Узбекистан | 14:53 / 20.01.2021
3735
8 минут чтения

Почему некоторые государственные закупки вызывают недовольство людей? Депутат Ганиев рассказал о проблемах и решениях в системе

Одной из проблем, повлёкших недовольство народа в 2020 году, стал вопрос государственных закупок. Поэтому парламент рассматривает законопроект «О государственных закупках» в новой редакции. Актом намечено прозрачное проведение онлайн-тендеров в текущем году.

Фото: KUN.UZ

Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Дониёр Ганиев в интервью телеканалу «Узбекистан 24» высказал свои соображения о проблемах и недостатках в системе государственных закупок, о работе, которая ведётся для их решения.

По словам депутата, теперь в отношении лиц, нарушивших правила закупок, будут применяться меры ответственности. В системе будет налажен ряд механизмов по обеспечению прозрачности. Далее представляем вниманию читателей высказанные им мнения в сокращённом виде.

Государственные закупки вызывают претензии населения

Одной из проблем, повлёкших недовольство народа в 2020 году, стал вопрос государственных закупок. Установление открытого и прозрачного контроля общественности за государственными закупками, реализуемыми не только государственными предприятиями, но и крупными корпоративными предприятиями с долей государства – становится требованием времени.

С одной стороны это подразумевает наличие недостатков в действующей системе и законодательстве, а с другой стороны – показывает формирование активной гражданской позиции нашей общественности, так же, как и в других развивающихся демократических государствах. Это – отрадное явление.

Остановимся непосредственно на государственных закупках. Глава государства в обращении отметил, что теперь государственные закупки будут контролироваться общественностью и парламентом.

Для чего нужна новая редакция закона о государственных закупках?

На днях проект закона «О государственных закупках» в новой редакции был рассмотрен палатами Олий Мажлиса. Мы стараемся отразить в нём задачи, намеченные главой государства. С точки зрения контроля общественности, законопроектом предусматривается открытие специального веб-портала при Министерстве финансов.

Все данные о государственных закупках, в том числе, корпоративных, будут собираться, анализироваться и предоставляться общественности на данном веб-портале полно и открыто.

Теперь на портале всё будет анализироваться автоматически и демонстрироваться общественности.

Второй вопрос – парламентский контроль. В законе мы постараемся отразить последующее проведение счётной палатой годового аудита всех государственных и корпоративных закупок. Результаты проведённого аудита в установленном порядке будут представляться на рассмотрение в палаты Олий Мажлиса, в основном, в Законодательную палату.

Теперь общественность будет контролировать крупных «игроков» в системе государственных закупок

У нас есть 24 стратегических предприятия. Это – «Хаво йуллари», «Узавтомоторс», «Темир йуллар» и другие предприятия с долей государства. Их можно назвать самыми крупными «игроками» в системе госзакупок. Поскольку закупки, осуществляемые этими 24 стратегическими предприятиями, составляют почти половину от их общего числа. Это очень большая сумма, средства в размере примерно 50 трлн сумов.

Осуществление закупок на этих 24 предприятиях на основе законодательства предоставит большие возможности нашим предпринимателям. Поскольку, это – крупный рынок. С точки зрения поддержки местных предпринимателей, им будут предоставлены большие возможности в плане развития бизнеса.

Во-вторых, очень жаль, что сейчас всего около 5-6 процентов субъектов предпринимательства участвуют в государственных закупках. Причины заключаются в том, что они не открыты, стратегические предприятия не осуществляют свои закупки на основе порядка о государственных закупках, тендерные процессы проходят не в электронном формате, а старым традиционным способом, через знакомых. В связи с этим для нашей предпринимателей не создаётся возможность свободной конкуренции.

Осуществление всех государственных закупок в электронном формате станет обязательным

Мы устанавливаем осуществление всех государственных закупок в электронном формате. С 1 сентября текущего года это станет обязательным, а до этого было добровольным.

То есть, теперь не получится договариваться, как раньше, а потом проводить тендеры. Все тендеры, конкурсы, все виды закупок будут обнародованы для общественности через портал.

Таким образом, у всех предпринимателей появится возможность участия в процессе и ознакомления с ним. Всё станет прозрачным.

Государственные закупки по второму направлению будут осуществляться в основном, через платформу, управляемую под контролем товарно-сырьевой биржи Узбекистана.

При этом свою продукцию могут предоставить только предприниматели-члены этой платформы, пользующиеся ею. Это ограничивает конкуренцию. В новом законе мы стараемся это предотвратить.

Теперь количество операторов электронной системы станет неограниченным. Любой оператор электронной системы, отвечающий требованиям закона «О государственных закупках», сможет подключиться к этому централизованному специальному порталу, и предоставлять на своей платформе продукцию государственным и корпоративным заказчикам с привлечением предпринимателей.

Как будет устраняться коррупция в системе?

Одной из важных мер при устранении коррупционных фактов является осуществление государственных закупок в электронном формате. Это имеет большую значимость.

Теперь все закупки будут объявляться не через знакомых, как это раньше было, а через портал. Любой представитель общественности, будь то гражданин или представитель СМИ, сможет установить контроль за этим процессом. Все процессы закупок будут демонстрироваться общественности на специальном портале.

Специальный портал будет работать в сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития. То есть, будет учитываться опыт развитых государств.

Ещё одно направление. В законе мы постараемся найти решение вопросов по конфликту интересов, возникающему при многих закупках. К сожалению, в действующем законодательстве не установлена соответствующая ответственность. То есть, это – ещё один «минус».

Новым законом мы соответственно внесём изменения также в Кодекс об административной ответственности. Для должностных лиц, нарушивших порядок закупок, предусматривается наложение штрафа в размере от 10 до 50 БРВ.

Кроме того, мы вводим в закон понятие «бенефициарного собственника». При этом, в целях предотвращения конфликта интересов или интересов аффилированных лиц, мы вводим систему обязательного разглашения субъектами предпринимательства, участвующими в сфере государственных закупок, бенефициарного собственника, то есть, настоящего владельца субъекта предпринимательства или аффилированного лица, могущего повлиять на его решения.

Скажем, в традиционном порядке, в тендере участвуют три предприятия. Настоящим владельцем всех трёх предприятий может быть один человек. В действующем законе нет ни одной нормы, запрещающей это.

Теперь, согласно новому закону, каждый субъект предпринимательства будет сообщать о своём бенефициарном собственнике. В результате, у общественности будет возможность узнать через портал в формате онлайн, кто является настоящим владельцем субъектов предпринимательства, какие ещё принадлежащие ему предприятия участвуют в тендерных процессах, в государственных закупках.

Ранее заместитель министра финансов Одилбек Исоков сообщил, что в Узбекистане закончилась эра тендеров на бумаге, а в 2021 году все тендеры будут проводиться онлайн.

Также он проинформировал об установлении ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках.

Новости по теме