18:37 / 22.11.2020
33454

Стоны женщины в огне достигли небес. О судьбах женщин, вставших на путь самосожжения

Одно из самых жутких событий осени – самосожжение женщины в Намангане всколыхнуло всю общественность. Сколько людей – столько и мнений. Все приводят разные причины трагедии.

В мире узбекских масс-медиа это событие какое-то время бурно обсуждалось, а потом уступило место другим временным «трендовым» темам. Известен ли вам тот факт, что эта уже почти забытая трагедия, к сожалению, держит женщин в своих тисках, и не отпускает, не в течение 1-2 лет, а уже на протяжении целого века? Почему столько лет никак не могут утолить эту боль общества? Чья это проблема? Кто должен её решать?

«Соломенная женщина»

Журналист и филолог Элдор Асанов в своём Telegram-канале высказал мнение об истории этого явления, уходящей корнями в далёкое прошлое:

«В антропологии СНГ этот термин применяется в отношении женщин, совершивших самосожжение или склонных к этому. В республиках Центральной Азии часто наблюдается самосожжение женщин, и этот феномен часто происходит вновь и вновь.

Среди народов Центральной Азии женщины имеют парадоксальный социальный статус. С одной стороны, они, в основном, привязаны к воспитанию детей, домашним делам, и привыкли жить в зависимости от мужчин. С другой стороны, мы живём в секулярном обществе, женщины имеют возможность самореализации, к тому же, в социальных отношениях к женщинам обычно обращаются более мягко: многие считают для себя зазорным поднимать руку на женщину, грубо разговаривать с ней, а если женщины устроят скандал в государственных организациях, то встают на их сторону.

Узбекские девушки, с одной стороны, могут вести секулярную жизнь, учиться, работать, но они постоянно должны осознавать наличие какой-то границы, иначе слова мужа, отца, семьи, общества могут с лёгкостью положить конец их учёбе, карьере, счастливой жизни. Им приходится жить «меж двух огней»: модерн и традиции. Девушки и женщины могут реализовать себя, но имеется много препятствующих этому факторов, и если их не учитывать, то представительницы женского пола становятся маргиналами, то есть, исключаются из общества и семьи.

В 1920-1930-х годах в советских республиках Центральной Азии проводилась кампания «Худжум», в рамках которой, местные женщины должны были снять паранджу и вступить в секулярную жизнь, начать учиться, работать. Во время этой кампании одна группа женщин, отказавшихся снимать паранджу, подверглась давлению государственных структур, тогда как, другая группа женщин, активных в секуляризации, испытала на себе угнетения со стороны консервативных мужчин, и, в целом, общества. Часто происходили убийства женщин, снявших паранджу. Центральноазиатские женщины, оказавшиеся под давлением с двух сторон, тогда впервые прибегли к самосожжению. В 1926-1928 годах 203 женщины из республик Центральной Азии свели счёты с жизнью таким образом.

Во второй половине 1980-х годов такие деяния снова повторились. В 1987 году только в Узбекистане от самосожжения погибло 270 женщин. Социальные и политические изменения, тяжёлый образ жизни женщин повлекли за собой такие трагические события. Интересно, что некоторые авторы указывают причиной подобных поступков «страдания узбекских женщин от гнёта шариата», тогда как, проблемы, мучившие женщин в уже секуляризированном узбекском обществе, были совершенно иными.

Этот вид суицида, дважды бывший «в тренде» в недалёком прошлом, сегодня, как будто, вернулся. Следует шире подходить к этому вопросу, дабы не допустить превращения таких действий в массовое движение. Необходимо серьёзнее, глубже изучать не трагедию одной женщины, а в целом, проблемы женщин. Что тяготит узбекскую женщину, что вынуждает её покончить жизнь самоубийством, какая психологическая и социальная помощь ей требуется – нужно всё это изучить, сделать выводы, и выполнить соответствующую работу. К сожалению, в Узбекистане нет команды опытных, профессиональных социологов, антропологов, психологов, которая смогла бы претворить это в жизнь. Либо они заняты другими делами, либо у них не хватает знаний, а может, никто не думает, что они могут решить проблему, - поэтому их не привлекают к такой работе.

По какой причине женщины совершают суицид? Почему это происходит именно путём самосожжения? Как можно это прекратить? Как помочь женщинам, чтобы такие случаи не происходили?

Самосожжение – средство демонстрации личной проблемы на социальном уровне. Если женщина наглотается лекарств, или повесится у себя дома – значит, она выражает протест против своей семьи. Проблема также остаётся в доме. А самосожжение видят все. Это протест обществу, государству. К тому же, самосожжение – страшный, демонстративный способ самоубийства, действующий на чувства очевидцев, вызывающий социальную реакцию.

Как можно найти точные ответы на подобные вопросы? Следует проводить социологические исследования, беседовать с соответствующими группами женщин, изучать их психологию, и, естественно, работать над решением их проблем. Это – не личная, а социальная проблема, которая в состоянии оказать воздействие на каждого члена общества».

«Самосожжение женщин свидетельствовало о кризисе общества и главенствующей политики»

Заслуженный журналист Узбекистана Олим Тошбоев рассказал об освещении этой темы в прессе 80-90-х годов прошлого века:

«В 80-х годах прошлого века в Узбекистане участились случаи самосожжения женщин. Согласно данным прессы, 270 женщин в 1988 году, 250 – в 1989 году – превратились в живой костёр. Конечно, невозможно оправдать такое злополучное решение женщин, бунтующих против угнетения, тяжёлой жизни, несправедливости и унижений. Несчастные гражданки атеистического общества, забывшего человеческие ценности, хотели выразить таким путём свой протест. Их отцы понурили головы, мужья – оплакивали, а матери превратились в живых мертвецов, потерявших интерес к жизни.

Женщины вышли на борьбу за народ, гордость которого была растоптана выдумками вроде «Хлопкового дела», «Узбекского дела». Самосожжение женщин свидетельствовало о кризисе общества и главенствующей политики. Однако система, построенная на насилии и обмане, всегда искала лазейки, как не признать трагедию. Советское правительство также пыталось замаскировать эти прискорбные обстоятельства. В еженедельнике «Литература и искусство Узбекистана» было опубликовано письмо Михаила Дудина. Российский поэт обратился к коллегам-узбекистанцам со словами: «Цифры, приведённые на пленуме вашим руководителем Якубовым, повергли меня в изумление. 270 женщин совершили самосожжение, 270!!! Облили себя бензином, чиркнули спичкой и – всё. Ни жизни, ни воспоминаний, только пылающий костёр… Когда я услышал об этом, у меня волосы встали дыбом, до сих пор не могу прийти в себя. Я сочинил об этом стихотворение. Это – моё возмущение и удивление».

Тем временем, настал период, когда стали писать правду о произошедших в республике масштабных трагедиях, не оправдавшей себя системе и вероломной политике. Эта страшная традиция, повлёкшая формирование различных взглядов и мнений в обществе, вызвала душевный трепет у многих поэтов. Рауф Парфи, Йулдош Эшбек, Аъзам Уктам, Максуда Эргашева посвятили свои строки несчастным женщинам, превратившимся в горстку пепла. Наши поэты изложили на бумаге свою боль и страдания, оплакивая женщин, вознёсшихся в небеса.

Неужели за 30 лет эта проблема так и не решилась?

В прессе 80-90-х годов прошлого века было написано очень много статей о женщинах, совершивших самосожжение. Но, по вине безразличных руководителей, число трагедий не уменьшилось, а, напротив, выросло. Мысли, высказанные в то время, до сих пор не потеряли своей актуальности.

К примеру, в газете «Юный ленинец» от 9 апреля 1988 года была опубликована статья «Жертва равнодушия», в которой была приведена статистика самосожжения среди женщин.

«…В Самаркандской области в прошлом году был зафиксирован 31 факт самосожжения, по 24 из них было отказано в возбуждении уголовного дела. В Кашкадарьинской области не возбуждалось уголовное дело по 23 из 37 фактов, в Бухарской области – по 10 из 16. В прошлом году по всей республике уклонились от начала уголовного следствия по 88 фактам самосожжения… Случаи наказания виновных встречаются очень редко, к тому же, в основном, не учитывается социальная опасность и тяжесть преступления, и им безосновательно назначаются лёгкие наказания».

Газета «Юный ленинец» часто поднимала эту социальную тему. В выпуске от 6 января 1988 года была опубликована статья Э.Гаффорова «Трагическая участь женщины», где со слов врача велось повествование о судьбе женщины, совершившей самосожжение.

«…Если цветущая, здоровая женщина, которой только что исполнилось 25 лет, однажды, устав от жизни, обливает себя керосином, ведь это – неестественно? Знаете, можно понять состояние этой женщины. Трудно, но можно понять. Музаффара Жабборова после замужества рожала каждый год… Во многих узбекских семьях, особенно, в сельской местности, женщина, только что вышедшая из роддома, ещё не восстановившись полностью, должна вставать и приниматься за домашние дела: коровы, овцы, двор, тандыр.

Вдобавок, ещё нужно угождать мужу, свекрови и другим родственникам. Всё это вместе с жизненными трудностями наваливается одновременно, и иногда нервы женщины накаляются до предела, и не выдерживают… Вся жизнь становится для неё неподъёмным грузом… Такие события зачастую оканчиваются смертью, да и сложно поверить, что после попытки самоубийства, муж сильнее полюбит свою жену, и всю оставшуюся жизнь будет носить её на руках.

Почему-то сейчас в прокуратуре закрывают многие «дела», связанные с самосожжением, за отсутствием состава преступления… Верно, большинство из женщин безмолвно несут бремя страданий, и мечтают остаться в живых до последних минут.

… Физиологические изменения, происходящие с возрастом в организме девочек, не должны приводить их в замешательство. К сожалению, матери, классные руководители, не всегда вовремя знакомят девочек с этими «секретами», поэтому мы, врачи, сталкиваемся с психологическими изменениями, происходящими на основе такого замешательства. В школе нужно воспитывать мальчиков как будущих отцов, глав семьи, заботливых, внимательных и ласковых мужей».

Что становится причиной самоубийства?

Должно быть, вы слышали о шелтерах (центрах), временно предоставляющих кров женщинам. В этих центрах оказывают реабилитационную помощь женщинам, детям. Мы побеседовали с директором Ташкентского городского территориального отделения республиканского центра Гульчехрой Маткаримовой и обсудили проблемы, беспокоящие женщин.

«Женщины, обратившиеся в наш центр, страдают от бытового, физического насилия со стороны мужей, родственников. К примеру, часто встречаются случаи, когда золовки и другие члены семьи собираются и избивают невестку. Возвращать избитых женщин домой опасно, поэтому мы обращаемся к сотрудникам органов внутренних дел. Мы заключили меморандум взаимопонимания с управлением внутренних дел города Ташкента, в соответствии с которым, потерпевшим женщинам оказывается юридическая помощь. Налаживается связь с хокимиятами по месту жительства женщин, и её проблемы решаются в сотрудничестве с активистами махалли.

Основная причина подобных ситуаций, в которые попадают женщины, заключается в пренебрежительном отношении к ним со стороны мужчин. Мужчинам и в голову не приходит, что женщина – тоже человек, и у неё имеются свои мечты, желания. И таких мужчин – великое множество. Оздоровление психики женщин, подвергавшихся давлению со стороны мужа, постоянно выслушивающих оскорбления, - проходит очень тяжело.

Некоторые из обратившихся к нам женщин несколько раз пытались покончить жизнь самоубийством. К примеру, бывали случаи, когда они пили уксус, принимали лекарства в большом количестве, резали вены. Следует глубоко проанализировать причины суицида. Из своих наблюдений я сделала вывод о том, что женщина пытается уйти из жизни, когда она чувствует себя униженной, ненужной. Постоянные издевательства нарастают, как снежный ком, и однажды происходит «взрыв». Женщина может терпеть нужду, нищету. Но её психика не выдерживает унижений.

Основная цель женщин, покончивших с жизнью – не убить себя, а напугать своих близких. Ни в одном из подобных случаев мужчина не стал лучше относиться к своей женщине. Поэтому мы постоянно объясняем женщинам, что так поступать – неправильно. У такой категории женщин, зачастую, нет базового образования, профессии, они сидят дома. Значит, нужно обучать их профессии, побуждать их заниматься чем-то полезным.

Почему женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию, терпят такие унижения? Потому что они зависят от своих мужей. Если разведутся, останутся без крыши над головой. Их тяготит именно эта проблема. Поэтому нужно обязательно ввести в Семейный кодекс брачный договор. Возможно, тогда насилие и самоубийства немного сократятся» - говорит она.

Из вышеуказанных мнений можно сделать вывод о том, что унижения женщин – это не мелкая проблема, решить которую проще простого, и можно оставить без внимания. Если горькие обиды, страдания затягивают женщину в свои силки, а мы остаемся равнодушными, то последствия могут быть необратимыми. Разве не это - начало деградации?

Мухаббат Мамирова
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top