15:25 / 30.05.2020
5031

Хромающая система социальной защиты: в чем ошибка?

Карантин и экономический кризис в результате пандемии, Сардобинская трагедия, стихийное бедствие в Бухаре... Эта цепочка событий еще раз продемонстрировала важность эффективной организации давней проблемы Узбекистана – системы социальной защиты населения.

Одинокие пожилые люди, бедные семьи, потерявшие своих кормильцев, одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды, это - категории населения, нуждающиеся в социальной защите.

Корреспондент Kun.uz поинтересовался мнением экспертов о том, как организовать систему социальной защиты населения в Узбекистане на случай чрезвычайной ситуации и о том, какие ошибки допускаются при этом.

«Социальная защита должна основываться на правах человека, а не на благотворительности»

Дилмурод Юсупов, докторант Института исследований развития при Университете Сассекса в Великобритании:

- Система социальной защиты не отвечала требованиям еще до введения карантинного режима в Узбекистане. Пособие по инвалидности и по инвалидности с детства - составляет около 400 тысяч сумов. Этого не хватает на жизнь. В связи с тем, что концепции потребительской корзины и прожиточного минимума в стране еще не сформированы полностью, социальные пособия не соответствуют прожиточному минимуму.

Получатели пособий по инвалидности не могут жить независимо, предоставленные деньги едва покрывают их расходы на лекарства. Поэтому они вынужденно полагаются на помощь членов семьи. Но в период карантина многие были вынуждены выйти в отпуск за свой счет, что неизбежно сказалось на доходах их семей, сократив их в два раза.

Работа с людьми с ограниченными возможностями является обязанностью Агентства по медицинским и социальным услугам при Министерстве здравоохранения. Также под их попечительством находятся врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), которые назначают пособия по инвалидности. Однако, в каком порядке люди с ограниченными возможностями в течение периода карантина могут повторно пройти ВТЭК, и каковы теперь условия для продления статуса нетрудоспособности - неизвестно. Не было предоставлено никакой информации и о том, как будет доставляться оборудование для реабилитации (инвалидные коляски, слуховые аппараты и т. д.).

Я предложил, чтобы зарегистрированные люди с инвалидностями во время пандемии получили дополнительную единовременную выплату в размере получаемого пособия, в дополнение к нему. В других странах в период карантина социальные пособия были увеличены. Но не в Узбекистане.

В оказании помощи населению, нуждающемуся в социальном обеспечении, необходимо участие волонтерских групп - некоммерческих организаций, общественных объединений. Они более мобильны и способны адаптировать свою деятельность к ситуации гораздо быстрее, чем государство.

При организации помощи должно было быть налажено сотрудничество с ассоциациями инвалидов. Например, общество слепых знает, как помочь слепым, лучше, чем правительственное учреждение.

Но Узбекистан пошел по другому пути. Сообщалось, что у групп добровольцев возникли проблемы с оказанием помощи, и их деятельность была запрещена. Был создан единый координационный центр. Через него и была организована помощь. Помощь придет, если вы сможете попасть на горячую линию. Однако, насколько я знаю, большинство людей с ограниченными возможностями не смогли связаться с этим номером. Они не могли быстро получить помощь, потому что было просто очень много звонков.

Требуется время и усилия, чтобы разработать уникальную помощь для людей, в соответствии с их проблемой. Необходимо было установить социальные партнерские отношения с группами добровольцев, не координируя всю их поддержку через единый центр.

Эти обстоятельства должны подтолкнуть правительство к перестройке системы социальной защиты. Из деятельности координационного центра также ясно, что единый четкий список нуждающихся не был выработан. База данных должна быть уникальной и должна быть обновляема. Списки из махалли, составленные вручную, не соответствуют требованиям. Также, не все люди, нуждающиеся в социальной защите, включены в эти списки.

Предложения:

- У нас нет единого органа, ответственного за социальную защиту. Эта функция распределяется между различными офисами. Министерство здравоохранения присматривает за инвалидами в домах «Мурувват» и «Саховат». Министерство народного образования отвечает за специальные школы-интернаты и детские дома. Министерство труда отвечает за направление инвалидов на работу. Внебюджетный пенсионный фонд при Министерстве финансов работает с пособиями по инвалидности.

Должен быть создан единый орган, отвечающий за социальную защиту, и ему должны быть делегированы все полномочия, связанные с этой системой. Необходимо создать отдел социальной работы в этом органе, рассмотреть вопрос о подготовке социальных работников.

- Работа врачебно-трудовых экспертных комиссий должна быть полностью реформирована.

- Социальные пособия должны корректироваться с учетом прожиточного минимума, для чего и потребительская корзина и прожиточный минимум должны быть законодательно определены. Размер пособия должен рассчитываться исходя из основных потребностей проживания.

- Необходимо перейти от медицинской модели инвалидности к социальной модели, то есть социальная защита должна основываться на правах человека, а не на благотворительности.

- Государство должно ратифицировать «Конвенцию о правах инвалидов».

Для сведения, «Конвенция о правах инвалидов», принятая ООН в 2006 году, среди стран СНГ не была ратифицирована только Узбекистаном и Таджикистаном.

 «Объединение благотворительных мероприятий в одну акцию не отвечает требованиям прозрачности»

Азиза Умарова, специалист по модернизации государственного управления, исполнительный директор SmartGov.consulting:

- Как при карантине, вызванном пандемией, так и во время трагедии в Сардобе, процесс социальной защиты в Узбекистане осуществлялся по одному и тому же сценарию: государство ограничивало деятельность независимых благотворительных организаций, не позволяло людям помогать, находясь на месте происшествия. Вместо этого все благотворительные усилия были сосредоточены под одной крышей. Такая система не отвечает требованиям прозрачности. Никто не может подробно ознакомиться с тем, куда и на что расходуются средства.

Первые сигналы о том, что такая система не работает прозрачно, уже поданы. Это подтверждается, к примеру, сообщением о том, что средства, предназначенные для поддержки населения во время пандемии, были расхищены заместителем хокима Аккурганского района.

Такая ситуация может наблюдаться и в других регионах, мы даже не знаем, сколько денег они крадут. Никто не гарантирует, что подобная негативная ситуация может со временем наблюдаться и в процессе оказания помощи Сардобе.

Вместо того, чтобы концентрировать благотворительную деятельность и помощь волонтеров в одном месте, система поддержки должна финансироваться из государственного бюджета. Государство должно получать помощь от гражданского общества только там, где его ресурсов недостаточно, привлекать общественные организации, волонтеров, оказывать им адресную помощь. Во всяком случае, добровольцы никогда бы не оставили вещи, отправленные в качестве помощи, под дождем, и не думали бы о том, как набить свои карманы деньгами народа.

Предложения:

- Должен быть создан единый орган, ответственный за социальную защиту. Он должен иметь единый четкий реестр граждан, имеющих право на социальное обеспечение. От многодетных семей, одиноких пожилых людей, до инвалидов – ​​все данные должны быть занесены в единый реестр.

Одна из причин неэффективности системы социального обеспечения заключается в том, что ни махалля, ни какое-либо государственное учреждение не располагают полной информацией о том, кто нуждается в помощи больше всего. Каждый государственный орган ведет свой отдельный список самостоятельно, единой законченной системы не существует. Отсутствие такого органа, отсутствие единого реестра получателей социального обеспечения также привело к тому, что горячая линия 1197 не работала должным образом - люди, которые действительно нуждались в помощи, не всегда могли получить ее.

- Ответственный орган должен создать систему социальных работников в стране для предоставления социальных услуг нуждающимся. Это может быть не только в форме финансовой помощи, но и в форме патронажных услуг семьям, находящимся в кризисе, помощи одиноким пожилым людям, помощи в интеграции детей-сирот в общество, работе с семьями трудящихся мигрантов.

Кроме того, для полного покрытия потребностей нуждающихся этот орган должен наладить сотрудничество с благотворительными фондами и неправительственными организациями. Институты гражданского общества могут получать государственное финансирование, принимая социальный заказ властей на работу с нуждающимися семьями.

Если мы не сможем провести новые реформы, нам нужно, по крайней мере, восстановить существовавшее до 2016 года Министерство труда и социальной защиты. В марте 2016 года задача социальной защиты министерства была снята, остались только трудовые вопросы, но снятая функция не была передана другому ответственному органу. До тех пор, пока мы не сможем, опираясь на международный опыт, разработать систему, соответствующую требованиям 21 века, давайте вернем старую советскую систему.

«Социальное обеспечение должно быть в форме наличных денег, а не в форме распределения продуктов питания»

Дилсора Комил, социолог, доктор философии, Университет Британской Колумбии (Канада):

- Ошибочно думать, что государству не нужно помогать людям, если в государственных законах нет упоминания о помощи во время карантина. Хорошо известно, что государство предоставляет пособия по инвалидности людям, которые не могут работать из-за проблем со здоровьем, и пенсии по старости для людей, достигших определенного возраста. Это признак того, что состояние неспособности к труду для такой категории лиц рассматривается государством, и государственная поддержка признана необходимой.

Государство также признает отпуск по беременности и родам, а также ограниченные возможности трудоустройства из-за ухода за маленьким ребенком и, следовательно, неспособность работать, и считает это достаточным основанием для оказания экономической поддержки этих категорий.

Невозможно приравнять людей на карантине к людям с инвалидностью или к людям пенсионного возраста, людям с ограниченными способностями, потому что внутриполитическая ситуация, которая мешает им выполнять свою трудовую деятельность, навязана государством.

Учитывая существование этих аспектов, было бы логично обеспечить поддержку трудоспособной части населения с тем же объемом социальных льгот, что и нетрудоспособной.

Даже при обращении к трудовому законодательству работники, которые увольняются в принудительном порядке, в соответствии с ним, имеют право требовать определенную часть своего ежемесячного дохода в течение определенного периода времени.

Однако в Узбекистане очень сложно внедрить социальную помощь, основываясь на трудовом законодательстве. Потому, что большая часть населения не работает в официальном секторе, который получает льготы от государственных законов.

Важно, чтобы те, кто говорит, что социальное обеспечение не предусмотрено законом во время карантина, понимали, что государства должны принимать решения в чрезвычайных ситуациях на основе существующих законов и хорошо изученной политической и экономической логики. Таким образом, политическая и юридическая логика показывает, что каждый гражданин, потерявший работу из-за карантина, имеет право находиться на попечении государства.

Предложения:

- Социальное обеспечение может быть в форме денежной помощи, а не в форме раздачи продовольствия, а продовольственное обеспечение может распространяться в качестве дополнительной помощи.

- Установленные процедуры оказания помощи населению не соответствуют требованиям. Сегодня Узбекистану необходимо пересмотреть вопрос экономического снабжения в соответствии с законом для удовлетворения повседневных потребностей своих граждан.

- Форма и способ обеспечения должны быть сильно упрощены. Все виды богатства и другие ресурсы Узбекистана должны быть потрачены сегодня на нужды людей.

Подготовлено Саодат Абдурахмоновой,

перевод: Вадим Султанов.

Top