Новые нормы поведения как спасательный круг
Журналист Саша Иванюженко в своей статье о нарастающем дефиците водных ресурсов в условиях глобального потепления климата призывает бережнее расходовать воду. Каждого из нас.
Меня радуют последние дискуссии о воде – общество включилось в обсуждение, что будет, если беспечно мыть арбузы и поливать асфальт питьевой водой.
Пока мы еще полны оптимизма, и надеемся умереть при профиците, ну или по крайней мере без дефицита воды, но самые умные из нас уже начинают что-то подозревать. С тревогой прислушиваться к новостям о том, что Тегеран с Кабулом не поделили реку Гильменд и вглядываться в пыльный горизонт собственных пустынь.
Мы уже испытываем острую нехватку воды. Мы – это не мажорный Ташкент в пределах центров районов, а Узбекистан. Голод уже маячит не где-нибудь в районе Африки, а стучится в наши подъезды, если сельское хозяйство не поменяет свои привычки. Если дипломаты не разрулят острый вопрос с дамбой на афганской Амударье. Если города не прекратят токсичную привычку поливать питьевой водой асфальт из повсеместно сломанных систем полива. Если по берегам наших тощих каналов не запретят мыть машины из шлангов. Если…если…
Мы потеряли не только совесть, но и страх, вместе со здравым смыслом.
Общество дискутирует, но любая дискуссия скатывается к мысли “я лично ничего не изменю, мои восемь сэкономленных литров ничего не решат в пределах города, я бесполезное существо, на 90% состоящее из воды. Практически огурец. Овощ”.
И людей можно понять. Пока мы доползли на пирамиде Маслоу где-то до середины, нам не до высоких материй. У нас так принято – если ты не урвал, значит это урвет сосед, так какой смысл в благородстве? Твой сосед помыл машину во дворе из общей трубы, а ты лох, ты не помыл, будешь ездить на грязной. Ты чистишь оставшиеся пять зубов со стаканчиком, а твоя соседка полощет полдня арбуз в проточной воде. Твой маленький минус к катастрофе тут же перечеркивают жирные плюсы, приближающие ее.
Зачем тогда париться и ловить стресс? Вам что, больше всех надо? Никто не увидит ваш стаканчик, никто не оценит, как вы героически едите теплый арбуз.
Безусловно, экономить воду в пределах города должны специально обученные люди. Эти люди должны принимать заявки о нарушениях, накладывать штрафы, исправлять систему поливов, внедрять технологии, привозить инновации, а не шмот из-за границы, и в целом думать. Мы каждый месяц платим серьезные суммы из своего заработка, чтобы эти люди могли получать зарплату. Мы должны видеть результаты их протирания кресел и разглядывания компьютеров.
Но сейчас не об этом. А о мотивации оставаться осознанным лично вам и что конкретно может сделать ваша персональная установка на бережное отношение к воде.
Любые перемены в обществе и мышлении происходят, когда создается критическая масса людей, настроенных на эти перемены. Это я вам говорю, как специалист по управлению толпой. В нашем обществе не просто так сформировалось гендерное неравенство и домашнее насилие – мысль о том, что мужчина главный, а женщина никто, за тридцать лет независимости завладела большей частью общества. И победила. Сейчас идет обратный процесс, и он будет невероятно долгим и мучительным. Нам нужно вводить нормальные нормы, вместо ненормальных, аномальных.
Те же цели преследует проект Мушуккент – набирает критическую массу людей, для которых любить животных – норма, а издеваться и мучить их – нет.
Любое позитивное изменение, которое по-настоящему может изменить жизнь к лучшему – это набрать определенное количество людей, думающих в одном этическом направлении.
Сколько?
Социологи пока еще думают над цифрой, но уже озвучивают такие параметры как 25% от общества.
Был проведен десятилетний эксперимент с группами людей, которым предлагалось изменить норму правописания. В этих группах были коалиции активистов, которые доказывали правильность новой нормы. И если число согласившихся было больше 25%, то норма принималась и остальными. Если меньше – то проваливалась.
Подробнее можно прочесть в книге Дэймона Чентолы «Как распространяется поведение». Чем больше в обществе интеллигентных, образованных, осознанных людей, тем быстрее общество начнет выздоравливать и становиться прогрессивным.
И когда вам в следующий раз скажут, что ваши усилия по разделению мусора ни к чему не приведут, что ваша сэкономленная вода тут же тратится соседями, что ваше стремление к совершенству это понты, что, мол «все так живут, и вы живите», пусть перед вашими глазами мысленно загорается табло – вот ваша единичка, фамилия, имя, отчество, прибавилась к прогрессивному меньшинству, меняющему политические, этические и экономические уклады.
И держитесь своей позиции твердо. Нам надо набрать критическую массу, чтобы отношение к экологии, воде и стране изменилось. Нам надо быть убедительными в разговорах, нам надо твердо верить, что даже стакан воды в нашей ситуации имеет значение.
И тогда есть надежда, что не только дети увидят здоровое общество, избежавшее по возможности экологический крах, но и мы застанем.
И пусть к тому времени большинству из нас вообще можно будет не чистить зубы за их отсутствием, но – делай что должно.
И будь что будет.
Саша Иванюженко, журналист