Узбекистан | 16:58 / 30.08.2025
3907
3 минут чтения

«У руководителей нет страха наказания» – разговор о стиле работы министров и хокимов

Министр культуры Озодбек Назарбеков вновь оказался в центре скандала из-за рекламы. По мнению экспертов, отсутствие ответственности у руководителей связано с тем, что законы в отношении чиновников не работают.

Как стало известно, в апреле этого года Озодбек Назарбеков во время визита в частный университет в Андижане снялся в видеоролике, в котором рекомендовал данное учебное заведение. Согласно законодательству, государственный чиновник не имеет права публично подтверждать или продвигать тот или иной продукт или услугу.

Это не первый случай: в 2024 году Назарбеков уже участвовал в рекламе мужского магазина одежды, назвав его «национальным брендом», что вызвало широкий резонанс. Тогда Агентство по развитию конкуренции и защите прав потребителей признало нарушения со стороны владельца магазина и оштрафовало его, заявив, что министр не виноват. Само министерство тогда также утверждало, что реклама не носила коммерческого характера.

По мнению активистов, опрошенных Kun.uz, ситуация отражает более широкую проблему – отсутствие у руководителей чувства наказуемости.

«В законе нет пунктов про материальную выгоду или договор. Это превращает закон в фикцию, потому что в нашей стране законы применяются выборочно – применительно к простым гражданам они работают, а к министрам и хокимам – нет. То, что Назарбеков снялся в рекламе и не понёс наказания, ярко показывает управленческие пробелы», – отметил правозащитник Абдурахмон Ташанов.

Социолог Хамид Содик считает, что ключевой момент – отсутствие даже формальной критики сверху: «Если законы не работают для всех, то хотя бы ради общественного мнения можно было бы публично осудить министра. Но этого не произошло. Назарбеков – единственный министр, не связанный с бюрократической системой: он пришёл из шоу-бизнеса. Министерство культуры, по сути, само является органом, который занимается продвижением гос­политики. Поэтому там не могут провести чёткую грань между коммерческой и политической рекламой».

Этнопсихолог Махмуд Йулдашев добавил, что министр должен был лично объясниться после того, как вопрос получил широкий общественный резонанс:

«Слово „культура“ имеет множество определений, и министр культуры, утративший культурность, обязан был сам выйти и прокомментировать ситуацию. У нас ещё не было примера, чтобы чиновник добровольно ушёл в отставку после подобных случаев. Может быть, Назарбеков станет первым?»

Скандал вокруг рекламы с участием министра культуры вновь показал пробелы в коммуникации узбекских министров и хокимов с обществом, населением и прессой.

Тем не менее, на фоне коррупционных дел с участием силовиков и незаконных распоряжений хокимов, история с рекламой кажется лишь своеобразным «десертом».

Беседовал Шохрух Мажидзода.

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме