10:48 / 16.11.2020
10442

Развитие узбекского языка – приоритетное направление государственной политики. Мнение специалиста

Языковая политика любой страны подразумевает укрепление статуса государственного языка. Являясь одним из символов и основ государственности, язык выполняет консолидирующую роль в обществе. Развитие, обогащение узбекского языка и литературы – приоритетное направление государственной политики.

Фото: marifat.uz

К сожалению, отдельные лица стараются выискивать в этой простой истине некую политическую подоплеку, видя в ней признаки ущемления прав национальных меньшинств. В отдельных российских изданиях, основываясь на вырванных из контекста данных, стали появляться статьи и предположения о том, что в стране идет дискриминация русского языка, а граждан «лишают кириллицы». Некоторые в этом усматривают стремление страны отдалится от России, другие - попытку сблизиться с третьими государствами.

В этой связи я счел необходимым высказать свое экспертное мнение
о работе, проводимой в нашей стране в области государственного языка, которая на деле демонстрирует, что языки других народностей, в т.ч. русский язык, не только не ущемляются, но всецело поддерживаются в Узбекистане. 

Во-первых, сегодня в средних школах страны обучение ведется на 7 языках (узбекском, русском, каракалпакском, казахском, таджикском, киргизском, туркменском), на всех этих языках издаются учебники. В Узбекистане действует более 10 тыс. средних школ, из которых в 900 преподают на русском языке, 133 - на каракалпакском, 218 - на казахском, 38 - на киргизском, 165 - на таджикском и 23 - на туркменском. Эти цифры еще раз подтверждают, что вопросы поддержки других языков являются приоритетными направлениями государственной политики.

При этом выбор языка обучения - право родителей учеников.
И это закреплено действующим законодательством. Так, если среднее количество русскоязычных детей школьного возраста (7-18 лет), проживающих в Узбекистане, составляет 130 тыс. человек, то число обучающихся в школах с русским языком достигает почти 640 тыс., т.е. в 5 раз больше. Это вновь демонстрирует право родителей свободно выбирать язык обучения для своего ребенка. 

Во-вторых, особое внимание изучению русского языка в Узбекистане уделяется именно в последние годы - в период президентства Ш.М.Мирзиёева. В сентябре 2020 года Министерство народного образования Республики Узбекистан и Министерство просвещения Российской Федерации подписали меморандум о сотрудничестве по проекту «Повышение качества преподавания русского языка и общего образования на русском языке
в школах Республики Узбекистан».

Данный проект реализуется Российским государственным педагогическим университетом имени Герцена и Институтом переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования Узбекистана имени А.Авлони. Для реализации первой фазы проекта с октября 2020 года в Узбекистане работают 32 российских специалиста.

Темпы сотрудничества с российской стороной в области образования только усиливаются. В Узбекистане действуют более десяти филиалов российских ВУЗов. Только в 2019 году учреждено шесть филиалов российских вузов. В октябре этого года принято решение о создании филиала российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в Ташкенте. В целом, между образовательными организациями двух стран заключено более 700 соглашений о сотрудничестве в сфере образования.

Подобная позитивная динамика взаимодействия, думаю говорит
о безосновательности опасений относительно ущемления русского языка
в Узбекистане. Русский язык остается весьма привлекательным для узбекистанцев в качестве языка межнационального общения и образования.

В-третьих, все усилия по развитию узбекского языка принимаются во исполнение Закона «О государственном языке», принятого еще во времена Советского Союза. Согласно данному акту, в органах государственной власти и управления работа ведется на государственном языке и по необходимости обеспечивается перевод на другие языки.

К сожалению, в Узбекистане долгие годы не уделялось должного внимания узбекскому языку. В результате, среди населения актуальными оставались вопросы национальной идентичности и самосознания, падал статус узбекского языка в качестве государственного. Ситуация усугубилась настолько, что проблемы развития узбекского языка и литературы поднимались лишь раз в году - в день принятия Закона «О государственном языке».

Благодаря личной инициативе Президента Узбекистана приняты кардинальные меры по дальнейшему повышению престижа и статуса узбекского языка как государственного. В структуре Кабинета Министров страны создан Департамент развития государственного языка и Фонд развития узбекского языка. Создан Центр обучения основ делопроизводства на государственном языке.

Не ущемляя права на использование других языков, повышается ответственность должностных лиц за соблюдение требований закона о языке, обеспечение полноценного применения государственного языка в работе государственных органов и организаций. Эти нормы никаким образом
не ущемляют конституционные права наций и народностей, проживающих
на территории республики, на использование родного языка, выбор языка межнационального общения и обучения по своему усмотрению, на обращения в государственные органы и организации на своем языке.

В-четвертых, попытки перейти на латиницу начались в 1993 году.
В том же году был принят Закон «О внедрении узбекского алфавита на основе латиницы», который полноценно должен был вступить в силу 2005 году, далее срок был продлен до 2010 года. Нам неоднократно приходилось откладывать переход на латиницу. Использование разных алфавитов в одном языке негативно отражается на развитии и укреплении узбекского языка в качестве государственного, в связи с чем возникает необходимость скорейшего разрешения данной проблемы.

В-пятых, переход на латинскую графику продиктован приоритетами национального развития, а не внешней политики страны. С 1996/1997 учебного года первоклассники общеобразовательных школ страны начали обучение по новому узбекскому алфавиту на основе латиницы. Таким образом, можно сказать, что население в возрасте до 31 года, фактически большинство, обучалось на узбекском алфавите на основе латиницы
и достаточно грамотно владеет им
. Дальнейшая неопределенность в этом вопросе идет только во вред национальным интересам, сужая возможности молодежи полноценно участвовать в общественно-политических процессах.

В этой связи, хотелось бы призвать некоторых людей, не прибегать к поспешным заключениям, не вникнув в суть дела, и прежде чем делать выводы, тщательно изучить вопрос.

Азимов Иномжон, директор Центра по обучению основам делопроизводства
на государственном языке и повышению квалификации при Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои, проректор.

Top