13:25 / 27.08.2022
6462

В России активизировались валютные спекулянты из Узбекистана

Россия превратилась в обменник для спекулянтов из Узбекистана. «Предприниматели» из Узбекистана организовали схему конвертации: на рубли покупают узбекские сумы, затем меняют их на доллары, привозят в РФ и здесь снова меняют на рубли.

Фото: Артем Пряхин / Коммерсантъ

Такой способ использовали валютные спекулянты еще 30 лет назад, и он до сих пор работает без сбоев, но возможен только на черном рынке, подтвердил аналитик группы компаний «ИнстаФорекс» Александр Давыдов.

«Данная схема – отсылка к 90-м, когда валюту меняли чуть ли не на базаре. Наличный доллар у нас практически исчез, и его реализация на черном рынке может принести хороший доход. Маржа при этом зависит от условий привлечения денег, то есть, по какой цене покупается та или иная валюта. Дело в том, что на практике спекуляции проводятся на заемные средства в той или иной форме, и все зависит от их стоимости. Если деньги свои, то прибыль и в 5% будет считаться отличной. Понятно, что с 1 тыс. долларов смысла в это играть нет из-за комиссий. Думаю, что выгода наступает как минимум от нескольких сотен тысяч долларов», – сказал он. 

Как передает Kommersant, опытные спекулянты годами могут зарабатывать на подобной географической схеме, постоянно мониторя рынок соседних стран и отслеживая наиболее выгодные курсы. В России эта практика была привлекательна в марте-апреле, когда рубль рекордно ослабел и в некоторых обменниках доходил до 160 руб. за доллар. Но в последние несколько недель российская валюта закрепилась на уровне около 60 руб. за доллар, и арбитраж между странами потерял смысл.

Кроме того, подобные операции всегда сопровождаются внерыночными рисками, предостерег директор по инвестициям Управляющей компании «Открытие» Виталий Исаков.

«Из России можно отправлять доллары на личные зарубежные счета с достаточно большим лимитом – сейчас 1 млн долларов в месяц. Деньги за границей снимают со счетов наличными, а потом их снова ввозят в РФ и продают не по биржевому, а по банковскому курсу – он более высокий. Иностранцы, мигранты или люди с двойным гражданством могут этим заниматься, если они, например, часто перемещаются между двумя странами. Это нормальная экономическая деятельность, она существует, но связана с определенным ноу-хау и с определенными рисками. Если вы везете наличные деньги, вас могут ограбить, может быть, произойдет какое-то событие, и курс в банке резко поменяется. Данная схема конвертации основана на том, что наличные доллары сдаются в банк, а курс может оказаться уже не таким интересным, когда вы привезете доллары. До недавнего времени можно было сделать так же в Беларуси, но потом там ввели какие-то комиссии на снятие наличных долларов», – рассказал он.

На аномальную активность валютных сделок обратил внимание Центральный банк Узбекистана. Регулятор сообщил о кратном росте спроса на покупку иностранных активов. С января по июнь узбеки вывели из местных банков больше 5,5 млрд долларов – на 70 % больше, чем за первые полгода 2021 года.

Выросла и сумма трансграничных переводов: речь идет о 6,5 млрд долларов – на 96% год к году. Это заставило банки Узбекистана ввести комиссию на снятие валюты. С конца июля обналичивание облагается комиссией в 0,7%. Исключением не стали и переводы через платежные системы, такие как Western Union, MoneyGram, Contact и Unistream.

Курсовая разница при конвертации рублей в доллары через узбекские сумы с весны начала привлекать валютных спекулянтов – о популярности такого заработка рассказал один из его участников, о схеме также слышал собеседник в узбекской диаспоре Москвы и старший советник Hill Consulting, эксперт по международному бизнесу Сергей Нестеренко, сообщает издание «Ведомости».

Например, на 100 тыс. рублей можно купить примерно 18 млн сумов. Затем – обменять их на 1 640 долларов (курс на черном рынке в Ташкенте – 11 тыс. сумов за доллар), а доллары вывезти в Россию и поменять на рубли по курсу 65 рублей за доллар.

В результате получится 106 тыс. рублей, таким образом, теоретически можно заработать 6 тыс. рублей, или 6%, за несколько дней, объяснил Нестеренко.

Если же менять несколько миллионов, то это может стать небольшим бизнесом, отметил Нестеренко, – правда, нелегальным. И в России, и в Узбекистане занятие обменом валют требует получения лицензии и осуществляется только уполномоченными на это банками. В России нелегальный обмен валюты грозит штрафом и уголовной ответственностью для юридических лиц, но если все покупки и продажи валюты совершались через банки официально и для личных нужд, то операции легальны, добавил эксперт.

Популярность тренда объясняется тем, что в марте курс рубля резко ослаб, а обменники валют в Узбекистане начали продажу и покупку рублей. Тогда же местные эксперты говорили, что появились условия для того, чтобы россияне могли привозить свои сбережения в Узбекистан и конвертировать их в доллары.

Сама схема получения дохода от курсовой разницы, в том числе на территории иностранных государств, не имеет признаков легализации (отмывания) преступных доходов, говорит представитель Росфинмониторинга. Схема выглядит как примитивный географический арбитраж на рынке иностранной валюты, доступный для физических лиц.

Перевод рублей из России в Узбекистан и обратно не вызывает вопросов – ограничений по рублевым трансакциям в обеих странах нет. Переводы из России в данном случае выглядят как «кредитование» жителей Узбекистана, которые не располагают большими объемами средств и затем просто возвращают средства на счет владельца, добавляет другой источник издания. Однако граждане должны учитывать актуальные ограничения по переводам.

Президент межрегионального узбекского землячества, член комитета «За гражданские права» Усман Баратов сообщил, что граждане СНГ зарабатывали на курсовой разнице, пока рубль стоил дёшево.

«Это началось сразу после специальной военной операции в Украине, блокирования счетов российских банков и прочее. Тогда это и пошло. Сейчас третьи страны в Россию поставляют товары, валютные операции делают Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан. Эта волна была сильна весной, сейчас она спала, но продолжается, хотя идёт всё больше и больше на спад. Физические лица единичные этим уже не пользуются, в этом смысла нет, необходимость где-то с мая уже отпала. А вот большие, крупные бизнесмены, которые большими деньгами ворочают, они ещё какое-то время продолжат этим заниматься», – сказал он в беседе с радиостанцией «Говорит Москва».

Top