01:33 / 13.01.2019
6637

В чём корень социально-экономических проблем?

Редакция сайта Kun.uz решила провести ряд бесед с директором Центра содействия экономическому развитию Юлием Батыровичем Юсуповым. Цикл будет называться «Итоги с Юлием Юсуповым». Вместе с нашим гостем попытаемся бросить взгляд на год минувший и оценить как достижения, так и упущения в сфере экономических преобразований.

Предлагаем первую часть.

Tas-IX

YouTube

Ш.Ш. – Приветствую Вас, Юлий Батырович тут, у нас – в резиденции сайта Kun.uz. Вам у нас понравилось?

Ю.Ю. – Замечательная резиденция. Я посмотрел, как работают ребята, чувствуется хороший накал, рабочее настроение, и понятно, почему сайт занимает лидирующие позиции в интернете Узбекистана.

Ш.Ш. – Мы запланировали цикл передач, он будет называться «Итоги с Юлием Юсуповым», будем периодически встречаться в этой комнате и обсуждать насущные проблемы. Будем, конечно же, говорить об экономике, ну и, наверное, не только о ней. Вам нравится такая идея?

Ю.Ю. – Идея хорошая. Я думаю, есть потребность в таких передачах. Считаю, что вы должны приглашать не только меня. Думаю, что есть ещё много других интересных людей, которым есть что сказать и которых стоит послушать.

Ш.Ш. – Ну, пожалуй, с Вас и начнём.

Ю.Ю. – Давайте!

Ш.Ш. – И первый вопрос, он довольно-таки обширный, и звучит он так: «а зачем нам нужны реформы?»

Ю.Ю. – Вопрос действительно широкий. Начнём с того, что такое реформы? Чтобы понять, зачем они нужны. Я попытаюсь немножко зайти издалека. Например, есть семья, и живёт она бедно. Мы пытаемся понять, почему она живёт бедно. Она может жить бедно по самым разным причинам. Например, у жены не хватает образования. И поэтому она вынуждена работать на низкооплачиваемой работе – получает маленькую зарплату. А муж, скажем, выпивает. Из-за этого долго не держится на работе – его рано или поздно выгоняют. Получается, бедность семьи связана с личными качествами людей.

Но могут быть и более глубокие причины. У жены не достаточный уровень образования потому, что в её семье было принято считать, что девочкам особо не нужно учиться – «в школу надо ходить, но главное предназначение женщины удачно выйти замуж и растить детей». Образование здесь уходит на второй план. Здесь мы видим более глубокие причины бедности семьи.

Но могут быть другие – внешние обстоятельства. Скажем, муж не может найти работу не потому, что пьяница, лентяй или плохой работник, а потому, что в населённом пункте, где семья живёт, нет работы. Тогда надо задаваться вопросом, почему там не создаётся достаточно рабочих мест.

И здесь, когда мы пытаемся распутать клубок, мы приходим к выводу, что причины бедности семей кроются не только в личных особенностях людей, но и во внешних обстоятельствах.

Если мы возьмём более масштабно, то мы увидим, что есть страны, регионы, где люди живут в среднем очень хорошо, а есть страны, регионы, где люди в живут гораздо хуже.

Юлий Юсупов

Есть показатель, которым оценивают уровень жизни – ВВП – валовой внутренний продукт. Так вот в некоторых странах он больше 30 тысяч долларов в год на человека, а есть страны, где ВВП меньше тысячи долларов в год. Смотрите, какой разрыв – в тридцать-сорок раз!

Вряд ли такое положение связано с индивидуальными особенностями людей. Трудно представить себе, что в каких-то странах или регионах скопилось большое количество людей, которые ничего не умеют делать, и поэтому они плохо живут. На самом деле, люди, по большому счёту, одинаковы. Конечно люди разные в смысле, что среди них есть и ленивые и трудолюбивые и прочие. Но с точки зрения, скажем так, биологии, в принципе, люди одинаковы. Во всех странах есть трудолюбивые и лентяи. Но, почему-то, в каких-то странах люди живут гораздо лучше, в каких-то – гораздо хуже. Списать это на индивидуальные особенности не получится.

«Почему?» - этот вопрос задавал ещё Адам Смит в XVIII- веке. Его книга называлась «Исследование о природе и причинах богатства народов». «Почему одни страны живут богато, а другие – бедно?».

И сегодня экономисты, и представители других направлений отвечают, что дело не в индивидуальных особенностях людей, что индивидуальными особенностями можно объяснить состояние отдельных семей, но не стран и регионов, тут индивидуальными особенностями ничего не объяснить. Дело в чём-то другом.

Так в чём же? Дело в правилах и стереотипах поведения людей. Люди одинаковы по своей природе, но ведут они себя по-разному. И даже один и тот же человек в разных ситуациях может вести себя по-разному. Это связано с теми правилами и стереотипами, которые сложились в обществе, в семье или городе, или стране в целом.Эти стереотипы и правила специалисты называют институтами или общественными институтами. Это могут быть формальные правила: законы, подзаконные акты, правила дорожного движения, контракты между работодателями и работниками – всё это формальные правила. Это могут быть и неформальные правила, когда люди действуют так не потому, что так написано в законах, а потому что привыкли так действовать, или обычай такой. Это формальные и неформальные институты.

Причём надо понимать, что не всё, что закреплено в законах есть действующий формальный институт. Потому, что что-то может быть написанным на бумаге, но в реальности не работать.

Например, у нас в Конституции написано, что у нас перед законом все равны, у всех одинаковые права, а Конституция у нас считается высшим законодательным актом. С другой же стороны, нормативный акт, какого-то ведомства, который, по сути, эту Конституцию отменяет. И исполняться будет именно этот нормативный акт, который сводит Конституцию в определённой степени «на нет».

К Примеру, сложилась ситуация, когда у нас есть две категории граждан: ташкентцы и остальные граждане Узбекистана. Вторые не могут покупать жильё в Ташкенте, до недавнего времени не могли устроиться на работу в Ташкенте. Это противоречит Конституции. Конституция должна иметь высшую силу. Но есть какой-то нормативный акт, который её перечёркивает. Получается, мы действуем не по Конституции, а по какому-то приказу, указу или чему-то ещё.

А бывает, что действуют не написаные правила, а устные указания. Был у меня случай лет 10 назад, когда я пришёл в банк с подписанным контрактом, мне нужно было зарегистрировать этот контракт, чтобы получить деньги на счёт, а мне говорят «измените такие-то пункты в контракте». Надо было два слова добавить. Но контракт уже подписан, подписан с международной организацией, теперь мне нужно подписанный контракт отправлять обратно, чтобы добавить эти два дурацких слова. Я спрашиваю, на каком основании вы это требуете, покажите мне где, в каком нормативном акте это прописано? Мне отвечают, что никаких нормативных актов нет, и что «была проверка и от нас потребовали вносить такую поправку». И всё! Достаточно устного слова, чтобы наплевать на то, что написано в нормативных актах. И такие вещи сплошь и рядом.

Так вот, то, чем отличаются страны, регионы, общества друг от друга – это разные правила, по которым они существуют. Эти отличия обуславливают разность экономической ситуации в этих странах. Разный уровень жизни. Там, где условия позволяют людям свободно работать, зарабатывать хорошие деньги, свободно заниматься бизнесом, там общества процветают. Там, где правила плохие, где правила мешают людям заниматься свободной экономической деятельностью, там общества бедные.

Юлий Юсупов

И что такое реформы? Реформа это смена правил. Смена плохих правил на хорошие. В идеале смена плохих правил на самые хорошие. Реформы нужны в том случае, если мы признаём, что у нас правила плохие.

Если говорить о нашем обществе, то тут надо многое менять. Плохие правила сложились за многие десятилетия практически везде.

Ш.Ш. – Вот об этом я хотел спросить Вас. Мы все наследники тех, кто жил в советское время. Вы это время застали, я был юношей, но тоже помню. Осмелюсь предположить, что в это время сложилось целое мировоззрение, а не просто некие стереотипы. Как же от этого избавиться, может стоит «копнуть» поглубже?

Ю.Ю. – В Советском Союзе кроме Узбекистана, находились и другие республики. Были и другие страны социалистического лагеря. Был даже «форпост социалистического лагеря в Латинской Америке» - Куба. Но Советский Союз распался достаточно давно – прошло уже больше четверти века. И если мы посмотрим на страны – обломки социалистического лагеря, то обнаружим, разную ситуацию. Не у всех такие плохие правила, как у нас. Некоторые ушли гораздо дальше нас. Наследие советское огромно, но кто-то сумел его преодолеть. А кто-то добавил себе ещё дополнительные проблемы. У нас тот самый случай – мы несём с собой это наследие, и вдобавок накопили много своих проблем.

В чём ключевая проблема? В замалчивании имеющихся недочётов. У нас до недавнего времени, практически никакие проблемы не обсуждались. Проблемы не только не решались, они накапливались.

И для преодоления такой ситуации, если мы считаем, что правила, по которым живём, устарели - мы должны проводить реформы.

Top