09:50 / 20.02.2021
6570

Разбитые дороги не приведут к великому будущему

Президент, неожиданно прогулявшийся по махалле в Фергане, отчитал председателя комитета автомобильных дорог Абдурахмона Абдувалиева за неисправные дороги. Возникает вопрос: когда жители регионов наконец будут ездить по ровным дорогам? Неужели президент обязательно должен поехать в какую-то область, чтобы поднять вопрос плохих дорог?

«Я ехал через Янгиарык, дорогу там нельзя назвать дорогой» - сказал глава государства в ходе визита в Хорезмскую область в декабре.

Действительно, сотни ДТП происходят именно ввиду неровностей на трассах.

Согласно данным, сейчас в Узбекистане имеется 184 174 км автомобильных дорог. 42,8 тысяч км из них составляют дороги общего пользования, 116,5 тысяч км – внутренние хозяйственные дороги, и 24,7 тысяч км – ведомственные трассы.

В последние годы в Узбекистане сформировался странный парадокс. Автотрассы и внутренние дороги ремонтируют именно накануне визита главы государства – летом, зимой, под снегом, под дождём, не важно. Общественность всё это видит. Причём новенький асфальт можно увидеть только на трассах и в махаллях, где проедет кортеж, высокопоставленные гости (причём, не успеешь оглянуться, как этот асфальт вздувается, и дороги покрываются ухабами и ямами), а в остальных местах – никаких изменений.

Президент не скрывал, что он в курсе такого очковтирательства, поэтому, во время визита в Фергану, пожелал посетить махаллю, не включённую в программу. После неожиданного визита были уволены руководители секторов города.

Услышав о средствах, выделяемых на ремонт и реконструкцию дорог, можно удостовериться, что президент не зря напомнил председателю комитета о деньгах, выделенных на сферу.

«Кто должен отвечать за эти дороги? Ты столько лет находишься рядом со мной, почему не говорил мне об этом? Посмотри на качество дорог. Разве это не позор? Ладно, в районах ты ничего не сделал, а в городах что? Почему ты ничего не делаешь, пока я не скажу, ведь ты 4 года находишься рядом со мной? Столько денег я выделяю, почему ты не утруждаешься? Почему не предлагаешь? Почему вы все безразличны? Если сейчас уйдёте, всё опять будет по-прежнему» - сказал Мирзиёев.

К примеру, в 2020 году на ремонт и строительство дорог было выделено более 5,1 трлн сумов (около 492 млн долларов). В счёт этих средств в прошлом году было реконструировано или отремонтировано 6,4 тысячи км автомобильных трасс.

6 тысяч км дорог и 5,1 трлн сумов. Это – не маленькие цифры! А в итоге что? Дороги, отремонтированные за такие деньги, после одного дождливого сезона снова становятся неровными и ухабистыми. Получается, что их строили некачественно, или не все выделенные деньги ушли на дорогу?

Разве отремонтированные дороги не должны отвечать стандартам и служить народу в течение определённого срока?

Далеко ходить не надо. Можно увидеть, что дороги Казахстана, в каком-то смысле рассматриваемого в качестве экономического конкурента нашей страны в регионе, - значительно качественнее, чем у нас. Даже дороги в не особо развитых южных районах значительно качественнее, чем дороги на некоторых улицах Ташкента.

Что касается средств, затрачиваемых на ремонт дорог, соседи нас тоже значительно опередили. Согласно открытым данным, в Казахстане в 2020 году на ремонт 9,5 тысяч км дорог республиканской и местной значимости было затрачено 1,6 млрд долларов.

Согласно данным, предоставленным Kun.uz комитетом автомобильных дорог, в 2021 году за счёт 4,5 трлн средств предусматривалась реконструкция и ремонт 3,9 тысяч км автотрасс. Средства на отремонтированные 3935 км автотрасс распределялись следующим образом:

  • В рамках инвестиционной программы было освоено 2 трлн 165 млрд сумов, и реконструированы 95,8 км автомобильных дорог;
  • В рамках программы капитального ремонта было освоено 355 млрд сумов, и выполнен капитальный ремонт 100 км автотрасс;
  • По текущему ремонту и сохранению автомобильных трасс общего пользования выполнена работа на 1 трлн 801 млрд сумов, и отремонтировано 2540 км автомобильных дорог;
  • Выполнены работы на 255,6 млрд сумов, отремонтировано 1200 км автомобильных дорог.

Наше внимание привлёк один интересный аспект при распределении средств, которые будут затрачены на ремонт дорог в 2021 году: «За 2,1 трлн сумов (206 млн долларов) предусматривается реконструкция 95,8 км автомобильных дорог». Получается, что на каждый километр этих дорог выделяется почти 2,2 млн долларов! Однако, не предоставлены сведения о том, где будут построены такие дорогие дороги на уровне мировых стандартов, и в течение скольких лет будет гарантироваться их качество.

В сфере строительства дорог отсутствует прозрачность

Специалисты, ответственные за строительство дорог в Узбекистане, ограничиваются тем, что озвучивают общие цифры по выделенным средствам и выполняемым работам. На самом деле, налогоплательщики, то есть, народ, должны быть в курсе: за эти деньги отремонтируют только проезжую часть или благоустроят тротуары, каким стандартам отвечает строительство дорог, имеются ли эти стандарты в Узбекистане?

Если действительно, каждый сум расходуется целесообразно и уходит на ремонт дорог, то пусть ответственные лица покажут это

По данным транспортной прокуратуры Узбекистана, в 2020 году было возбуждено около 40 уголовных дел по факту присвоения средств, выделенных из бюджета в сфере строительства дорог и мостов. По фактам коррупции выявлено хищение государственного имущества в размере 11,5 млрд сумов.

Другой вопрос – средства, выделяемые на ремонт дорог. Для строительства хороших и качественных дорог нужны немалые средства. Целесообразно было бы выделить на это дополнительные средства, поступающие от огромных штрафов за нарушение правил дорожного движения.

Следует подумать и о вопросе, как направить суммы штрафов за нарушение правил дорожного движения, и миллиарды, уплаченные за тонировку автомобильных окон, не на поощрение сотрудников МВД, а на исправление некачественных дорог, требующих ремонта.

Кроме того, наши хокимы, «решающие» проблему бездорожья приобретением дорогих внедорожников за счёт бюджета, или делающие вид, что не замечают сложившейся ситуации, тоже должны побеспокоиться о качестве местных работ.

А вопрос тендеров, проводимых для выбора подрядчиков для строительства дорог, - это уже отдельная тема.

В международных рейтингах Узбекистана… нет!

Всемирных экономический форум ежегодно составляет рейтинг государств с самыми хорошими и с самыми плохими дорогами. Дороги оценивались по шкале от 1 до 7. В стране, набравшей высокий балл, подразумеваются высококачественные дороги. Низкий балл в стране означает некачественные дороги.

Интересно, что до сих пор в этом рейтинге Узбекистана нет. В рейтинге 2019 года присутствовали 137 стран, в частности, были оценены дороги соседних государств, таких как Таджикистан (51-место), Казахстан (93-место) и Кыргызстан (112-место).

По мнению наблюдателей, приватизация дорог в Таджикистане привела к улучшению качества магистралей. Дороги Таджикистана, на самом деле, более ровные, чем в Узбекистане. Это признали и узбекские журналисты, погостившие в Таджикистане недавно, когда открыли границы.

Выходит, качество дорог Узбекистана не соответствует международным стандартам и не выдерживает долгое время? Основная причина всего этого упирается в коррупцию.

В 2020 году в Узбекистане по фактам коррупции было расхищено государственное имущество на 11,5 млрд сумов при строительстве дорог. Ещё во времена бывшего Союза проводилась калькуляция о том, что, проложив 1-сантиметровый слой асфальта вместо 20, можно сэкономить много тонн битума и гравия, и «положить к себе в карман» миллионы, полученные от их реализации.

По словам экспертов, в Узбекистане не прокладывают асфальт по летним и зимним стандартам, поэтому асфальт быстро вспучивается.

Шарофиддин Карабаев, узбекский инженер, проживающий в Канаде, в интервью с Kun.uz отметил, что нужно отказаться от традиции сдавать строительные объекты к празднику, и строительных стандартов из бывшего СССР. Эти его слова подтверждают другие проблемы в строительстве дорог.

Решит ли проблему приватизация дорог в Узбекистане?

Планы по строительству платных дорог в Узбекистане были впервые озвучены в 2018 году. После этого распространились новости о строительстве двух платных туннелей и трёх автомобильных дорог. Согласно последним данным, строительство первых платных дорог страны ожидается после 2023 года.

Президент Шавкат Мирзиёев на селекторном совещании 10 февраля 2021 года также напомнил о том, что население недовольно состоянием дорог. Также, он поручил комплексу под руководством первого заместителя премьер-министра Ачилбая Раматова отремонтировать более 10 тысяч км внутренних и сельских (махаллинских) дорог до конца года.

На селекторном совещании говорилось также о необходимости введения системы государственно-частного партнёрства при ремонте дорог. Кто знает, может, привлечение частного сектора залечит рану, которая никак не затянется за 30 лет?

Давайте не будем считать проблемы и аплодировать!

В прошлом году был опубликован проект постановления президента правительства по строительству и ремонту автомобильных дорог «Об утверждении стратегии развития автомобильных дорог в Республике Узбекистан в 2020-2030 годы». Однако, в открытых данных отсутствует информация о принятии этого постановления.

В том числе, стратегией до 2030 года предусматривалась разработка основ единой государственной политики в сфере развития и совершенствования дорожного строительства, осуществление эффективной системы управления, финансирования и расходования средств в дорожном хозяйстве, модернизация материально-технической базы дорожной промышленности, создание совместных предприятий с иностранными компаниями по производству строительных материалов, переработке сырьевых ресурсов и организации строительства компаниями-подрядчиками.

Кроме того, в прошлом году мы сообщали о планируемом изменении критериев выбора самых приоритетных проектов в сфере дорожного строительства, создании «Центра специальной дорожной диагностики» данной сфере, увеличении эффективности деятельности инспекции контроля качества дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта, разработке стратегии строительства дорог в Узбекистане немецкой компанией Roland Berger, разработке предложений по развитию конкурентоспособной дорожной отрасли, введении немецкой системы обучения в Ташкентском институте проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Однако, влияние всего этого на нашу жизнь мы так и не ощутили, качество дорог не улучшилось. Значит, пришло время революционных перемен в системе.

Мы сообщали о том, что в 2019 году 70 тысяч километров автомобильных дорог Узбекистана нуждаются в ремонте. За последние два года это расстояние сократилось всего на 10 тысяч км.

Новые руководители в Китае, пришедшие к власти после смерти Мао Цзэдуна, поняли, что невозможно развивать страну без строительства качественных дорог, и разработали стандарт дорожного строительства под лозунгом «Если мы хотим развития, прежде всего мы должны построить качественные дороги». Как видите, сегодня Китай стал одним из ведущих государств не только по длине автомобильных дорог, но и по их качеству.

На наш взгляд, здесь не нужно открывать Америку. Целесообразно применять в Узбекистане опыт государств, достигших успехов в дорожном строительстве, отказаться от отечественных специалистов, не оправдавших доверия, и немедленно расширить сотрудничество с иностранными партнёрами с многолетней квалификацией и позитивным имиджем.

Приватизация дорог также может стать системным решением проблем. В любом случае, это – самая оптимальная мера, раз уж средства, выделяемые из бюджета и получаемые у международных организаций, не используются по назначению, или не дают результат в соответствии с расходами.

Иначе, мы ещё 10 лет так и будем перечислять проблемы и аплодировать.

Жамшид Ниёзов,
Фаррух Абсаттаров,
корреспонденты Kun.uz 

перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова

Top