Узбекистан | 11:15 / 25.08.2020
4839
10 минут чтения

Что такое стартап и как нужно его создавать? Беседа с экспертом Умидом Абдусатторовым

Что такое стартап и можно ли начинать работу без денег? Руководитель компании Napa Automative, основатель технопарка Napa, специалист в сфере информационных технологий Умид Абдусатторов в передаче «Эркин сухбат» ответил на различные вопросы корреспондента Kun.uz о реализации стартап-проектов. Он рассказал об ошибках, допущенных в ходе своей деятельности, и недостатках, наблюдаемых в сфере в данный момент.

Для сведения, стартап в переводе с английского языка означает «начальный», и подразумевает компанию или организацию, деятельность которых началась недавно. Этот термин впервые был употреблён в 1976 году в журнале Forbes. Однако понятие «стартап» стало широко использоваться, когда акции интернет-компаний резко подорожали в 90-х годах.

- Умид ака, чем вы занимаетесь в данный момент? Информационные технологии очень быстро меняются. Расскажите о процессе.

- По причине пандемии многие наши проекты были переведены в онлайн-формат, и можно сказать, что мы приспособились работать в этой системе. В последнее время мы связываемся с компаниями IT и занимаемся трудоустройством студентов.

- Как повлияла пандемия на бизнес в сфере IT?

LTnP_zpyV5mh7Vbwl-QmBBkfmdUAvTqs.jpg (800×500)

- Если говорить о нашей сфере, то во время пандемии для нас был самый «сезон». Потому что весь бизнес перешёл на автоматизированную систему, в электронный формат. Пандемия предоставила предпринимателям в сфере IT двусторонние возможности. Охват, финансовая мощность некоторых компаний расширились. К примеру, если взять сеть ZOOM, то во время карантина спрос на неё очень высок. Но для тех, кто создаёт автоматизированные веб-сайты, было немного трудно. Наша работа по автоматизации приостановилась. Следует сказать, что для некоторых IT-компаний это был тяжёлый период. Многие компании еле сводили концы с концами ещё до пандемии. Поскольку система работы стала электронной, и спрос на их услуги уменьшился. К примеру, в системах «E-bozor», «My taxi» в период пандемии количество покупателей резко увеличилось. Наш сосед закрыл зал для свадеб, попал в красную зону. Тогда он открыл там небольшой продовольственный рынок, и сейчас у него много покупателей. В целом, для предпринимателя каждый день связан с риском.

- В Узбекистане сейчас начало развиваться предпринимательство, сфера IT. Многое не развивалось из-за слабого Интернета. Сейчас молодые люди много говорят о начале стартап-проектов. По-вашему, что следует понимать под стартап-проектом?

- Слово «стартап» все интерпретируют по-разному. Я недавно 15 дней учился в Израиле по этому направлению. По-моему, стартап – это вид бизнеса с уникальными идеями. Если привезти в Узбекистан американскую идею, то это тоже будет стартап. Потому что адаптация – это тоже очень сложный процесс. Допустим, если у нас купить компьютер, и он окажется хорошим, то все будут молчать. Если окажется плохим, некоторые это выскажут, а некоторые нет. А в Америке все напишут как оно есть. Люди там на всё реагируют искренне. Если продукция хорошая, то скажут, что хорошая, если плохая - то плохая. Мне кажется, нужно и у нас ввести такой обычай. Потому что, если мы будем знать, что покупателям нравится, а что нет, то работать будет легче.

- Многие стартапы бывают онлайн или автоматизированными. Каково ваше мнение об этом?

- Конечно, много и офлайн-стартапов. Я часто видел в Америке. Под стартапом понимается именно IT, потому что сейчас нет такой сферы, где IT бы не использовались. А в представлении у людей это и осталось. Вот недавно запустили один стартап. Приходят к вам в 7-30 или 8 утра и приносят две горячие лепёшки, каймак, виноград. Вы можете подумать, и в чём тут стартап? Но вы ведь поленитесь утром идти на Чигатайский рынок за лепёшками и виноградом. А тот человек подумал об этом, и сделал. Приносит горячие лепёшки. Люди дают ему деньги на такси. Я хочу сказать, что стартап – это не только IT. Если у одного человека пойдёт бизнес, а сосед увидит, и начнёт такой же бизнес, то это уже не стартап. Вот если он введёт новизну, оригинальность, тогда это будет считаться стартапом.

- Вы являетесь автором многих проектов. Расскажите о том, как начать стартап. Есть ли какие-либо неписаные законы?

- Я не скрываю. На данный момент уже начато около 15 проектов. Сейчас работают 2 стартапа в сфере рекламы, 1 – в сфере фармацевтики, 1 – в сфере образования, то есть, всего 4 стартапа. Многие думают, что «для начала стартапа нужны деньги». Верно, я сначала тоже так думал. Первым делом начал искать деньги. Идея у меня была, и полгода я искал инвесторов. А если бы за это время я реализовал часть своей идеи, то уже достиг бы очень хороших результатов. Сейчас мне жаль того времени. Если вы собираетесь начать стартап, то прежде всего задумайтесь о своих интересах. Не смотрите на других, у кого бизнес идёт хорошо, подумайте, что именно вы умеете хорошо делать? Вот этим и занимайтесь. Сейчас мы отбираем молодых специалистов в сфере IT и приглашаем их на работу в компанию. Если вы начинаете стартап, не надейтесь на чьи-то деньги. Если у вас есть свои деньги, то делайте. Потому что эту работу могут выполнять не все.

- Когда нужно искать инвестора, есть ли особые признаки?

- Признаки есть. К примеру, мы начали бизнес. Собираем студентов. Готовим их к работе и приглашаем в компании. Они трудоустраиваются и начинают работать. В это время компании вам платят деньги. Начинайте искать инвесторов для проектов стартап только после уплаты этих денег. Вступайте в сферу со своими деньгами. Это будет правильно. У вас дела пойдут. Для успешного стартапа нужно каждый день его обновлять и контролировать. Бизнес похож на живой организм. Только человек, адаптировавшийся к проблемам, может создать хорошую модель бизнеса.

- Расскажите о среде стартапа в Калифорнии. Чему мы можем научиться у американцев?

- Для хорошего развития стартапа необходим качественный Интернет. Если сейчас в Узбекистане 30 человек будут на видеосвязи, то Интернет начинает «зависать». Во-вторых, это действие законодательства и его соблюдение. Сегодня специалистам в сфере IT предоставляют хорошие льготы. Сейчас выдают также кредиты для людей с хорошими идеями для стартапов. Но многие боятся взяться за это. Конечно, человек, выбравший эту сферу, должен научиться культурному общению с людьми, выступлению на презентациях. Нужно быть в курсе своего бюджета, сколько капиталов и доходов будет в этом году, на следующий год. Следует сказать, что два года назад в Узбекистане не было таких условий, как сейчас. Но ещё есть куда стремиться, иначе мы будем отставать от зарубежных государств.

- По каким направлениям развиваются стартапы в Узбекистане? В каких сферах или направлениях вы хотели бы увидеть развитие стартапов?

- Не только в Узбекистане, но и во всём мире развивается электронная торговля. К примеру, в Америке никто не ходит в магазин за покупками. Верно, ходят, выбирают, смотрят. А потом заказывают выбранную вещь по интернету. Потому что по интернету эта вещь на 20 процентов дешевле. Почему? Потому что не оплачиваются коммунальные услуги, аренда помещения, зарплата продавцу. По интернету продается дешевле, за счет уменьшения расходов магазина. У нас это пока не развито на таком уровне. Но я считаю, что подобная система имеет место быть. Если это будет функционировать, то в данной сфере будет достигнут успех. В Узбекистане можно развивать любой стартап. Только следует усилить внимание к сфере обслуживания. Должен хорошо работать сервис. Этого мы пока ещё не достигли. Я считаю, что это самое важное в бизнесе. У нас нужно пройти сложный путь, чтобы связаться с руководителем компании. А это неправильно. За границей это не так. Можно без проблем связаться с руководителем. Я хочу сказать, что когда у нас будет хороший сервис, то будут и хорошие стартапы. Ведь из двух магазинов вы выберете тот, где хорошо обслуживают и культурно обращаются. Это точно.

Беседовал Алишер Рузиохунов
оператор Нуриддин Нурсаидов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме