16:59 / 02.08.2019
9793
Узбекистанцы рассказали, кто мешает реформам в стране
Фото: Depositphotos

В последние три года в Узбекистане осуществляются масштабные реформы. Несмотря на это на местах наблюдаются множество проблем.

Исходя из актуальности тематики Kun.uz провел экспресс-опрос в Telegram-канале «Ваше мнение». У респондентов попросили рассказать кто, по их мнению, в основном мешает осуществлению реформ в Узбекистане.

На вопрос ответили 2 395 человек. Из них больше половина респондентов или 54% считают, что в Узбекистане осуществлению реформ в основном мешают хокимы. 14% опрошенных лиц отметили, что осуществлению реформ мешают министерства и комитета, 11% - правоохранительные органы, 5% - народ, 1% - неправительственные организации и 1% - политические партии. 9% респондентов считают, что реформам мешают другие организации и лица.

Так как в последнее время хокимы различных уровней оказались в центре внимания, многие респонденты выбирают их. В основном на местах наблюдаются проблемы сносов, компенсаций, коммунальных услуг и т.д. Логично, что местные жители связывают эти проблемы с хокимами так как именно они возглавляют определенную территорию и являются ответственными за все любые изменения в регионе.

Обратите внимание на тот факт, что когда президент Узбекистана каждый раз посещает регионы, на местах увольняются хокимы. На вопрос почему, ответил сам президент.

23 июля под председательством президента Узбекистана состоялось видеоселекторное совещание по вопросам дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. В ходе мероприятия глава государства поручил хокиму Кашкадарьинской области Зафару Рузиеву уволить первого заместителя областного хокима и начальника областного налогового управления.

«Несмотря на все замечания, они не понимают, что они делают или не хотят понимать. Рузиев уволь своего первого заместителя и главного налоговика области», - сказал Мирзиёев.

Обратите внимание, некоторые хокимы и их заместители «не понимают, что происходит в стране».

В целом в Узбекистане была создана «кузница хокимов». Академия государственного управления при президенте Узбекистана нацелена на то, чтобы готовить профессиональных кадров в сфере государственного управления. Как утверждают многие эксперты, в академии преподают опытные преподаватели. Если обратить внимание на резюме (CV) хокимов, то многие из них являются выпускниками вышеуказанной академии. Но, несмотря на это хокимы все еще создают множество проблем, как для государства, так и для общества.

Во-первых, закон «О государственной власти на местах» очень старый, размытый и «тощий». Закон, который регулирует местную власть, состоит всего лишь из 29 статьей. Несмотря на неоднократные заявления о том, что закон будет пересмотрен, пока конкретных результатов нет.

Во-вторых, хоким имеет абсолютную власть. На днях об этом также заявил депутат Олий Мажлиса Расул Кушербаев. Он сказал, что хокимы ставят себя выше закона, они считают себя прокурорами и судьями.

Напомним, ранее Kun.uz также провел опрос на счет деятельности хокима. Тогда из 1 931 респондентов 67% были согласны с мнением, что хокимы наделены чрезмерной властью.

Например, в одном районе все подчиняются хокиму. Начиная от директора школы до руководителя строительной организации. Никто не может сказать хокиму – «нет». Хотя в последнее время некоторые эксперты заявляют, что скоро местные кенгаши будут контролировать деятельность хокимов и они не будут возглавлять кенгаши. При этом никто не может гарантировать, что после этого на местах будет лучше. Все равно один район и одни и те же лица. Единственный способ, если президент начнет назначать и отправлять своих уполномоченных в регионы, чтобы не контролировали абсолютную власть хокимов. Как говорится, «пока не стукнут по голове из Ташкента, хокимы нормально работать не будут».

Другой вопрос. Почему в Узбекистане все еще не могут решить проблему принудительного труда? Как было сказано выше, от воспитательницы детсада до учительницы школы – все являются подчиненными хокима. Несмотря на все заявления, сделанные в Ташкенте, хокимы, скорее всего, продолжат использовать бесплатную рабочую силу. Министерству занятости и трудовых отношений, Сенату и другим ведомствам еще долго придется стоять за трибунами, и объяснятся о фактах принудительного труда. 

В мае 2018 года Кабинет Министров принял постановление «О дополнительных мерах по искоренению принудительного труда в Республике Узбекистан». В документе говорится, что «проведение хашаров со стороны государственных органов и иных организаций осуществляются исключительно на добровольных началах» и только на территории самой организации с соблюдением норм охраны труда и безопасности. При этом единственным условием его проведения является наличие соответствующего акта президента Узбекистана или решения правительства. Также отмечалось, что запрещается привлекать людей на иные виды общественных работ, в том числе строительно-ремонтные и сельскохозяйственные.

Прошел год и 27-28 июля текущего года для проведения работ по благоустройству и строительству в Риштанском районе Ферганской области были привлечены 13 562 работника со всех районов и городов области. За ходом хашара наблюдали хоким области Шухрат Ганиев, прокурор Садриддин Турдиев, начальник УВД Рахмат Маматов, они приезжали на каждый объект и беседовали с населением. Министерство занятости и трудовых отношений назвало происходящее прямым нарушением трудового законодательства и массовым привлечением людей к принудительному труду.

Важный факт: президент запретил, Кабинет Министров принял документ, а хоким области продолжает работать вне закона. Это не единственный случай, когда хокимы игнорируют поручения президента и Кабинета Министров.

Обратите внимание на новостные ленты из регионов. «Хоким встретился с инвестором», «хоким пообщался с жителями и решил все проблемы», «хоким провел совещание», «хоким открыл новую школу» «хоким встретился с фермерами» и т.д. Везде хоким, хоким и еще раз хоким. Неужели в регионе нет других организаций, которые, например, могли бы заняться проблемами инвесторов, кроме самого хокима?

При этом многие узбекистанцы считают, что хокимов надо избирать. На вопрос «должны ли хокимы избираться или назначаться» ответили 2 572 человек. Большинство опрошенных лиц или 73% считают, что хокимы должны избираться жителями. 15% думают, что хокимов должен назначать президент. 4% отметили, что хокимы должны избираться депутатами, а 1% - назначаться премьер-министром. При этом 7% затруднились ответить.

Вопросы о деятельности хокимов всегда будут актуальными. Особенно сейчас во время реформ. Поддержат ли хокимы реформы или нет, это пока открытый вопрос, но исходя из вышеуказанных проблем, в первую очередь, надо решить проблему с нормативно-правовыми актами. Законодатели конкретно должны указать права и обязанности хокимов. Особое внимание необходимо уделить на ответственность. Также важен объективный контроль над хокимами. Давно пора обновить закон о государственной власти на местах и принять закон о государственной службе.

Также важно уделять внимание кадровым вопросам. Давно пора привлекать на службы в хокимияты молодых людей. По крайне мере многие молодые люди знают, что такое массовая коммуникация и интернет. Перед тем как сжечь кого-то, они, возможно, подумают о последствиях.

Хотя в ходе беседы с молодыми людьми становится ясно, что хокимият не такое уж привлекательное место для работы. Хлопок, пшеница, снос, коммуналка, бесконечные совещания и все другие проблемы, за которые отвечает хоким, не привлекает молодежь к таким работам. В результате в хокимиятах работают те лица, которым уже все равно.

Кстати, когда критикуют хокимов, многие говорят, «а вы сами попробуйте стать хокимом, вы знаете как им тяжело».

Тяжелую работу и жизнь мы создали сами себе. Закон о государственной власти принимали в Узбекистане, а не в США или в России. Все хокимы являются гражданами Узбекистана. Мы сами виноваты в том, что работа хокимиятов стала такой тяжелой, отвратительной и неинтересной. Государство само виновато в том, что люди так не уважают представителей власти.

Улугбек Акбаров

Top