Узбекистан | 16:18 / 24.10.2020
5730
8 минут чтения

«Я до сих пор верю в справедливое правосудие». Мытарства фермера из Буки

Фермер Нуриддин Абдугаффоров, осуществляющий деятельность в Букинском районе Ташкентской области, вот уже два года находится «меж двух огней»: суда и исполнительной власти. Сначала, незаконное решение районного хокимията, затем невнимательность суда и органов прокуратуры загнали фермера в тупик, но он не опускает руки.

«Я уроженец Букинского района Ташкентской области, мне 59 лет. У меня трое детей. Окончил факультет механики Ташкентского государственного политехнического института. С 2007 года начал работать в фермерском хозяйстве. В процессе работы купил за счёт своих доходов необходимое механическое оборудование. Земельная площадь фермерского хозяйства составляла 64,7 га, в основном оно специализировалось на хлопководстве и зерноводстве. Для создания дополнительной рабочей силы и получения дополнительного дохода мы стали развивать также животноводство и пчеловодство. Но в январе 2019 года началась оптимизация» - рассказывает фермер.

Нуриддин Абдугаффоров пострадал от политики оптимизации земель и потерял свою землю. Затем он обжаловал соответствующее решение хокима района в прокуратуре и в суде. У него было для этого достаточно оснований.

«Руководители организаций создали внутреннюю комиссию и рассмотрели дело. Они сочли нужным выделить мне 112 гектаров земли. Через два дня руководители организаций собрали нас на сессии депутатов. Умид Юлдошев, бывший на тот момент заместителем хокима района зая вил: «я отказываю», и направил проект хозяйству «Абдужаббор фермер хужалиги».

Я обращался во многие места, даже на портал президента. Тем временем назначили нового хокима. Около 20 фермеров, недовольных сложившейся ситуацией, в том числе и я, обратились к хокиму. Он ознакомился с моим обращением и посчитал, что я достоин проекта. Там присутствовал консультант хокима по вопросам сельского хозяйства Абдусамат Носиров. Когда прокурор района, начальник УВД 20 марта 2019 года попросили Абдусамата Носирова «пересмотреть выделенную землю», он ответил: «если выделим ему землю, другие тоже поднимут скандал, за ним еще стоят 200-300 человек». Потом сочли нужным решать этот вопрос через суд» - говорит он.

Фермер хотел доказать свою правоту с юридической точки зрения. К примеру, при принятии решения хокима Букинского района №182 от 30 января 2019 года, в установленном порядке не выполнено требование части 1 статьи 36 Земельного кодекса Узбекистана (прекращение прав на земельные участки в связи с добровольным отказом от земельного участка).

«В 2018 году стояла небывалая жара, поэтому план на хлопок не был выполнен. В конце ноября 2018 года прокурор района отдал приказ об изъятии моего автомобиля руководителю районного отдела безопасности дорожного движения. Автомобиль оставался в прокуратуре в течение 16 дней. До этого они просили меня написать заявление. Я указал в заявлении, что если не осуществлю платежи за кредит, то мою землю изымут в резерв района, но не поставил ни подписи, ни даты» - рассказывает фермер.

Данный довод Нуриддина Абдугаффорова не был полностью изучен на нескольких состоявшихся судебных заседаниях. Поскольку, Анвар Ортиков, сотрудник районного хокимията, занимавшийся его заявлением (написанным в 2018 году, но послужившим основанием при изъятии земли в 2019 году), не был вызван в суд.

«Это заявление было реализовано районным хокимиятом и зарегистрировано много раз. Но я ведь не по собственному желанию пошёл в хокимият и заявил, что добровольно сдам землю. Кроме того, документ, ставший основанием для резервирования земли - заключение районного совета фермеров, - не был рассмотрен комиссией по выдаче и реализации земли, а также советом народных депутатов. Заключённый со мной договор аренды также не был расторгнут» - недоумевает он.

Давшие показания в суде председатель районного совета фермеров К.Бойкузиев и юрист А.Мажидов также подчеркнули, что заявление Абдугаффорова не поступало в совет, и по нему заключение не составлялось. Это является нарушением требования части 1 статьи 36 Земельного кодекса.

В решении хокима района было указано, что договор аренды, заключённый с фермером, расторгнут согласно его заявлению о добровольной сдаче земли. Согласно положению, принятому постановлением правительства №22 от 31 января 2013 года, заявление, полученное соответствующим образом в целях оптимизации земли, пишется на имя хокима района, и в течение трёх дней предоставляется в совет фермеров. В суде было подтверждено, что заявление фермера было недостоверным, оно не было заполнено в соответствии с порядком и процедурой, указанными в утверждённом правительством положении, а также, не подано в совет фермеров в установленном порядке.

Согласно порядку, совет фермеров должен изучить заявление и направить документы в комиссию по выдаче и реализации земли. Согласно требованиям положения, комиссия на основании предоставленных документов рассматривает вопрос оптимизации земельной площади фермерского хозяйства на добровольной основе. Решение, принятое в результате рассмотрения, протокол и заключение фермерского совета направляются в районный совет народных депутатов. После принятия депутатами соответствующего решения, оно направляется хокиму. При изъятии земель фермера Нуриддина Абдугаффорова эти процедуры фактически были нарушены.

Основанием для решения хокима о расторжении договора аренды с фермером Нуриддином Абдугаффоровым послужило решение сессии районного совета народных депутатов Букинского района от 30 января 2019 года. Однако, на сессии фермер не давал согласия на расторжение договора аренды земли, и этот вопрос не был включён в повестку дня сессии. Значит, договор аренды земли, заключённый между фермером и хокимом района, до сих пор не утратил своей законной силы. Тем не менее, на состоявшихся судебных заседаниях на это не обратили внимания, и не учли приведённые доводы. Нуриддин Абдугаффоров может представить ещё несколько оснований, но получается, что это бесполезно, никто его не слушает, ни в суде, ни в хокимияте.

«Я верю в верховенство закона в Узбекистане, и в то, что суд вынесет справедливое решение. В прошлом году мы, пятеро братьев, фактически не работали – все только ходим по судам. Если наша земля будет изъята, то мне придётся искать другую работу. Если вернут землю, то я планирую расширять фермерскую деятельность, создать рабочие места, служить народу» - завершил фермер свой рассказ.

Нуриддин Абдугаффоров и его адвокат обжаловали решение суда низшей инстанции в Ташкентском областном административном суде. Начало рассмотрения дела было назначено на 20 октября. На первое заседание представители хокимията не явились…

Алишер Рузиохунов,
оператор – Отахон Юсупов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме