Узбекистан | 13:48 / 17.04.2024
3727
6 минут чтения

Всемирный банк и Азиатский банк развития представили новые прогнозы по экономике Узбекистана

В Узбекистане ожидается замедление экономического роста. Всемирный банк снизил свой прогноз три месяца назад на 0,2 процентных пункта до 5,3 %. Азиатский банк развития, напротив, ожидает роста до 5,5 %. Обе организации отметили, что ожидаемое повышение цен на энергоносители повлияет на доходы домохозяйств.

Фото: Kun.uz

Ожидается, что рост ВВП Узбекистана несколько замедлится в 2024 году после 6-процентного показателя в 2023 году.

Правительство прогнозировало экономический рост на уровне 5,6-5,8 % в этом году. Ожидания международных финансовых институтов немного отличаются от этого.

В новом отчете Всемирного банка, опубликованном на прошлой неделе, Узбекистан снизил свой прогноз по росту ВВП в 2024 году на 0,2 процентных пункта по сравнению с прогнозом, опубликованным в январе, до 5,3 %. Вчера, 15 апреля, Азиатский банк развития прогнозировал рост экономики Узбекистана в текущем году на 5,5 %.

Прогнозы Всемирного банка

В новом докладе Всемирного банка «Обзор экономики Европы и Центральной Азии» говорится, что рост ВВП в 2024 году достигнет 5,3%, учитывая ожидаемые меры по консолидации бюджета и перспективы замедления роста экспорта в Россию и Китай – ключевые внешнеторговые партнеры страны.

Рост экономики будет поддерживаться главным образом за счет дальнейшего осуществления структурных реформ. В частности, реструктуризации госпредприятий и приватизации государственных активов, а также крупных инвестиций в развитие энергетического сектора.

В 2024 г. ожидается рост инфляции из-за относительно резкого увеличения внутренних цен на энергоносители, что связано с реформированием тарифов в энергетическом секторе (данный процесс сопровождается мерами социальной защиты уязвимых слоев населения). Данный тренд будет частично компенсирован жесткой денежно-кредитной политикой Центрального банка Узбекистана (ЦБУ), который завершает переход к полноценному инфляционному таргетированию. В среднесрочной перспективе ожидается замедление инфляции на уровне до 8%, что выше целевого показателя ЦБУ в 5%.

Ожидается, что рост импорта будет умеренным в 2024 г. Однако его темпы останутся стабильными, учитывая, что импорт определенных товаров, используется для модернизации различных секторов экономики и удовлетворения растущего потребления со стороны населения.

По прогнозам, денежные переводы в 2024 г. сократятся главным образом из-за ожидаемого снижения числа трудовых мигрантов в Россию. С уменьшением денежных переводов и роста импорта, дефицит текущего счета немного увеличится, но останется стабильным т. к. процесс трансформации экономики Узбекистана привлекает иностранное финансирование. Эти средства будут использованы для покрытия дефицита текущего баланса.

Ожидается небольшое сокращение уровня бедности до 4,3% в 2024 г. (оценивается с использованием международной черты бедности для стран с доходами ниже среднего на уровне 3,65 долл. США в день, по паритету покупательной способности в ценах 2017 г.).

Ожидается, что в 2024 г. дефицит бюджета снизится до 4,2% ВВП, а к 2026 г. до 3%. Данные показатели планируется достичь за счет отмены крупных энергетических субсидий и неэффективных мер стимулирования госпредприятий, а также благодаря росту доходов бюджета за счет дальнейшей приватизация государственных активов.

Ожидается, что правительство будет придерживаться собственных ограничений на внешние заимствования (согласно закону «О государственном долге», предельный размер государственного долга по отношению к валовому внутреннему продукту определен на уровне не более 60% от ВВП). При этом государственный долг увеличится до 36,5% ВВП в 2024 г. и постепенно снизится до 34,4% к 2026 г.

Риски для данного прогноза в сторону его понижения, включают снижение экономического роста в России и Китае – основных внешнеторговых партнерах Узбекистана, а также более жесткие, чем ожидалось, условия на международных финансовых рынках.

С другой стороны, внутренние риски могут быть связаны с ростом потенциальных финансовых обязательств со стороны государственных предприятий и банков, а также в рамках реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.

Потенциальные положительные тренды для страны включают более высокие мировые цены на золото и медь (Узбекистан является экспортером этих видов сырья), а также более быстрый рост производительности в секторах экономики из-за структурных реформ правительства.

Ожидания Азиатского банка развития

Азиатский банк развития в своем отчете «Обзор развития Азии на 2024 год» отмечает, что замедление роста экономики Узбекистана в текущем году будет связано с влиянием регулируемого роста цен на доходы домохозяйств. Этот эффект может привести к снижению потребительского спроса.

По данным АБР, рост ВВП Узбекистана составит 5,5 % в 2024 году и 5,6 % в 2025 году.

Отмечается, что, несмотря на прогнозируемое замедление темпов роста в 2024 году, экономические перспективы остаются осторожно-оптимистичными. Ожидается, что в секторах услуг и сельского хозяйства будет наблюдаться более медленный рост, в то время как частное потребление и инвестиции, согласно прогнозам, также потеряют некоторую динамику.

Ожидается, что темпы инфляции останутся стабильными благодаря балансу эффектов продолжающихся структурных реформ в энергетике и ужесточения денежно-кредитной политики, говорится в отчете АБР.

Наблюдатели обратили внимание на то, что Фискальная политика сталкивается с трудностями: структурные реформы и увеличение социальных расходов могут ограничить усилия по бюджетной консолидации и сокращению дефицита. Следовательно, ожидается увеличение бюджетного дефицита с соответствующим увеличением дефицита текущего счета из-за роста импорта и снижения притока доходов из-за рубежа.

Новости по теме