09:33 / 02.12.2021
2467
Названы коррупционные риски при приеме детей в школу

В Ташкенте состоялось общественное обсуждение результатов исследования коррупционных рисков на этапе приема детей в школу. Исследование проведено в рамках проекта «Создание первых антикоррупционных лабораторий в Узбекистане», который реализуется ОНД «Юксалиш» в партнерстве с международной негосударственной некоммерческой организацией «Региональным диалогом» (Словения) и Агентством по противодействию коррупции.

Фото: Kun.uz

Цель проекта, запущенного в декабре 2020 года, - создание экспертных лабораторий и проведение исследований коррупционных рисков в масштабах республики, привлечение широкой общественности к исследованиям. На первом этапе опросы, включая анкетирование и интервью, направлены на оценку коррупционных рисков на этапе поступления детей в начальную школу.

Исследование охватило родителей первоклассников, учителей начальных классов в 114 школах 14 регионов Узбекистана. В апреле проведены пилотные опросы среди трех групп респондентов в двух школах Ташкента. В маеиюне состоялись масштабные опросы в 114 школах в 14 регионах Узбекистана с охватом 28 городов, 31 районного центра, 31 сельского населенного пункта. Всего в исследование участвовали 4 920 человек, в том числе 114 директоров школ, 1 563 учителя начальных классов и 3 243 родителя первоклассников. Собранные данные систематизированы и проанализированы.

На основе ответов респондентов определены общие тенденции, являющиеся факторами недобропорядочного или коррупционного поведения. Эти тенденции влияют на процесс приема в начальные школы и на качество образования в целом. Они связаны, в основном, с проблемами системы квот микроучастков, нехваткой школьных помещений (переполненными классами), отсутствием конкретных критериев языкового отбора в начальные классы, низким качеством образования и недостатками в регулировании процесса приема.

К примеру, каждый пятый родитель, участвовавший в опросе не смог устроить ребенка по квоте микроучастка, на котором они проживают, из-за того, что в школе не было мест. В числе регионов с наибольшим количеством комментариев от учителей о переполненности классов - Наманганская область (52 процента), Андижанская (37,5 процента), Ташкентская (29 процентов), Хорезмская области (26 процентов).

Большая часть проблем уходит корнями в недостаточность бюджетного финансирования, которая, в свою очередь, вызывает внебюджетные платежи со стороны родителей, неэтичное поведение среди учителей и директоров. Другие тенденции охватывают инфраструктурные проблемы, обеспеченность школ, проблему низкой зарплаты, нехватки квалифицированных кадров, проблемы психологической незрелости детей при приеме в школу, а также влияние и давление, как со стороны родителей, так и вышестоящих организаций.

В презентации раскрыты причины такого поведения, представлены выводы и рекомендации. 

Разработанные рекомендации, включающие как внесение изменений и дополнений в законодательство, так и совершенствование практик и процедур, а также методология исследований будут внесены на рассмотрение в Министерство народного образования и Национальный совет Узбекистана по противодействию коррупции.

Top