Узбекистан | 14:54 / 19.06.2019
13384
16 минут чтения

От НКВД до продажи доллара: почему Узбекистан не может отказаться от уголовного права СССР

Каждый раз, читая СМИ, мы иногда возвращаемся в прошлое. Если когда-то коммунистические газеты с гордостью писали, как правоохранители поймали валютчиков, то и сейчас, через десятилетия ничего не изменилось. Мы и сейчас читаем новости о том, что правоохранители у кого-то изъяли валюту.

Правовое наследство

Статья уголовного кодекса Узбекистана, посвященная валютчикам, это наследство от СССР.

1 июля 1961 года в соответствии с указом президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за нарушения правил о валютных операциях», статья 88 советского Уголовного кодекса пополнилась смертной казнью. 

Статья 88 советского Уголовного кодекса. Нарушение правил о валютных операциях

Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами

- наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с  обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки.

Спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах, а равно нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным по части первой настоящей статьи,

- наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества.

Теперь статья 177 Уголовного кодекса Узбекистана. Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей.

Незаконное приобретение или сбыт гражданами валютных ценностей, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия

- наказываются штрафом от семидесяти пяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от двух до трех лет либо ограничением свободы до одного года или лишением свободы до одного года.

Те же действия, совершенные в значительном размере

- наказываются штрафом от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от одного года до трех лет или лишением свободы от одного года до трех лет.

Те же действия, совершенные:

а) повторно или опасным рецидивистом;

б) в крупном размере;

в) по предварительному сговору группой лиц

- наказываются штрафом от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет.

Те же действия, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой или в ее интересах,

наказываются лишением свободы от пяти до семи лет.

Кстати, в январе в Узбекистане ужесточили наказание за незаконный оборот иностранной валюты. Благое дело, что в Узбекистане отменили смертную казнь, а то депутаты могли бы воспользоваться и этими методами.

История

После революции молодое государство восстало против валюты на руках у населения, пишет Газета.ру. За Госбанком была закреплена монополия на проведение всех валютных операций, а граждане потеряли возможность распоряжаться валютой, которая могла еще оставаться у них после революции. В 1921 году была принята первая запретительная мера - изданным 6 октября декретом СНК РСФСР запрещалось всем организациям и частным лицам покупать и продавать валюту. Нарушение грозило уголовным преследованием, а именно лишением свободы на срок до шести месяцев.

Ситуация изменилась уже в 1922 году с утверждением Новой экономической политики. Тогда сдачу валютных ценностей госорганам отменили. Был частично разрешен вывоз и перевод средств за границу и некоторые сделки с валютой. К 1923 году за 1 доллар нужно было отдавать 2,3 млн рублей, пишет «БКС Брокер». Но после деноминации рубля курс подошел к 2 с небольшим рублям.

Монополизация валютных операций государством вернулась в 1927 году и окончательно закрепилась десять лет спустя. Вот как Ильф и Петров описывают ситуацию в «Золотом теленке» (время действия 1930 год).

«Раздавленный инфляцией, Корейко решил покупать валюту, но валюты в обращении не было, если не считать фальшивых американских долларов. Они, правда, стоили дороже, чем настоящие, но только в России, и прибыли это не могло принести никакой», - говорится в романе.

В 1937 году в уголовном законодательстве появляется 25-я статья, в которой валютные операции приравниваются к государственным преступлениям.

«Если социалистическая страна свою валюту привязывает к валюте капиталистической, тогда о самостоятельной стабильной финансово-экономической системе соцстране надо забыть», - говорил Сталин. В самом начале 50-х он вынашивал идею о создании блока государств, которые отказались бы от доллара полностью.

Вот какие строки написал Сергей Михалков в 1952 году, представив обращение рубля к доллару:

«За черные дела тебя берут убийцы, торговцы родиной тебя в карман кладут. А я народный Рубль и я в руках народа, который строит мир и к миру мир зовет».

В конце 50-х годов СССР стали посещать заграничные туристы, которым был не по душе официальный обменный курс. Тогда же и советские граждане получили возможность выезжать за рубеж. Но вот незадача - официально можно было обменять не более 30 рублей. Логично, что на фоне таких ограничений в СССР начал процветать «черный» валютный рынок.

Нелегальная схема была такая: «бегунки» покупали валюту и драгоценные металлы у иностранцев. Скупленное передавали «шефам», затем добыча оказывалась в руках «купцов» или «королей», которые лично проводили операции на суммы в десятки и сотни тысяч рублей. Спецслужбы, тем не менее, внимательно следили за нарушениями. И в 1960 году КГБ разоблачил саму известную группу «черных» валютчиков под руководством Яна Рокотова и его подельников Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева.

Они меняли иностранные деньги на рубли, при этом счет шел на сотни тысяч долларов. В «оттепельном» СССР курс для иностранных туристов составлял 10 рублей за доллар.

«Но иностранцам все равно было выгоднее иметь дело с такими, как Рокотов, они платили за «бакс» по 20-25 рублей, - пишет Фёдор Раззаков в своей книге «Начало теневой экономики».

Его империя от «бегунков» до самого верха работала складно, Ян Рокотов или Купец Косой договаривались о сделках с крупными иностранными дипломатами и даже имели контакты с западногерманским банком, пишет Исаак Фильштинский. «Внося в этот банк марки, приезжавшие в СССР иностранцы получали от Яна советские деньги по выгодному курсу», — указывает историк.

При этом Рокотов долгое время был осведомителем Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). Косой держал свой капитал в обычном чемодане, который иногда прятал на вокзале в камере хранения, где его в итоге и взяли.

В ходе расследования у Рокотова было изъято ценностей на 1,5 миллиона долларов, а оборот незаконных операций под его контролем оценили в десятки миллионов советских рублей.

Закон тогда предписывал сажать за такие операции в тюрьму на 8 лет, но в дело вмешалось руководство СССР в лице Никиты Хрущева - Рокотова расстреляли.

При этом на момент совершения преступления и первого судебного процесса еще не вступила в действие расстрельная 88-я статья советского Уголовного кодекса. Рокотова судили трижды, чтобы к третьему суду уже вступил указ о «высшей мере» наказания.

«Они меня все равно расстреляют, они без казней не могут, - сказал он подошедшему во время перерыва к скамье подсудимых журналисту, - но хоть года два я пожил как человек, а не как «тварь дрожащая», - цитирует преступника «Столетие».

В 1961 году в Уголовный кодекс введена статья 88, или «бабочка», она предусматривала уголовное наказание за операции с иностранной валютой. Осуждение по статье 88 предполагало наказание от лишения свободы на три года до смертной казни. Окончательно статью отменили только в 1994 году.

Для иностранцев в стране были организованы магазины «Березка». Советские люди в это изобилие товаров попасть не могли, при том, что обычные магазины красовались тогда пустыми полками. Исключением были, например, дипломаты, моряки, члены партийной «верхушки». После их возвращения в Союз оставшаяся наличная валюта конвертировались в боны, то есть специальные сертификаты Внешпосылторга - ими тоже можно было расплачиваться в «Березках».

Боны с синей полосой были для тех, кто работал в соцстранах, с желтой полосой - для приехавших из развивающихся стран, и без полос - для тех, кто работал в государствах со свободно конвертируемой валютой. При этом иметь сертификат без полосы было очень выгодно - за один рубль, заработанный в капиталистических странах, полагался четырехрублевый бон.

Кроме продуктов питания в «Березках» продавали и другие товары, например, автомобили. Если «Волга» стоила 5500 рублей, то для владельцев сертификатов без полосы - всего 1200 рублей.

С 1974 года взамен всех типов сертификатов введены чеки, которыми начислялась зарплата сразу по установленному коэффициенту. Дело в том, что спекуляции с сертификатами на черном рынке развернули не на шутку.

В январе 1988 года выдача товаров за чеки тоже была прекращена. Владельцы заветных бумаг в последние дни перед отменой простаивали огромные очереди в «Березку». Как боны, так и чеки те, кому повезло их иметь, часто откладывали на «черный день». Во время перестройки магазины «Березка» закрыли, а вскоре и разрешили свободное приобретение иностранной валюты.

Мнение эксперта

В свое время директор Центра экономического развития, экономист Юлий Юсупов прокомментировал инициативу депутатов об ужесточении ответственности за валютные операции.

В теневом обороте валюты, конечно же, ничего хорошего нет. Но если мы хотим с этим покончить, то надо разобраться в причинах этого явления и бороться с ними, а не просто усиливать административное давление на людей (это проще и удобнее всего). 

Когда и почему возникает теневой рынок?

Первое. Когда участники рынка стараются уклониться от чрезмерного налогообложения. Но валютные операции не облагаются у нас налогом. Соответственно в данном случае это не может быть причиной возникновения теневого рынка.

Второе. Когда государство в административном порядке назначает на какой-либо товар заниженную цену. В этом случае спрос превышает предложение (для покупателя цена более выгодна, чем для продавца) и возникает искусственный дефицит. Часть товаров (в нашей случае товаром является иностранная валюта) перетекает на черный рынок, где продается по более высокой цене.

Мы прекрасно знакомы с этой ситуацией: до сентября 2017 года официальная цена доллара (официальный обменный курс) была искусственно занижена и на черном рынке доллар продавался в 2-3 раза дороже. Продавцы долларов не хотели продавать валюту по грабительскому официальному курсу и поэтому продавали ее на черном рынке. Покупатели валюты (если они, конечно, не были привилегированными покупателями) не могли купить валюту по официальному курсу и поэтому вынуждены были это делать на черном рынке.

В настоящее время данная диспропорция устранена и существующий обменный курс по идее должен обеспечивать равенство спроса и предложения. А если он не обеспечивает, то Центральный банк может его изменить и сделать равновесным.

Третье. Существуют барьеры, ограничения, не позволяющие участникам рынка свободно покупать или продавать товар. Это как раз наш текущий случай. До сих пор сохраняются определенные ограничения на валютные операции, в частности на покупку наличной иностранной валюты. Да, можно купить иностранную валюту на карточку, а потом ее обналичить. Но это лишние затраты времени и денег. Для чего и почему существует это ограничение я, хоть убейте, не понимаю. Не вижу в нем никакого экономического смысла. Зато именно оно и является главной причиной распространения теневого оборота валюты. Плюс дефицит обменных пунктов, что часто затрудняет возможность добросовестных продавцов или приобретателей валюты осуществить сделку официально.

Соответственно, если мы не хотим бороться с ветряными мельницами и не хотим наказывать людей за желание осуществить очень простую и доступную в цивилизованных странах операцию по покупке валюты, мы должны обратить внимание именно на причины существования теневого рынка. А именно: бессмысленное административное ограничение на покупку наличной валюты и нехватку обменных пунктов. Ограничение надо снять. А пункты разрешить создавать на коммерческой основе.

Что изменилось?

В Узбекистане за последнее два года действительно некоторые вещи изменились. Физические лица могут открыть банковскую пластиковую карту и конвертировать валюту онлайн. Продать доллар можно без проблем. Хотя наличные доллары в банках все еще не продают, но факт есть факт: черный рынок в Узбекистане все еще существует. Наказание все еще есть.

В СССР наказывали валютчиков и в независимом Узбекистане наказывают валютчиков. Давно пора развивать в Узбекистане нормальные условия для бизнеса. Пора укрепить доверие бизнеса к государству. Черный рынок должен исчезнуть. В XXI веке существует множество других проблем. Во всех нормальных странах нет новостей о том, что поймали валютчика, потому что для бизнеса созданы все необходимые условия. Возможно, такие новости часто публикуются в африканских странах, где финансовая и банковская система терпит полный крах.

Улугбек Акбаров 

Новости по теме