Узбекистан | 13:11 / 16.11.2021
7919
6 минут чтения

Монополия или коррупция: кому выгодно ограничение возможностей Flydubai?

Тот факт, что министр транспорта Ильхом Махкамов одновременно является главой «Узбекистон хаво йуллари», создает среду недобросовестной конкуренции с иностранными авиакомпаниями.

Фото: Wikipedia

Некоторые недавние события, которые стали известны общественности, ясно показывают, наличие конфликта интересов и нездоровой конкуренции в отрасли.

Известная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов Flydubai выразила недовольство Министерством транспорта Узбекистана. Причина в том, что им не разрешают организовывать рейсы  7 дней в неделю.

Ранее на сайте Kun.uz была опубликована статья об этом. Вкратце, Flydubai должна была выполнять рейсы Дубай-Ташкент-Дубай в 2019 году 7 дней в неделю (ежедневно). Но несмотря на то, что прошло более двух лет, рейсы выполняются 6 дней в неделю, а не 7 дней, как это предусмотрено международным соглашением.

После длительных переговоров и переписки в письме № 10 / 6352-7892 в адрес Flydubai, подписанном 11 октября директором Департамента развития воздушного транспорта Министерства транспорта Данияром Джумаевым, согласие на увеличение количества рейсов по маршруту Дубай- Маршрут Ташкент-Дубай до 7 в неделю наконец-то было дано.

Однако через десять дней в адрес Flydubai было направлено еще одно письмо за подписью Данияра Джумаева. В нем были принесены извинения и указано, что предыдущее письмо (№10 / 6352-7892) аннулировано. Причины этого не разъяснялись, было отмечено,, что вопрос будет обсуждаться в 2022 году.

Возникает вопрос: почему это происходит? Почему авиакомпанию Flydubai лишают возможности? Почему не соблюдается международное соглашение?

Экономист Отабек Бакиров задает риторический вопрос: «Может ли министр транспорта поддерживать конкурентов Uzbekistan Airways, которую он возглавляет?» и дает следующие варианты выхода из ситуации:

«Во-первых, министр транспорта [Ильхом Махкамов] не должен руководить Uzbekistan Airways. Это противоречит как духу закона, так и принципам открытого рынка.

Во-вторых, необходимо обеспечить практическую работу режима «Открытое небо». Фактически - в этом заключается работа министра транспорта, а не выдача разрешений.

В-третьих, необходимо отменить паритетные соглашения по рейсам. Это чистейшая коррупция и самоуправство».

Мы проанализировали с точки зрения законодательства, насколько тот факт, что министр транспорта Ильхом Махкамов также является главой Uzbekistan Airways, влияет на конкуренцию и конфликт интересов в авиационном секторе.

Имеются достаточные основания называть Uzbekistan Airways коммерческой организацией, направленной на получение прибыли.

При этом компанию возглавляет глава (министр) министерства, которое является органом государственного управления, непосредственно контролирующим эту сферу.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О конкуренции», действия хозяйствующего субъекта или группы лиц, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации, называются недобросовестной конкуренцией. .

Статья 13 закона запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе блокирование доступа на товарный или финансовый рынок другому хозяйствующему субъекту.

Кроме того, антиконкурентными называются действия, запрещенные антимонопольным законодательством для субъектов хозяйствования, а также действия (бездействие) органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц, направленные на ограничение конкуренции.

Доминирующим положением является положение хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке, дающее ему (ей) возможность осуществлять свою деятельность независимо от конкурирующих хозяйствующих субъектов и оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на соответствующий рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение лицом должностных или служебных обязанностей, и при которой возникает, либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства называется конфликтом интересов.

Согласно статье 21 Закона, работники государственных органов при исполнении должностных или служебных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Те, кто нарушает требования законодательства по предотвращению или устранению конфликта интересов, несут ответственность в соответствии с законом.

Как видим, в этой ситуации, возможно, нарушается не один, а несколько законов, что бросает тень репутацию страны, а также на ее экономику.

Следовательно, дело против Flydubai, одной из самых известных авиакомпаний, должно быть серьезно расследовано Государственным антимонопольным комитетом и Антикоррупционным агентством.

Мы продолжим следить за развитием событий.

Подготовил Темур Турсунбаев

Новости по теме