11:22 / 25.05.2021
6620

Новый закон «О рекламе» может стать очередной преградой для развития свободы СМИ и бизнеса

Новый законопроект, ускользнувший от внимания общественности, может привести к резкому сокращению доходов средств массовой информации, особенно, телеканалов, и серьёзным проблемам предпринимателей при реализации своей продукции и услуг.

Фото: Depositphotos

Законопроект «О рекламе» в новой редакции одобрен 98,4 процентами голосов депутатов в первом чтении. Но некоторые его пункты вызывают возражения.

Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрели проект закона «О рекламе» в новой редакции в первом чтении с концептуальной точки зрения, и он был одобрен 98,4 процентами депутатов.

Необходимость разработки нового законопроекта заключается в наличии не функционирующих норм общего характера, они не полностью охватывают отношения, связанные с рекламной деятельностью (действующий закон, принятый 25 декабря 1998 года, состоит из 30 статей. На сегодняшний день в него 15 раз вносили изменения и дополнения). Также, разработка нового закона объясняется недостаточностью требований к рекламной деятельности, а также совершением множества правонарушений в практике применения, поскольку полномочия государства и негосударственных организаций в сфере рекламы точно не установлены.

Очередной удар по свободе СМИ

Однако несколько аспектов в законопроекте повлекли за собой возражения предпринимателей и общественности.

В частности, в статье 18 законопроекта имеются такие пункты:

Спонсорство и сотрудничество не допускается при подготовке следующего:

  • Информационно-аналитических передач о новостях;
  • Рекламных роликов и блоков;
  • Анонсов и блоков телерадиопрограмм.

Это тревожит некоторые самофинансируемые частные телеканалы и СМИ. В частности, представитель телеканала «Менинг юртим», связавшийся с Kun.uz, высказал своё отрицательное отношение к этим пунктам.

«Мы – частный телеканал, поэтому все создаваемые передачи и программы финансируются спонсорскими платежами. Спонсоры заинтересованы в этом, потому что в анонсах телепрограмм транслируется их реклама.

Насколько я понял, если наложен запрет на выпуск спонсорской рекламы в блоках анонсов, мы потеряем всех спонсоров. Всё упирается в средства. Вероятность прекращения деятельности нескольких творческих коллективов очень высока. Проще говоря – фактически никому не мешающие 5-секундные анонсы создают основу деятельности нескольких production-студий. И не только мы, но и каждый телеканал потеряет прибыль, как минимум, несколько миллиардов сумов в год. А государство лишится немалой суммы налогов.

СМИ и так значительно пострадали во время пандемии, а правительство не предоставило ни одной налоговой или другой преференции. Разве не следует учесть их пожелания? Может, их тоже нужно понять, или вы заинтересованы только в утверждении проекта? Кто-то вообще думает об их экономической политике?» - спрашивает он.

Преграда для развития бизнеса

В современном мире мир медиа неразрывно связан с рекламой и маркетингом, и обе стороны заинтересованы в этом одинаково. Реклама является основной движущей силой предпринимательства. Также, почти все частные СМИ финансируют себя за счёт рекламы. Поэтому, эту норму, вводимую в закон, можно расценить не иначе как экономическую атаку.

Если подумать логически, государству это тоже невыгодно. Посредством ограничений, установленных новым законом, само собой сократятся налоговые поступления государству от СМИ, то есть, проиграет как сторона, предоставляющая рекламу, так и СМИ, принимающее рекламу, а также государство, заинтересованное в увеличении налоговых поступлений.

Встревожены и фармкомпании

Кроме того, в рекламе лекарственных средств законом запрещено следующее:

  • Использовать какие-либо памятки о ценах на рекламируемое лекарственное средство или его ценовой политике, создавать впечатление о благоприятной цене на данное лекарственное средство;
  • Использовать участие известных лиц, медицинских работников или лиц, по внешнему виду похожих на врачей;
  • Использовать благодарность, рекомендации и признание общественности о воздействии лекарственного средства;
  • Использовать видеозаписи, изображения и визуальную демонстрацию заболевания (травмы), и (или) изменений, происходящих в организме человека под воздействием лекарственных средств;
  • Изображать процессы их использования или потребления.

Корреспондент Kun.uz пообщался с предпринимателем, несколько лет осуществляющим деятельность в сфере фармацевтики, который так прокомментировал эти пункты:

«В социальных сетях я прочитал новость о том, что при рекламе лекарственных средств запрещается использовать известных лиц, медицинских работников или лиц, по внешнему виду похожих на врачей.

Это, как будто, поставить ограничение для спортсменов или организаций, специализирующихся на спорте, при рекламе спортивной продукции Adidas или Nike. Самое интересное – мы производим новую продукцию, и она кому-то помогла, показала хороший результат. Теперь установили ограничения для использования мнения этих людей. Что плохого в том, чтобы подготовить краткий видеоматериал о воздействии лекарственного средства на организм человека, о его использовании? Многие люди не читают инструкцию о лекарственном средстве, а у него могут быть побочные эффекты, противопоказания к применению. Если мы объясним это в 1-2-минутном видеоматериале, от этого ведь только польза для потребителей. Что плохого в использовании новых подходов вместо устаревших консервативных методов?» - говорит предприниматель.

Проект, как обычно, переходит в узкие круги без участия заинтересованных сторон

Насколько уместны возражения предпринимателей – это другой вопрос. По какой причине во время обсуждения какого-либо закона в Олий Мажлисе не изучается мнение представителей стороны, на которую больше всего повлияет этот закон, не учитывается их отношение? Разве с точки зрения здравого смысла неверно было бы заслушать мнение представителей сторон, на которые создаваемый закон окажет самое большое воздействие, предложить альтернативное решение для уместных возражений, а уж потом разрабатывать новый законопроект? Разве не нужно учитывать, прежде всего, интересы предпринимателей и потребителей?

Ужасные санкции

Также, в законе указаны размеры финансовых санкций, применяемых в отношении юридических лиц, являющихся субъектами рекламной деятельности:

  • За распространение рекламы продукции, запрещённой для производства, реализации и рекламирования – 100 размеров базовой расчётной величины;
  • За выпуск неверной, неэтичной, сравнительной или скрытой рекламы, а также уклонение от выпуска антирекламы – 70 размеров базовой расчётной величины;
  • За нарушение требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств, биологических активных и пищевых добавок, а также продовольственной продукции и рекламе, связанной с несовершеннолетними – 30 размеров базовой расчётной величины.

Закон является основным средством регулирования общества, и каждый гражданин, нарушивший его, должен быть наказан. Но возникает уместный вопрос: если государство само вредит законным интересам предпринимателя, как будет компенсироваться этот ущерб?

Недавно в столице по неизвестным причинам демонтировали более 200 рекламных конструкций стоимостью до 300 млн сумов, принадлежащих владельцам бизнеса наружной рекламы. Демонтаж этих объектов наружной рекламы осуществлялся без всяких оснований и судебных постановлений. По какой причине финансовые санкции должны работать только в одну сторону? Почему законы должны выражать интересы только одной стороны?

Вместо заключения

Основным фактором, формирующим бюджет государства, являются налоги, уплачиваемые субъектами предпринимательства. Без создания прочной законодательной базы, обеспечивающей защиту прав и законных интересов частных собственников, нелогично думать о развитии. Следует наладить системный контакт между государством и бизнесменами. На сегодняшней стадии развития поддержка развития бизнеса и предпринимательства выполняет задачу фундамента для прогресса в ближайшем будущем. Реклама является основной движущей силой предпринимательства. Усиление запретов вместо упрощения и либерализации никоим образом не послужит развитию страны.

Top