16:14 / 11.05.2020
8591
Траектория выхода из карантина
Фото: KUN.UZ

5 мая президент Шавкат Мирзиёев провел видеоселекторное совещание, посвященное мерам по дальнейшему смягчению условий карантина и возобновлению экономической деятельности, а также чрезвычайным происшествиям в Бухарской и Сырдарьинской областях.

В ходе совещания президентом было подчеркнуто, что «сегодня эпидемиологическая ситуация в Узбекистане стабилизируется. С каждым днем выздоравливающих становится больше заболевших. В результате в настоящее время из 2 204 больных, зараженных коронавирусом, полностью выздоровели 1 454 или 66 процентов пациентов. 83 процента взятых на карантин уже вернулись домой».

Столь положительная динамика улучшения эпидемиологической ситуации позволяет перейти к следующему этапу отмены карантинных ограничений и налаживанию нормальной жизни в стране. (Здесь стоит отметить, что поэтапное смягчение карантина в Узбекистане началось еще с 22 апреля. Ранее уже были разрешены строительные и сельскохозяйственные работы, снят запрет на прогулки родителей с детьми возле дома и на внутренние перевозки овощной продукции).

В ходе нынешнего видеоселекторного совещания президентом было указано, что в районах с положительной эпидемиологической ситуацией необходимо разрешить работу непродовольственных магазинов, оказание услуг медицинской диагностики, такси, швейных работ, ремонта бытовой техники и починки обуви, парикмахерских, с установлением для них соответствующих санитарных требований. Кроме того, будет разрешено использование личного автотранспорта. Республиканской комиссии было поручено решить, в каких регионах и на каких условиях будет возобновлено оказание услуг, а Министерству здравоохранения поручено определить совместно с хокимиятами уровень карантина в каждом районе и городе и оперативно менять уровни карантина в зависимости от изменения ситуации на местах.

Исходя из этого, председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента могут принять решение о переходе к следующему этапу ослабления карантинного режима, когда будут достигнуты следующие показатели: устойчивое сокращение случаев заражения; больницы, находящиеся на соответствующей территории, могут лечить всех пациентов, нуждающихся в госпитализации, не прибегая к кризисным стандартам лечения; имеется возможность протестировать всех людей с симптомами COVID-19; имеется возможность проведения активного мониторинга подтвержденных случаев и их контактов. В зависимости от сложившейся ситуации, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан должно решать, насколько существующие возможности в регионах соответствуют вышеуказанным критериям.

Также по поручению президента с 8 мая вводится режим оценки эпидемиологической опасности, согласно которому регионы разделяются по уровням риска заражения коронавирусом на три зоны. В «красную» зону с высоким риском, где за последние 14 дней были выявлены новые случаи заражения, вошли территории Самаркандской, Наманганской, Ферганской, Ташкентской, Андижанской, Бухарской и Сырдарьинской областей, а также Каракалпакстана. «Желтый» уровень опасности со средним уровнем риска заражения присвоен Сурхандарьинской, Хорезмской областям и городу Ташкенту. «Зеленый» - минимальный уровень риска получили Навоийская, Джизакская и Кашкадарьинская области.

Соответствие международным критериям

При анализе проводимой политики по смягчению карантинных мер в Узбекистане, прежде всего, обращает на себя внимание ее соответствие международным рекомендациям и передовой зарубежной практике. В международной практике имеются три следующих критерия, согласно которым определяется возможность смягчения ограничительных мер.

Эпидемиологический критерий, свидетельствующий о стабилизации распространения инфекции в течение длительного периода времени (устойчивое снижение числа новых заболеваний). Согласно исследованиям, COVID-19 в отсутствие социального дистанцирования может передаваться от одного человека в среднем к 2-3 лицам. Для прекращения распространения эпидемии, этот показатель должен быть ниже 1. Если уровень передачи инфекции поднимается выше 1, это означает, что рост эпидемии возобновился и может потребоваться возобновление ограничения по физическому дистанцированию.

Достаточность возможностей системы здравоохранения. Этот критерий показывает, насколько система здравоохранения может справиться с возможным ростом числа случаев заболеваний после отмены ограничительных мер и определяется следующими характеристиками: достаточность количества больничных коек в отделениях интенсивной терапии; доступность фармацевтической продукции, необходимых для отделений интенсивной терапии; возможность восстановления запасов оборудования. Также учитывается доступность медицинской помощи для уязвимых групп, наличие структур первичной медико-санитарной помощи, достаточность количества квалифицированного персонала, обладающего соответствующими навыками.

Наличие соответствующих возможностей мониторинга заболеваемости. В частности: наличие широких возможностей тестирования вируса в сочетании с отслеживанием контактов и возможностью изолировать людей в случае повторного появления и дальнейшего распространения инфекции; наличие возможностей обнаружения антител, подтвержденных специально для COVID-19. Эти данные предоставят информацию о доле населения, успешно преодолевшего заболевание, и в конечном итоге позволят измерить приобретенный иммунитет.

Анализ динамики смягчения карантинных мер в Узбекистане показывает, что проводимая в этом направлении политика полностью соответствует признанным международным критериям. Улучшение эпидемиологической ситуации в стране, укрепление возможностей здравоохранения, налаживание системы мониторинга заболеваемости, достигнутые в сжатые сроки, уже позволяет перейти к следующему этапу отмены карантинных мер, в частности в отношении сферы услуг. Но уровень распространения коронавирусной инфекции по регионам и населенным пунктам весьма различен, поэтому в политике смягчения карантинного режима в территориальном плане применяется индивидуальный подход, что позволяет избежать появления новых очагов распространения инфекции.

Риски следующего этапа

Однако каждый этап смягчения сопровождается определенными рисками. Переход от одного этапа смягчения карантинных мер к следующему подразумевает стабильное улучшение эпидемиологической ситуации на местах. Поэтому президентом было особо подчеркнуто, что «по мере улучшения эпидемиологической ситуации мы будем продолжать снимать ограничения. Наоборот, если ситуация ухудшится, мы возобновим карантинные меры».

Поэтому пока сохраняются ограничения в отношении массового скопления людей, включая театральные представления, концертные и спортивные мероприятия, торжества и общественный транспорт. Снятие этих ограничений предусмотрено на следующем этапе смягчения карантинных мер. С целью определения рисков дальнейшего снижения еще сохраняющихся карантинных ограничений, ЦЭИР было проведено специальное исследование в отношении опасности заражения тех или иных форм массового скоплению людей. 

Риски различных форм массового скопления людей различны. Исходя из сходства и специфики этих форм, выделяются 5 различных категорий, которые характеризуются сходными рисками. Каждая категория оценивается по трем параметрам: интенсивность контакта, количество контактов, и степень модификации, т.е. насколько деятельность поддается изменению посредством смягчающих мер, таких как возможность, для людей находиться на определенном расстоянии. Интенсивность контакта оценивается в зависимости от расстояния между людьми и продолжительности контактов. Количество контактов определяется количеством людей в одном месте в определенный промежуток времени. Степень модификации обозначает качественную оценку степени снижения риска путем смягчающих мер. В связи с отсутствием количественных данных, оценка рисков основывается на экспертных заключениях и носит качественный характер.

Неосновные виды деятельности. Категория неосновные виды деятельности включает в себя места скопления людей, напрямую не связанные с производственной и профессиональной деятельностью человека. В эту категорию входит достаточно много позиций, связанных как правило, с проведением досуга и с получением не имеющих жизненно важного значения услуг.

Общинные собрания. Общинные собрания являются важной частью социальной жизни граждан и варьируют от гражданских центров до мест отправления религиозных обрядов. Риск распространения вируса в таких местах зависит от количества людей там находящихся и размеров пространства.

Транспорт. Транспорт является важным фактором для полноценного функционирования общества, и, следовательно, ограничение его использования несет за собой особо негативные последствия для населения. Однако, следует учитывать, что в общественном транспорте существует огромный риск заражения вирусом.

Массовые собрания. Принято считать, что массовые собрания являются источником вспышек различных инфекционных заболеваний и способствуют глобальному распространению этих болезней. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), массовое собрание - это событие/мероприятие, при котором риск заражения собравшихся людей ставит под вопрос текущую готовность здравоохранения того или иного региона справиться с локализацией инфекции.

Межличностное общение. Межличностное общение в кругу семьи и друзей является неотъемлемой частью жизни людей. Но в случаях посещения таких мероприятий существует значительный риск передачи вируса.

Можно уверенно предполагать, что именно взвешенная оценка вышеприведенных рисков будет в полной мере учитываться в ходе дальнейшего смягчения карантинных ограничений по мере преодоления коронавирусной инфекции. И это станет гарантией предотвращения повторых вспышек инфекции на местах и скорейшего возвращения к нормальной жизни и экономической активности в эпидемиологически безопасном Узбекистане.

Алишер Халмурзаев
главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ
при Администрации президента Республики Узбекистан

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Top