17:41 / 08.11.2018
6889

Степени авторитаризма или «какое уж тут счастье?»

Порой настаёт ответственный момент, когда требуется объективно оценить историческое наследие и историческую данность, посмотреть по сторонам и признать несколько довольно тривиальных истин, чтобы сломать стену непроходимости и пойти дальше. Оттого, насколько это удаётся сделать сегодня, зависит картина непосредственного завтра.   

Историческая справка

История человечества, начиная от древней до совсем уж новой, являет собой почти непрерывное повествование – рассказ о том, как деяния единичных персон влияли на жизнь большинства. Как то достижения, но больше совершённые ими ошибки – всё плавно «ложилось», проецировалось на судьбах тысяч и миллионов. И как «миллионам» зачастую оставалось лишь сетовать на горькую участь.

Простая, казалось бы, истина – для созидания общества нужно деятельное участие самого общества – удивительным образом каждый раз оказывалась опровергнутой, в насущной необходимости же авторитарной власти приводились некие веские доводы и она – необходимость эта – будто какая-то правдивая математическая теорема убеждала большинство.     

Явление авторитаризма насквозь пронизано драматизмом.

В природе этого явления есть всё, чтобы обратить всякие усилия, действия не в пользу, а «волшебным образом» во вред. Колоссальные силы и средства, бывало, тратились, казалось бы, на конечное процветание, но, за малым исключением, всё непременно оборачивалось «разбитым корытом», ибо зачинателем и двигателем действий была не общественная солидарная инициатива, а авторитарная рука.

Искушение

Хорошо от этого не было никому, в том числе и авторитарным правителям. Известно, что оказавшись вне критики да при наличии неограниченной власти человеку чрезвычайно трудно сохранять способность адекватного восприятия реальности, и чаще всего дело оборачивается деформацией личности, а порой и тяжелейшим недугом. Какое уж тут счастье?

Если душевное здоровье каждого человека – венца творения, члена социума – брать за наивысший приоритет, цель устремлений человеческой организации, то авторитарная система, вбирающая в себя элементы тоталитарной, являет собой как раз таки чрезвычайно противоположное высшим целям – в сумме она создаёт среду, в которой индивид вне зависимости от социального положения терпит убыток. И главный ущерб тут в сломе рефлективного, диалектического аппарата и как результат – неадекватное восприятие реальности и конечная деморализация.

Порочный сговор        

Природа ли человеческая такая или что другое, но чем возрастает степень личностной несвободы, тем возрастает потребность в некоем незримом, негласном «общественном договоре».  Всё больше лишающаяся свобод сторона – народ – в желании сберечь мизерный круг простейших потребностей всё больше отказывается от критического осмысления окружающей действительности. И как логический итог – от всё большего объёма своих фундаментальных прав в пользу второй стороны – авторитарной власти. Становясь всё более ущербным, критический аппарат этой стороны в итоге атрофируется, что лишает миллионы людей статуса сознательной общности, превращая в бессознательную массу. На свет появляется человек-феномен – не способное даже прибираться за собой, вялое, аморфное существо. Страна с таким населением погрязает в проблемах, порой в мусоре и в конечном итоге оказывается, что естественно, в цивилизационном «хвосте». Радости это не прибавляет никому – какое уж тут счастье?

Степени авторитаризма

В зависимости от реакции на происходящее авторитаризм можно подразделить на степени. Гипертрофированную степень мы наблюдаем, когда уровень абсурдности доходит до своего апогея – это когда авторитарный властитель наводит тоталитарные порядки и в конце превращается в некий гротеск, практически не способный оценить степень бедственного положения свой страны.

Степень помягче – картина тотальной разрухи эмоционально расстраивает властителя, приходит понимание необходимости реорганизации и вовлечения в этот процесс общества, для чего видится необходимым её пробуждение. Это может перерасти в сложный, но рождающий надежду процесс – процесс преобразования авторитарного лидера в реформатора.   

Распутье

И именно это является ответственным моментом, испытанием, распутьем. Убить в себе дракона, найти в себе силы вернуть людям отнятые моральную, интеллектуальную свободу, вернуть естественную, Богом вменённую картину человеческого общежития, когда человек пребывает не в страхе и моральной кабале, а будучи свободным в сообществе с другими людьми созидает окружающую среду – это один выбор.

Не решиться на демонтаж авторитарной системы – сохранить «воздух» страха, недоверия и закомплексованности, централизацию власти и прочие «прелести» тоталитарно-авторитарной системы, ограничиться косметическими изменениями и «благополучно» «всучить» страну следующему авторитарному властителю, упустив исторический шанс – другой.

«Никому не нужная история»

В истории добрым словом упоминаются личности, демонтировавшие изжившие порядки и открывшие новые горизонты для миллионов людей. Приверженцы же косметических (полу)мер либо потерпели наполненное драматизма фиаско, либо забыты в архивных документах, как ничего не сделавшие для подлинного развития. Развитием же, прежде всего, считается формирование сознательного, организованного, успешного, открытого, реагирующего на перемены подлинного общества, без которого все остальные усилия – всё равно, что сеять, не имея почвы. 

Немного типологии   

Авторитаризм бывает следующих типов:

1. Военный. Возникает в результате захвата власти военными. Политическая деятельность ограничивается либо вообще запрещается. Пример - военная хунта во главе с Пиночетом в 1973 г. Все партии были запрещены.

2. Теократический. Сосредоточение политической власти в руках авторитарного религиозного лидера или клана. По сумме характеристик теократический режим весьма похож на тоталитарный.

З. Персонифицированный. Власть принадлежит политическому лидеру, безсильность институтов власти (кроме полиции).

4. Монархический. Существуют в Иордании, Марокко, Саудовской Аравии и др.

5. Неоавторитарный. Отличается допущением массовых партий (например, в Мексике), существованием оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.

Сегодня

XXI век создал новую реальность – развитие всех возможных видов коммуникаций всё больше превращает мир в одну большую деревню и пребывать в положении отдельных княжеств всё труднее. Добавим к этому интенсификацию торгово-экономических сношений, жёсткую конкуренцию за право места под солнцем и получим картину, в которую авторитаризм просто таки не вписывается. Страны-приверженцы тотального диктата, даже такие как Китай, оказались вынуждены пойти на послабления в экономической, в информационной сферах, а это, в свою очередь, влечёт рост сознательности людей и неминуемо даст свои благотворные плоды в последующем.                  

Шокир Шарипов

Top