«Главной проблемой ученого было прокормить семью» - интервью с геологом Абдураззоком Мирзаевым
Председатель Навоийского отделения Академии наук Узбекистана, доктор геолого-минералогических наук Абдураззок Мирзаев, высказал свое мнение по проблемам геологии, промышленных предприятий и подготовки кадров.
- В недавнем прошлом, то есть 30-40 лет назад, геологические исследования в нашей стране проводились очень эффективно. Это было обусловлено географическими условиями территории Узбекистана, вулканическими, метаморфическими и осадочными отложениями, которые содержат породы, связанные с этапами геологического развития, формирования горных массивов вблизи поверхности в результате тектонических движений, богатством полезных ископаемых.
К примеру, в бывшем Советском Союзе треть всего добываемого золота была добыта только на руднике Мурунтау в Кызылкуме.
Таким образом, наличие горных минеральных ресурсов, которые являются объектом изучения геологами в Узбекистане, и климатические условия в регионе, круглогодично для геологических изысканий, особенно летом и осенью, привлекли многих геологов и отраслевых ученых. В результате было налажено эффективное научно-практическое сотрудничество с узбекскими геологами.
Основная часть этих исследовательских отчетов в настоящее время находится в фондах бывшего Министерства геологии Советского Союза.
В то время не только геологи-практики, но и шахтеры активно сотрудничали с учеными-геологами. Так, например, ученые из Института геологии и геофизики им. Н.М. Абдуллаева во главе с директором института Иброхимом Хамрабаевым были приглашены на заседания Научно-технического совета месторождения Мурунтау для мониторинга эффективности геологоразведочных работ на месторождении.
НММЦ выделил два 6-комнатных коттеджа в селе Мурунтау ученым института для эффективного проведения полевых исследований. Ученые института использовали эту возможность не только на объектах НГМК, но и в полевых исследованиях всего Кызылкумского региона.
В результате эффективного сотрудничества специалистов горных предприятий, геологов, практиков и ученых в области геологии, как действенного механизма традиций «учитель-ученик», в Узбекистане было создано несколько научных школ в области геологии.
К сожалению, сегодня эффективность этих школ очень низкая. Конечно, причиной этого стал упадок науки почти за 25 лет.
«Главной проблемой ученого было прокормить семью»
- Наши ученые стали торговать на рынке и заниматься предпринимательством, чтобы прокормить свои семьи. Конечно, не каждый может заниматься предпринимательством, для этого тоже должны быть определенные способности. Остальные же в какой-то мере были вынуждены идти работать в научном учреждении, производственном предприятии или фирме, если там платили больше.
В результате, представители всемирно признанных школ, образованных вокруг преподавателей из самых сильных исследовательских институтов были расформированы, и партнерство было утеряно. Наука стала хобби, и главная проблема, с которой сталкивались ученые, - это содержание семьи.
По мнению ученых, развитие любого государства в мире на 16 процентов зависит от средств производства, на 20 процентов-от сырьевой базы, на 64 процента-от научного потенциала. Примерами являются Япония и Южная Африка.
У Японии практически нет минеральных ресурсов, и у второй страны есть крупнейшее в мире месторождение золота, Витватерсранд, но развитие этих стран в сравнении - небо и земля.
Вот что сказал китайский философ Конфуций: «Если вы хотите кормить свой народ в течение года, посейте пшеницу. Если десять лет, то посадите дерево. Если хотите позаботиться о своем народе на века, дайте ему образование».
То большое внимание, которое президент нашей страны уделяет науке, безусловно, дает возможность поднять научный потенциал нашей страны так же высоко, как это было когда-то.
В настоящее время ученые с докторской степенью зарабатывают до 1000 долларов в месяц. Теперь они могут проводить собственные исследования, не беспокоясь о своем благосостоянии и проводя исследования, способствующие экономическому развитию страны.
Кроме того, в этом году в систему выплаты надбавок будет введено 30 процентов месячной заработной платы кандидатов наук, осуществляющих научно-педагогическую деятельность во всех государственных организациях, работающих в сфере образования и науки, и 60 процентов для докторов наук.
Конечно, чтобы получить доплату, исследовательская деятельность ученого должна соответствовать определенным критериям. Не все ученые обладают высокими научными способностями. Главное, что у ученых есть стимул к активной работе, и есть интерес. Это наиболее рациональный и быстро развивающийся подход к обеспечению экономической стабильности государства, ведущий к развитию науки.
«Новые месторождения не откроются, если геолог не ударит молотком»
Создание университета геологических наук Узбекистана позволяет собрать оставшихся, разрозненных в последние 30 лет, представителей научных школ, пусть и частично, в один коллектив и эффективно использовать их потенциал.
Эти ученые смогут принимать активное участие в учебном процессе на конкурсной основе в одном вузе, а также стать единым коллективом в современных научно-исследовательских лабораториях и проводить научные исследования с привлечением имеющегося у них научного потенциала.
Тем более, что созданная при университете Геоинновационная лаборатория станет единственной современной научно-исследовательской лабораторией не только в нашей стране, но и в Центральной Азии, организованной НГМК и АКМК, которые являются флагманами горнодобывающей промышленности нашей страны.
Конечно, для того чтобы эти усилия дали результат, потребуется 5-10 лет. У нас нет другого выбора, кроме как подготовить квалифицированных геологических кадров, преданных нашей стране, преданных своей профессии.
Я, как ученый-геолог, убежден в одном: новые месторождения не откроются, пока геолог не ударит молотком, пока он сам непосредственно не изучит месторождения, взяв пробы у горных пород и проведя исследования.
Все другие современные методы, будь то исследование космоса или другие геофизические или геохимические методы, являются вторичными методами, которые помогают в прогнозировании месторождений. Поэтому будущее отрасли зависит от решения таких актуальных задач, как подготовка передовых геологов.
Проблемы подготовки кадров
- Последние 30 лет в нашей стране, при подготовке кадров, используется принцип обобщения. Для студентов в области геологии, а также в гуманитарных областях, темы выпускной квалификационной работы и ее научный руководитель определяются на начальных этапах их обучения, то есть определяется тема дипломной работы, которую нужно написать только через четыре года.
Фактически, после стажировки студента, его практический отчет должен быть обсужден в отделе, и предмет диплома должен быть установлен на основе материала, собранного студентом. Однако в последние годы большинство студентов даже не знают, где находятся их выпускные работы, потому что они не были на практике, а если и были, то заполнили дневник и вернулись за один день.
У производственной организации нет никаких условий и желания для обеспечения прохождения практики студентами. Поскольку нет предварительного соглашения с высшим учебным заведением и организацией, взаимная ответственность не формализована, недостаточно внимания уделяется эффективной интеграции образования и производства.
Иногда студент, не зная где ему проходить практику, практикуется в фирме своего родственника, возвращается , а преподаватели принимают его защиту, закрывая глаза на отсутствие смысла или логики в работе, которая неправильно переведена с русского и является продуктом многолетнего переписывания работ студентов другими студентами.
Потому что они сами учили этих студентов.
Поэтому уровень знаний у выпускников очень низкий, и они не могут пройти даже собеседование, когда идут на производство.
Кроме того, производственная практика недолговечна, и геологоразведочная экспедиция, нанимая их на короткое время, не имеет ни средств, ни желания назначать студента практическим руководителем.
В наши студенческие годы, в 80-х годах прошлого века, было два этапа: производственная практика и преддипломная практика, которая длилась 3-4 месяца, набирали практикующихся студентов для экспедиции, им предоставляли форму геологического поля, бесплатное оборудование и бесплатное проживание. Помимо этого, им выплачивалась зарплата в 120-200 сумов (для справки, стоимость 1 доллара США в то время составляла 69 центов в пересчете).
После окончания учебного заведения, желающих студентов определяли на работу в эту экспедицию.
У выпускников низкий уровень знания русского языка. На сегодняшний день существующая литература по геологии, геологические отчеты в фондах имеется на русском языке. Молодой специалист, который не говорит по-русски, документирует геологические разрезы на узбекском языке. В результате отчет написан на уровне детской считалочки, так как перевод терминов на узбекский язык осуществляется в таком качестве, на которое он способен. Однако геология - это безгранично широкая область, русский язык имеет большое значение в процессе более эффективного использования существующей базы знаний и активной интеграции нашей страны с другими странами.
Поэтому необходимо расширить программу преподавания русского языка и ускорить эти процессы.
«Необходимо обновить геологические паспорта горных пород»
- Еще одна большая проблема заключается в том, что на существующих рудных полях, которые в настоящее время проходят геологоразведку, нет геологических паспортов, и существует необходимость в обновлении существующей классификации геологических паспортов.
К ним относятся цветные фотографии пород каждого месторождения, их модифицированный внешний вид, цветные фотографии под микроскопом и электронным микроскопом в прозрачном стекле (в шлифах), аналогичные химические вещества, обнаруженные в современных лабораториях, их химический состав, условия формирования, научные названия, а также, каталоги образцов с похожими горными породами, найденные в других областях, сопоставимых с породами на каждом исследуемом участке.
Наличие геологических паспортов для горных пород на таких исследовательских участках будет не только полезным для молодых специалистов, но и устранит неопределенность в наименовании горных пород.
Конечно, это мое личное мнение. Я думаю, что если мы все объединимся и не будем равнодушны к реформам в социально-экономическом развитии нашей страны, подадим нашим детям пример, прежде всего, проявлением собственной инициативы и энтузиазма, то мы добьемся результатов.
В связи с этим, я счел уместным вспомнить следующий диалог между отцом и сыном и подчеркнуть мудрость, заложенную в нем. Когда отец сказал своему сыну: «Думай перед каждым своим шагом», сын ответил: «Отец, в первую очередь, будьте осторожны вы, потому что я иду по вашим следам».
Это значит, что мы, представители старшего поколения, должны быть личным примером для наших детей и оказывать им поддержку, демонстрируя нашу верность Родине, неравнодушие к судьбе нашей страны, нашей преданности своей профессии.
Материал подготовлен Йигитали Махмудовым
перевод Вадим Султанов
Новости по теме
11:29 / 12.03.2024
Узбекистан вошел в число стран с наибольшим проседанием уровня земли
18:23 / 11.12.2021
Мирзиёев: «Значение геологии для экономики невозможно переоценить»
11:40 / 07.10.2021
В Узбекистане изменится порядок выставления на торги права пользования участком недр
13:25 / 05.05.2021