13:49 / 29.05.2019
2522

Минюст: в 2016 году депутаты сами инициировали проект закона по ПДД

На днях в эфире телепрограммы «Муносабат» состоялась дискуссия по постановлению Кабинета Министров, которым предусмотрено обязательное использование днем ближнего света фар во время движения всех транспортных средств. Министерство юстиции в качестве органа, осуществляющего единую государственную правовую политику, прокомментировало высказанные мнения, связанные с системой законодательства.

Напомним, в программе депутаты высказались о том, что постановление не отвечает соответствующим требованиям законодательства. В частности:

- в 2016 году согласно изменениям, внесенным в Кодекс об административной ответственности, предусматривалось введение штрафа для отдельных категорий автомототранспортных средств за неиспользование ближнего света в светлое время суток. Однако сегодня по данной статье к ответственности привлекаются все водители автомототранспортных средств;

- не указана дата вступления в силу постановления;

- нарушение требование о том, что акты законодательства, предусматривающие дополнительные обязательства или требования для предпринимателей, должны вступать в силу через три месяца;

- вопрос правовой экспертизы.

Изменениями, внесенными в Кодекс об административной ответственности в 2016 году, слова «осветительными приборами в темное время суток или в условиях недостаточной видимости» заменены словами «внешними световыми приборами». Здесь не менялся размер штрафа, то есть 50 процентов от минимального размера заработной платы.

Во-первых, данное внесенное изменение считается бланкетной нормой (правовая норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам самостоятельно устанавливать действия, запреты и другие правила).

Стоит отметить, что с точки зрения законодательной практики и техники бланкетные нормы обычно используются в тех случаях, когда нет возможности перечислить в статье, определяющей ответственность за нарушение, всех правил.

К примеру, в 73 видах правонарушениях, предусмотренных в Кодексе об административной ответственности, использованы бланкетные нормы (в том числе в статье 125 — за нарушение правил перевозки грузов, статье 127 — за нарушение правил пользования установки звуковых, световых и других устройств транспортных средств, статье 1286 — за нарушение водителями транспортных средств правил остановки или стоянки, статье 130 — за нарушение правил проезда железнодорожных переездов).

Во-вторых, определение правил в той или иной сфере в соответствии с актами законодательства внесено в полномочия Кабинета Министров или других организаций. Соответствующий орган в рамках своих полномочий может изменять правила в установленном порядке и в этом не требуется согласование с Олий Мажлисом.

В частности, в Правила дорожного движения, утвержденные правительством 24 декабря 2015 года, за прошедший период 6 раз вносились изменения и дополнения. Согласно данным изменениям за правонарушения можно привлечь к ответственности на основе санкций, установленных в Кодексе об административной ответственности. То есть, каждый раз при изменении правил не обращаются в парламент.

Как заявили в Минюсте, мнение о том, что необоснованно расширяется область применения административной ответственности, внесенной ранее на других основаниях, неуместно. В тексте Кодекса об административной ответственности установлено, что причиной наложения штрафа на водителя за нарушение правил пользования внешними световыми приборами не отдельными видами, а всеми автотранспортными средствами.

Самое главное, как говорят депутаты, внесенный правительством в 2016 году проект закона, на самом деле внесен в парламент не правительством, а непосредственно как инициатива депутатов Законодательной палаты. Инициативной группой депутатов основанием было указано то, что Правила дорожного движения приняты в новой редакции, в связи с этим необходимо редактировать и гармонизировать нормы Кодекса об административной ответственности.

Раз так, видно, что причиной отговорок о том, что при рассмотрении проекта закона в 2016 году правительство «говорило по-другому», распространение неправильного толкования в средствах массовой информации стало отсутствие у уважаемых депутатов точных сведений.

Вопрос вступления в силу постановления

По вопросу вступления в силу постановления можно сказать следующее. В соответствии с законом «О нормативно-правовых актах» акты законодательства вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.

Постановление правительство официально опубликовано 10 апреля текущего года и в нем не предусмотрен срок вступления в силу. Значит, постановление вступило в силу с 10 апреля. С законодательной точки зрения в этом месте нет проблем.

Необходимость вступления в силу через три месяца по причине введения дополнительных обязательств или требований для предпринимателей.

В Законе «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» установлено, что акты законодательства, предусматривающие усложнение процедуры осуществления предпринимательской деятельности и возложение на субъектов предпринимательской деятельности новых обязанностей, а также устанавливающие новые меры их ответственности, должны вступать в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования, на практике обеспечивается полное применение данной нормы. То есть, данное требование в законодательстве применяется в случае, если оно оказывает непосредственное воздействие на предпринимателя, состояние статуса субъекта предпринимательства, его деятельности.

С требованием вождения транспорта с включенными фарами предпринимательская деятельность не будет осложнена или упрощена, оно напрямую не связано именно с предпринимательской деятельностью.

Правила дорожного движения - собрание универсальных и одинаково применяемых ко всем правовых норм, в этой связи и участники дорожного движения имеют одинаковый статус. Раз так, с точки зрения участников дорожного движения любое новое правило и требование для граждан вступают в силу в один срок, нелогично вступление их в другой срок для предпринимателей.

К примеру, законом, принятым в октябре 2018 года, увеличен размер штрафов за использование мобильного телефона во время вождения транспортного средства. Если опираться на высказанные во время обсуждения мнения, данная норма должна была вступить в силу минимум через три месяца. Однако данная норма вступила в силу со дня опубликования. То есть, и этот документ не связан с предпринимательской деятельностью.

Поэтому нельзя согласиться с тем, что документ должен вступить в силу через три месяца.

Вопрос правовой экспертизы

После других видов экспертиз проекта постановления Министерство юстиции провело правовую экспертизу и предоставило соответствующие предложения.

В Минюсте заявили, что со стороны депутатов абсолютно неуместно подвергать сомнению проведение ведомством экспертизы актов законодательства в соответствие со всеми требованиями закона.

Top