Узбекистан | 14:12 / 01.10.2025
1573
10 минут чтения

Не рожденные, а избранные преподаватели. Как Teach for Uzbekistan создает новую модель воспитания учителей

Проект Teach for Uzbekistan уже второй год отправляет людей без преподавательского опыта, но с искренним желанием посвятить себя образованию в отдаленные уголки Узбекистана. Проект стремится восполнить кадровый голод в учителях и популяризировать образование. В День учителя рассказываем о том, как создается новое поколение учителей — читайте в нашем репортаже.

Фото: Teach for Uzbekistan

Прежде чем поступить учителем в город Чиракчи Кашкадарьинской области с населением чуть больше 20 тысяч человек, Темурбек Бегалиев не знал ничего ни о пункте своего назначения, ни о методиках преподавания. По сути, ни того, ни другого от него не требовалось — координаторы программы Teach for Uzbekistan поверили в его углублённые знания химии и лидерские качества.

По образованию Темурбек — химик. Он окончил Казанский национальный исследовательский технологический университет: сначала бакалавриат, затем сразу магистратуру. Любовь к химии у него со школьной скамьи.

«Помню, в пятом классе я завёл отдельную тетрадь, где делал записи, похожие на формулы. Правда, формулами их назвать нельзя — это были какие-то хаотичные цифры и тексты», — рассказывает Темурбек.

А когда всё-таки начался урок химии, он был совершенно счастлив. Кабинет школы №6 в Сергелийском районе был обставлен приборами, колбами и краниками. Уже на втором уроке ученики очищали поваренную соль. Та тетрадь и первые уроки химии оставили такой глубокий след в его жизни, что на своём первом уроке в Чиракчи он, уже в роли учителя, показал детям, как очищать поваренную соль.

В подобных историях директор Teach for Uzbekistan Умида Йулдошева видит отражение глобальной миссии проекта: воспитать лидеров, а не просто учителей.

Будучи некоммерческим образовательным проектом, Teach for Uzbekistan даёт возможность людям от 18 лет пройти двухгодичный опыт преподавания в отдалённых районах страны. Первая когорта учителей, которых в программе называют «стипендиатами», была направлена в Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области.

Что такое Teach for Uzbekistan и как отбираются стипендиаты

Teach for Uzbekistan является частью международного движения Teach for All, охватывающего более 65 стран мира. Все программы работают по единой модели. Они не ставят целью радикально перекроить систему образования или заменить существующие задачи государственных органов, а стремятся стать вспомогательным элементом, который привлекает людей в образование и воспитывает в них любовь к преподаванию, чтобы стипендиаты впоследствии выбрали эту сферу в качестве карьеры.

Необходимость подобных проектов объясняется, с одной стороны, падающим интересом к профессии учителя среди молодёжи, а с другой — уходом уже работающих педагогов в более оплачиваемые сферы.

Поэтому цель проекта Teach for Uzbekistan — побудить стипендиатов остаться в образовании, объясняет Умида Юлдошева. Набор стипендиатов проходит ежегодно один раз. В этом году новый набор начнется с октября и продолжится до конца июня 2026 года.

«Мы взращиваем человеческий капитал, кадровый резерв Узбекистана. Это развитие коллективного лидерства как модели: когда поколение лидеров приходит в школу и взращивает новое поколение лидеров. Не все люди идут в образование. Teach for Uzbekistan хочет, с одной стороны, восполнить кадровый голод, а с другой — популяризировать образование», — дополняет она.

Чтобы стать стипендиатом, мало разделять высокие принципы преподавания ради будущего поколения. Кандидаты, хоть и не обязаны иметь опыт работы в школе, должны пройти жёсткий пятиступенчатый отбор.

Сначала необходимо заполнить онлайн-заявку. Если эссе сочтут удовлетворительным, кандидаты проходят онлайн-собеседование с командой Teach for Uzbekistan. Затем их ждёт «центр отбора», включающий групповые упражнения, пробный урок и индивидуальное интервью. В случае успешного прохождения — собеседование с методистом. Последний этап — летний пятинедельный институт, где проходят тренинги по развитию мягких навыков.

Столь тщательный отбор имеет объяснение

«Просто знания не делают человека человеком. Знания без сердца, чуткости, моральных принципов — это ничто, — объясняет директор проекта. — В Teach for Uzbekistan мы ищем кандидатов с фокусом на три направления: академический рост, воспитание моральных ценностей и так называемый lifelong love for learning (любовь к познанию длиною в жизнь)».

Многие кандидаты ошибочно думают, что решение принимается исключительно исходя из методологических знаний и опыта преподавания. Отнюдь. В отличие от общепринятого мнения, что учителями рождаются, в Teach for All считают, что учителей можно воспитать — если у них есть любовь к детям и умение делиться знаниями. «Одно дело — быть специалистом в своей профессии, другое — уметь обучить другого человека», — отмечает Умида.

Именно поэтому при отборе используются игровые элементы: они позволяют проверить эмоциональную зрелость кандидатов.

Председатель попечительского совета Teach for Uzbekistan Нозима Давлетова поясняет, что стипендиаты на протяжении двух лет совершенствуют навыки через тренинги, встречи с администрацией проекта и рефлексию о своих промежуточных достижениях.

При этом отказ можно получить даже на финальном этапе — в летнем лагере. В этом году, например, на последней стадии были отсеяны девять человек.

Стипендиаты обязаны соблюдать строгие правила: не проявлять вербальной или физической агрессии в любой форме и даже воздерживаться от сарказма. Вместе с тем они должны уметь брать ответственность за свои поступки.

«Работа в поле»

Ещё одно важное требование проекта — умение интегрироваться в местную среду. Стипендиаты работают в непростых условиях вдали от крупных городов. Не каждый готов пойти на это ради высокой миссии преподавания. Тем не менее Teach for Uzbekistan отмечает рост интереса: в первый год поступило 740 заявок, из которых выбрали лишь 13 человек. В этом году подали 1074, финалистами стали 31.

«70% стипендиатов — люди из отдалённых регионов. Да, это не выпускники Оксфорда или Кембриджа. Но никто не поймёт контекст, проблемы системы образования и пути их решения лучше, чем сами стипендиаты. Мы не хотим, чтобы участники ломали систему. Наоборот, они понимают культурный контекст и могут помогать решать проблемы на местах», — поясняет Умида Юлдошева.

Когда Темурбек впервые услышал о назначении в Чиракчи (он получил новость позже остальных со-стипендиатов, так как проходил месячную армейскую службу), он сильно испугался. Он не знал, как справится с бытом, как будет работать в сельской школе, как его примет коллектив. Но год работы и интеграции многому его научил. Преподаватель признаётся, что ему приходится постоянно искать творческие решения, чтобы увлечь учеников. Например, придумывать эксперименты с помощью обычной утвари из продуктового магазина.

С одной стороны, ученики рады энтузиазму Темурбека, с другой — есть те, кому не нравятся постоянные контрольные.

«Дайте нам просто писать конспекты», — просят дети. Темурбек воспринимает это как вызов. Он понимает, что привыкание к новому учителю и его требованиям занимает время. В новом учебном году он планирует больше игровых методов, чтобы заинтересовать детей в изучении химии.

«Первый год считается адаптационным, — поясняет Нозима Давлетова. — Второй — это момент, когда человек принимает реальность на местах и начинает делиться знаниями. Но я вижу, что уже после первого года стипендиаты искренне говорят: „Я бы ничего не изменил в программе. Я бы ещё раз подал заявку. Я обрёл смысл жизни. Это работа, которую я искал“»

.

«Я нашел свою профессию благодаря Teach for Uzbekistan, — признается Темурбек, прося не воспринимать его слова с лестью в адрес проекта. — Конечно, у меня до сих пор есть тяга к науке. Я хотел бы на каком-то этапе своей жизни защитить докторскую степень. Но в целом, по своим эмоциональным ощущениям я нашел своё русло в образовании».

Председатель попечительского совета уверена: учитель несёт сверхважную роль. «Учителя могут быть лидерами. Они и есть лидеры, — писала основательница Teach for All Венди Копп. — Слова учителей предопределяют судьбы детей».

Недавно Темурбек вернулся в Чиракчи после каникул. Автобус привёз пассажиров на рассвете. После длительного отсутствия он прошёл по тихим улицам города, мимо кафе, где обычно обедает с коллегами, и увидел школу, уже согревающую душу. Воссоединившись с тишиной, Темурбек понял, что немного устал от шумного Ташкента.

Жахонгир Азимов

Подготовил:  Руслан Рамазанов

Новости по теме