Общество | 14:14 / 13.05.2019
6177
14 минут чтения

О системе “Coca-Cola” глобально и локально

Новый Региональный директор компании «The Coca-Cola Company» (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) г-н Шадаб Ахмед Хан рассказал о стратегии компании в регионе, основных принципах деятельности, а также перспективах развития в Узбекистане.

Кратко о г-не Шадаб Ахмед Хан: отвечает за развитие стратегии и контролирует выполнение условий франчайзинговых соглашений Боттлерами “Coca-Cola” в странах Центральной Азии.  В течение почти 20 лет своей трудовой деятельности г-н Хан работал в стартапах, а также в многонациональных компаниях в сферах телекоммуникаций, фасованной пищевой продукции и безалкогольных напитков в Индии, Австралии, Шри-Ланке, Сингапуре, Непале, Бутане и Бангладеше. До приезда в Узбекистан он руководил подразделением Компании “Coca-Cola” в Бангладеше. Среди его последних достижений - поддержка в привлечении инвестиций в г. Дакка (Бангладеш), где «Coca-Cola» инвестировала почти 130 млн. долл. США в новые производственные мощности и расширение существующих производственных мощностей в период 2015-2017 г.г. Г-н Хан работает в Компании “Coca-Cola” с 2007 года.

Уважаемый г-н Хан, Вы недавно переехали в Ташкент. Каково Ваше первое впечатление?

Город с особым магнетизмом. Мне нравится сочетание многовековой истории и разнообразных культур. Фьюжн присутствует почти во всем: в еде, в архитектуре, в образе жизни, в моде... Эта особенность Узбекистана и Ташкента еще больше вдохновляет меня. Город пребывает в стадии динамических преобразований, и я могу представить, насколько современным он станет в ближайшем будущем, но очень надеюсь, что при этом он не утрат своего исторического очарования.

Расскажите, пожалуйста, о себе.

Я родился в Индии, в Бангалоре. Я - старший из троих братьев в семье. После длительных путешествий по Азии и Австралии в 2014 году я получил назначение в «Coca-Cola Bangladesh», где я встретил свою любовь, Ноушин. Мы с супругой вместе два года. Она с нашим пятимесячным сыном недавно переехала в Ташкент, и они также полюбили этот город.

Что больше всего привлекает Вас в работе в Coca-Cola?

Это - компания с великим наследием и почти полуторавековой историей. При этом она очень современная и зачастую является «законодателем моды» не только в своей индустрии. Наш бизнес очень динамичен, и главное преимущество работы в Coca-Cola заключается в возможности постоянного роста и развития. Даже после 20 лет работы в компании ты постоянно учишься и узнаёшь что-то новое.

Каждая компания имеет свои особенности работы. Какие особенности у «The Coca-Cola Company»?

Не все знают, что Coca-Cola на самом деле является одной из крупнейших франчайзинговых систем в мире. Американская «The Coca-Cola Company» владеет торговыми марками и занимается стратегическим развитием брендов на рынках. Её партнёры-боттлеры являются владельцами заводов, работающими по лицензии. Они производят напитки из сиропов, купленных у «The Coca-Cola Company», и отвечают за дистрибуцию и развитие продаж. «The Coca-Cola Company» вместе со своими партнерами-боттлерами образуют франчайзинговую систему «Coca-Cola».

Система «Coca-Cola» является крупнейшим производителем безалкогольных напитков на планете и работает во всех странах мира, кроме двух (Кубы и Северной Кореи). Каждый день люди выпивают около 1,9 миллиарда порций напитков компании.

Усилия «The Coca-Cola Company» по продвижению брендов были бы бесполезны без наших партнеров по розливу. В мире насчитывается около 300 боттлеров, почти все они являются независимыми от компании «The Coca-Cola Company» предприятиями, и основная доля в производстве принадлежит крупным транснациональным компаниям, многие из которых котируются на фондовых биржах.

Расскажите о своих партнерах-боттлерах. В какой степени их вклад влияет на успех Coca-Cola?

Мы являемся франчайзинговой системой. Нашим боттлерам предоставлены эксклюзивные права на определенных географических территориях, на которых им разрешено бутылировать и продавать продукцию с товарным знаком «The Coca-Cola Company». Таким образом, эффективность нашей компании зависит от эффективности наших отношений с боттлерами. Чтобы управлять франчайзинговыми отношениями, нужно иметь географическую ориентацию. Поэтому наша организация в первую очередь географическая.

Поскольку конкуренция на местных рынках жесткая, а структура мирового рынка меняется быстрыми темпами, мы всегда должны помнить, что быть номером один сегодня не гарантирует вечного лидерства. Высокая профессиональная компетентность как результат многолетней работы на крупных рынках, а также соблюдение принципов и правил, стандартов и законов делают наших ведущих партнеров по розливу сильнейшими двигателями Системы «The Coca-Cola System», которая устанавливает высокие стандарты для отраслей, связанных с нашим производством, и помогает экономикам стран повышать свои ключевые показатели. Мы проводим исследования социо-экономического влияния системы Coca-Cola в странах, где она работает. Например, в Казахстане, где нашим партнером является один из самых крупных боттлеров в мире - «Coca-Cola Içecek», эффект мультипликатора для страны от наших операций равен 12. То есть одно рабочее место в Coca-Cola помогает создать 12 рабочих мест в смежных отраслях.

Разумные инвестиции, слияния и поглощения помогают нашей системе достичь более высокого уровня и сохранить лидерство на таких сложных рынках, как Япония, где недавняя интеграция двух боттлеров укрепила лидерство на рынке, на котором потребности клиентов и потребителей меняются со скоростью звука. Новой «Coca-Cola Bottlers Japan Inc.», которая унаследовала почти 60-летний опыт своих предшественников, теперь удается лучше обслуживать 110 миллионов потребителей и получать годовую выручку около 10 млрд. долл. США. Каждый год Система «Coca-Cola» в Японии запускает почти 100 новых продуктов в нескольких категориях от кофе и чая до соков и газированных напитков.

В течение последних 20 лет в Системе «Coca-Cola» успешно практикуются региональные слияния и поглощения. Крупнейшие и наиболее успешные в мире боттлеры работают на региональном уровне. Это помогает нам улучшить цепочку поставок, решить проблемы экономии масштаба, расширить рынки, ускорить внутрирегиональную торговлю и экспорт, а также воспользоваться многолетним опытом боттлеров, которые являются ведущими в отрасли. Этот подход помогает находить правильное сочетание глобального и локального в наших операциях. Бренд Coca-Cola является глобальным, но он должен учитывать местные условия и при этом идти в ногу с быстрым развитием отрасли в глобальном масштабе.

Одним из ярких примеров является «Coca-Cola Hellenic Bottling Company», которая была основана в Греции в 1969 году и сейчас оперирует в 28 странах с общим населением около 585 миллионов человек и продает более 11 миллиардов литров напитков в год. Еще одним крупным региональным боттлером является «Coca-Cola European Partners», работающий в 13 странах Западной Европы с годовым объемом продаж 14 млрд. литров. Турецкий боттлер «Coca-Cola Içecek» (CCI) с годовым объемом продаж почти 7 млрд. литров обеспечивает потребности более 400 миллионов человек в 10 странах, среди которых Турция, Пакистан, Азербайджан, Ирак, Иордания, Сирия и 4 страны Центральной Азии. Не смотря на то, что CCI оперирует на рынках с развивающимися экономиками, он является шестым по величине боттлером Coca-Cola System в мире. Рынки, на которых он работает, процветают. Например, в Казахстане с населением 18 миллионов человек мы продаем как минимум в два раза больше, чем в Узбекистане с населением 33 миллиона человек. Также продукция CCI Казахстан экспортируется в Киргизстан и Таджикистан. CCI пришел на рынок Пакистана в 2008 году и за прошедшие 10 лет проделал огромную работу, начиная с модернизации и строительства заводов (в Пакистане 6 заводов, последний из которых был открыт в Фейсалабаде в 2018 году), усовершенствования дистрибуции и управления финансовыми потоками, и заканчивая расширением ассортимента напитков и портфолио социальных проектов.  За пять лет CCI помог утроить рост всей отрасли напитков.

У Вас интересный опыт, рынки, на которых Вы работали прежде, не самые простые. Какие основные трудности приходилось преодолевать?

Во время моей карьеры в Coca-Cola мне выпала честь работать на самых разнообразных рынках, каждый из которых уникален по-своему. Индия, например, была сложным рынком с миллиардным населением и 14 партнерами по розливу. В Индии 22 официальных языка и бесчисленное количество нюансов и различий в культуре и традициях – не зря говорят, что в Индии еда, язык и культура меняются через каждые 100 км. Поэтому сложнее всего в Индии было развивать маркетинговую коммуникацию, которая объединяла бы потребителей на различных рынках, а также обеспечивать доставку и продажу напитков посредством почти миллиона розничных продавцов, независимо от места – будь то пустыни Раджастана, леса национального парка Корбетт или пляжи Гоа. Моя роль в Индии и Шри-Ланке требовала от меня работы с несколькими группами боттлеров по всей стране, чтобы обеспечить отлаженную цепочку поставок и работу с конечным потребителем, начиная с ресторанов Мишлен и пятизвездных отелей и заканчивая жителями маленьких поселений в отдаленных районах страны. Я надеюсь, что смогу внедрить мой опыт развития эффективной дистрибуции в гостинично-ресторанном и других секторах через нашего партнера-боттлера в Узбекистане.

Роль Генерального директора в Непале и Бутане научила меня строить бизнес, ориентируясь на результат. Непал научил меня очень многому в дистрибуции и продвижении продукции в труднодоступных горных районах, и сегодня я могу с гордостью сказать, что Coca-Cola является крупнейшей компанией по производству потребительских товаров в этой стране. Непал также научил меня важности прогнозирования и планирования на будущее. А Бутан с его уникальной ориентацией на валовое национальное счастье (ВНС) - концепцию, которую он ввел в 1972 году- научил меня важности устойчивого и обоснованного социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Я горжусь тем, что участвовал в многочисленных проектах устойчивого развития по охране и рациональному использованию водных ресурсов, по расширению прав и возможностей женщин, , по  переработке пластиковых отходов , в проекте Ассоциации Шерпа по очистке Эвереста от мусора  и многих других.

В период моей работы в Бангладеше ботлер «Coca-Cola» инвестировал 120 миллионов долл. США в строительство нового завода и расширение существующих операций по розливу. В 2010 году «Coca-Cola» занимала 6-е место на этом высококонкурентном рынке, где работали около 20-ти различных производителей напитков. За последние 3 года «Coca-Cola» вышла на 3-е место, и даст Бог,  к 2021 году станет лидером рынка.

Какие проблемы и возможности вы видите в Узбекистане?

Роберт Вудраф, бывший председатель правления «The Coca-Cola Company», в 1923 году заявил, что Coca-Cola всегда должна быть «доступна на расстоянии протянутой руки», и сегодня это так же актуально, как и почти 100 лет назад. Наша ключевая задача в Узбекистане - совместно с нашим партнером по розливу обеспечить, чтобы наша продукция - Coca-Cola, Sprite, Fanta, Bon Aqua Water, Fuse Tea и другие напитки, которые мы будем производить в будущем, были легко доступны каждому в этой прекрасной стране.

Имея разнообразный опыт работы на нескольких рынках, я вижу огромный потенциал в развитии бренда и совместной работе с нашим партнёром-ботлером «Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston».Я убежден, что мой опыт будет полезен в Узбекистане.

У Узбекистана огромный потенциал, и мы уверены, что вскоре он заявит о себе как о лидирующей стране Центральной Азии. Учитывая последние тенденции, наш офис в Ташкенте приобретает статус регионального.

Новости по теме