тестирования открыл множество карт, рассказал Kun.uz о своём опыте взаимодействия с примерно десятью банками:
— Для тестирования я открыл много виртуальных карт в разных банках. В марте, при переходе на новую работу, не смог оформить зарплатную карту — у меня было больше 20 карт. Через Telegram-боты @CardXabarBot и @HUMOCardBot я узнал их точное количество и начал их закрывать.
1. Попытался закрыть онлайн — почти все колл-центры отправляли в филиалы. Только в TBC Bank удалось всё сделать онлайн.
2. Я пошел по банкам: в «Ипак йули», «Алоқабанк», «Капиталбанк» и KDB проблем не было — карту закрывали по заявлению.
3. Но в двух государственных банках (их названия редакция не приводит) возникли проблемы: в филиале утверждали, что карта открыта не у них и отправляли в другой офис. Обратился в колл-центр, сказали, что карта автоматически закроется после окончания срока действия. Но счёт при этом автоматически не закрывается. После обращения через портал со мной связались и попросили прийти в головной офис, что было неудобно. Я не пошёл — желания и времени закрывать карту у меня не осталось.
Оставшиеся нерабочие карты я просто заблокировал. По требованиям ЦБ, неактивные более года карты должны быть автоматически закрыты — посмотрим, сработает ли это.
«Нервотрёпка, и отнимает много времени»
Другой респондент, Шерзод Кодир, также столкнулся с похожей проблемой.
«Хотел открыть кредитную карту в InfinBank. Кредит одобрили, но сообщили, что у меня более 20 карт и поэтому, по решению ЦБ выдать новую мне нельзя. Оказалось, у меня 35 карт, в основном виртуальные. Блокировка не решает проблему — нужно полное закрытие.
Я начал звонить в банки, писать в чаты приложений. Оказалось, ни один банк не предоставляет таких услуг дистанционно. Только TBC Bank и Anorbank приняли заявление онлайн, но в TBC заявили, что срок рассмотрения — 30 рабочих дней (хотя по закону — 15). Остальные банки требовали прийти лично. В филиалах просили писать заявления с указанием номеров карт на имя руководителя отдела. В итоге некоторые карты закрыли, другие — нет. Только после этого я добился уменьшения числа карт до менее чем 20. Но это был нервный, утомительный процесс, особенно учитывая очереди в отделениях.
Короче, как в старые времена — нужно терпеливо проходить банковскую бюрократию. Но когда дело касается открытия карты, всё сделали очень просто: прошёл дистанционную идентификацию — и даже живя за границей, смог быстро открыть множество карт. А вот когда речь идёт о закрытии — начинаются такие вот приключения».
Дополнение: После публикации данного материала TBC банк связался с Kun.uz и сообщил, что заявление на закрытие карты принимается сразу после обращения, то есть после звонка. Если баланс карты равен 0, карта блокируется немедленно и автоматически закрывается через 30 дней. Таким образом, срок рассмотрения заявки на закрытие карты не составляет 30 дней; он начинается сразу после приема заявки. Срок в 30 дней относится к процессу закрытия карты.
«Во многих банках сотрудники не знают, как закрыть карту»
По словам Шерзода Кодира, в отличие от зарубежной практики, где закрыть карту можно по телефону с верификацией, в Узбекистане всё иначе. Он считает, что при введении новых правил в ЦБ не продумали, как это будет работать на практике.
«Чтобы закрыть карту, нужно подать заявление и провести счёт через бухгалтерский баланс. Онлайн-закрытие многие банки даже не рассматривали. Прежде чем ограничивать количество карт, нужно было сделать процесс закрытия таким же простым, как открытие», — говорит он.
Дают ли ограничения результат?
Бывший руководитель платёжной системы Humo, экономист Шухрат Курбанов, также рассказал в LinkedIn, как столкнулся с бюрократией при закрытии карт.
«Интересно, что ограничение касается только локальных карт, а карт международных платёжных систем — нет. Хотя меры направлены на борьбу с дропперами — людьми, открывающими карты для передачи мошенникам. У меня было около 35 карт. Большую часть я уже заблокировал, теперь — оставшиеся. Через Telegram-бот Humo такая возможность есть. Сейчас у меня 12 карт.
Но блокировки недостаточно — нужно закрытие счёта, а для этого требуется личное посещение банка. Большинство банков требует, чтобы клиент приходил лично и писал заявление», — отметил Курбанов.
Он подчеркнул, что банкам важно привлекать клиентов, а их «уход» — болезненный процесс, и эффективность ограничения по картам пока неясна.
В комментариях к его посту другие пользователи тоже делились похожими историями:
- Алексей Иванов: «Недавно в рамках одного исследования пришлось закрывать карты. Надо было лично прийти в филиал и написать заявление об утере или повреждении карты. Бланка для обычного закрытия не было. Один сотрудник даже сделал замечание: “Карта — не игрушка, чтобы её открывать и закрывать”.»
- Дмитрий Саава: «Лучший показатель эффективности — цена аккаунтов дропперов на чёрном рынке. Если растёт — меры работают, если падает — нет. По словам знакомых из сферы кибербезопасности, в последний год цена упала.
- А ещё — “вторичные последствия” решения — это явно не сильная сторона госрегуляторов постсоветского пространства. В Узбекистане тем более. Хорошо, что есть люди, которые могут быть мостом между бизнесом и государством».
- Дониёр Каримов: «У меня было 40+ карт. Чтобы закрыть, везде пришлось идти лично. Но карты закрыли, а счета — нет. Пришлось писать жалобу через портал, чтобы закрыли и счета тоже. После этого пошли движения. Но и тогда — осталась неуверенность: всё ли закрыто? Нужно запрашивать справку в каждом банке. Иначе не проверишь».
Кто такие дропперы и почему ЦБ борется с ними?
Дроппер — посредник для мошенников. Он открывает карты и счета на своё имя и передаёт их для использования в схемах обмана. Фишинговые сайты, фальшивые магазины, инвестиционные афёры — жертвы переводят деньги, которые попадают на карту дроппера и выводятся наличными или уходят за рубеж.
Почему люди становятся дропперами? Кто-то — по незнанию, кто-то — за деньги. Поэтому ЦБ ограничивает количество карт на человека.
Ранее специалист по безналичным платежам Ахрор Махмудов говорил, что, несмотря на благое намерение сократить мошенничество, такие меры могут негативно повлиять на экономические, социальные и бизнес-процессы.
Kun.uz направил в пресс-службу ЦБ несколько вопросов:
- Какие права у физлица при закрытии карты? Какие обязательства у банков? В какие сроки должны рассматриваться заявления? Должны ли банки информировать клиента о результате?
- Планируется ли упростить процедуру закрытия карт?
- Есть ли ощутимые результаты от введённой меры с 1 января?
Мадина Очилова, Kun.uz
Новости по теме
16:13 / 04.12.2025
Центральный банк разъяснил порядок использования банковских карт несовершеннолетними
10:38 / 03.12.2025
Федерика Могерини задержана в Бельгии по делу о мошенничестве
16:01 / 28.11.2025
В Узбекистане стартовала программа «Устранение бюрократии – 2030»
16:41 / 22.11.2025