Общество | 10:23 / 16.10.2025
9680
9 минут чтения

В происшествии с зарезанной на рынке девочкой выявлен скрытый виновник

В Денауском районе 3-летняя девочка погибла после того, как на рынке на неё напала неизвестная женщина с ножом. Инцидент произошёл в начале мая, позже выяснилось, что нападавшая страдает психическим заболеванием. Однако совсем недавно стало известно, что в случившемся есть ещё один виновный. Kun.uz провёл журналистское расследование.

Video thumbnail
{Yii::t(}
Пропустить через 6s

Девочка, убитая на рынке

1 мая 2025 года. Трёхлетняя Ойша вместе с тётей отправилась на рынок махалли «Бобур» Денауского района, но домой живой она не вернулась: неизвестная женщина внезапно напала на ребёнка и нанесла удар ножом. Всё произошло за считанные секунды — тётя даже не успела понять, что случилось.

Из раны девочки брызнула кровь, а женщина, ударившая её ножом, демонстративно бросила оружие в сторону и спокойно ушла. Момент нападения зафиксировала камера наблюдения.

От полученного тяжёлого ранения Ойша скончалась на месте. Нападавшая вскоре была задержана — ею оказалась 30-летняя жительница Денауского района Сурайё Маматова. Против женщины возбудили уголовное дело по статье «Умышленное убийство». Позднее подтвердилось, что она психически больна.

Украденный телефон и роковая цепочка событий

Как выяснилось, в трагедии с гибелью Ойши виновна не только психически больная женщина. Чтобы понять, почему это случилось, стоит вернуться к другому преступлению. 1 октября 2024 года на рынке махалли «Намозгох» Денауского района Сурайё Маматова совершила кражу — сначала похитила телефон стоимостью 2 миллиона сумов, затем платок за 600 тысяч сумов.

По факту кражи было возбуждено уголовное дело, начато следствие. В ходе разбирательства установили, что женщина страдает психическим заболеванием. То есть диагноз был поставлен за 7 месяцев до убийства ребёнка.

20 января 2025 года, за три месяца до трагедии, суд по уголовным делам Узунского района постановил применить к Сурайё Маматовой принудительные меры медицинского характера — направить её на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Согласно судебному документу, в заключении судебно-психиатрической экспертизы от 22 октября 2024 года №192 указано, что у Маматовой выявлены признаки психического расстройства типа «острое полиморфное нарушение с шизофреническими симптомами». Эксперты признали, что во время совершения кражи она не могла осознавать свои действия. Было рекомендовано принудительное лечение в Сурхандарьинском филиале Республиканского научно-практического центра психического здоровья.

Суд, опираясь на выводы экспертов, прекратил уголовное дело и постановил применить к женщине меру в виде принудительного лечения в учреждении общего типа. Исполнение решения суда — помещение Маматовой в больницу — было возложено на Денауский районный отдел внутренних дел и районное медицинское объединение.

«Зависшее» решение суда

Постановление суда о применении к Сурайё Маматовой принудительных мер медицинского характера попало в руки сотрудника Денауского районного отдела внутренних дел Алижона Расулова лишь спустя 23 дня — 12 февраля 2025 года. Однако в то время, работая участковым инспектором профилактики в махалле «Файзли», где проживала Маматова, он, по-видимому, не воспринял ситуацию всерьёз и не обеспечил исполнение судебного решения.

Психически больная Сурайё Маматова, не способная отвечать за свои действия, до 1 мая 2025 года — дня, когда она на рынке убила Ойшу, — свободно ходила по улицам. Таким образом, в гибели девочки есть и вина сотрудника внутренних дел, проявившего халатность.

Если бы Алижон Расулов добросовестно исполнил свои обязанности и своевременно обеспечил выполнение решения суда, возможно, сегодня Ойша была бы жива и находилась в объятиях матери. Эти мысли, несомненно, терзают сердце её близких.

Второе решение суда

Через полгода после первого решения — 18 июля 2025 года, уже после трагедии, — суд по уголовным делам Шерабадского района вновь вынес постановление о применении к Сурайё Маматовой принудительных мер медицинского характера.

Согласно документу, Ташкентская городская клиническая психиатрическая больница установила, что Маматова страдает хронической формой психического заболевания — «параноидная шизофрения, непрерывное течение». Эксперты пришли к выводу, что во время совершения убийства она не могла осознавать значение своих действий и нуждается в принудительном лечении в Республиканской психиатрической больнице под усиленным наблюдением. Таким образом, женщину признали невменяемой, освободили от уголовной ответственности и прекратили производство по делу.

Применённая ранее мера пресечения в виде заключения под стражу была отменена. Сурайё Маматова направлена на принудительное лечение в психиатрическую больницу с усиленным наблюдением. Исполнение постановления поручено начальнику Денауского районного отдела внутренних дел, руководителю следственного изолятора №9 и главному врачу указанной больницы.

«Забыл», — оправдание, стоившее жизни ребёнку

После гибели Ойши против сотрудника внутренних дел Алижона Расулова было возбуждено уголовное дело. Судебное заседание по делу, в котором его халатность признана одной из причин смерти девочки, состоялось 3 октября 2025 года.

На суде Алижон Расулов признал свою вину и заявил, что «забыл» выполнить решение суда.

«12 февраля 2025 года мне передали постановление суда о применении к Сурайё Маматовой принудительных мер медицинского характера и сопроводительное письмо для исполнения. Психически больная Сурайё Маматова жила в махалле “Файзли” вместе с отцом.

14 февраля я пришёл по её адресу, но никто не открыл дверь. Составил акт об отсутствии жильцов.

18 февраля снова пришёл — дома её не было, составил ещё один акт вместе с председателем махалли и молодёжным лидером.12 марта я вновь проверил дом, но и тогда её не застал. Отец сказал, что дочь уехала к сестре и чувствует себя хорошо. Я поверил и ушёл.

После этого больше не навещал их. Судебное постановление осталось у меня в кабинете и вылетело из головы. Хотя я должен был помочь доставить Маматову в медицинское учреждение, но был занят другими делами и просто забыл. Ни один из руководителей мне не напомнил», — сказал он в своих показаниях.

Алижон Расулов заявил, что сожалеет о содеянном и просил суд о снисхождении. Мать Ойши также заявила, что не имеет к нему претензий.

Приговором Сариасийского районного суда по уголовным делам Алижон Расулов признан виновным в халатности и осуждён к 3 годам ограничения свободы с лишением права работать в системе Министерства внутренних дел сроком на 2,5 года.

Проблема бесконтрольных психически больных

В последнее время в Узбекистане всё чаще проявляются критические недостатки в контроле за людьми с психическими расстройствами. Это показал и трагический случай в Ташкенте, когда 7-летняя Зарина Ахадова, выжившая после, того как психически больная мать бросила её в вольер с медведем в Ташкентском зоопарке, была впоследствии зверски убита безумной матерью у себя дома.

За прошедший год психически больные лица совершили десятки преступлений по всей стране. В частности, двое несовершеннолетних девочек стали жертвами нападений мужчин с нарушенной психикой, а две другие девочки были зарезаны.

Сегодня мы вновь видим, что за гибелью 3-летней Ойши стоит человеческая халатность. Подобные трагедии требуют тщательного анализа, выявления причин и принятия действенных мер, чтобы больше ни один ребёнок не стал жертвой чужой безответственности.

Руслан Сабуров, Kun.uz

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме