Узбекистан | 12:54 / 19.11.2025
38777
16 минут чтения

Оперативники ГУВД Ташкента пытками отобрали у граждан 233 000 долларов

Восемь оперов Управления уголовного розыска в здании ГУВД, применяя давление и пытки, перевели криптоактивы двоих граждан с их электронных кошельков на свой кошелёк. После этого они обналичили средства и разделили между собой. Во время обысков в их домах и служебных кабинетах было обнаружено более 170 000 долларов и наркотики.

Фотоколлаж: Kun.uz

Прерванный обед

26 июня 2024 года примерно в 14:00 в кафе «Фистик», расположенное на улице Афросиаб в Мирабадском районе, вошли трое сотрудников ГУВД в штатском. Они подошли к столику, за которым обедал М.К., и потребовали пройти с ними. Оперативники сразу же забрали сумку с телефоном и ноутбуком и усадили его в стоявшую у дороги Nexia.

Не понимая, что происходит, М.К. просил незнакомцев предъявить служебные удостоверения. Однако те отвечали, что покажут их уже в отделении, после чего доставили его в ГУВД Ташкента.

Людьми, которые забрали М.К. прямо из кафе, оказались младшие оперативные сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Управления уголовного розыска Ташкентского городского ГУВД — Серикбай Куланов, Максуд Назаров и Акжигит Пирментаев.

Серикбай Куланов позднее дал в суде следующие показания о задержании М.К.:

«26 июня 2024 года примерно в 13:00 мы втроём — я, Максуд Назаров и Акжигит Пирментаев — находились в служебном кабинете №329, когда туда вошли Уткир Умркулов и Жалол Хайруллаев. Они сообщили, что нужно найти и доставить М.К. в Управление уголовного розыска, и дали его адрес.

Мы отправились по указанному адресу — к станции метро “Ойбек” в Мирабадском районе. Но, не сумев найти его дом, уже возвращались обратно, когда заметили его в кафе. Мы сняли его на телефон, отправили Уткиру Умркулову через Telegram и спросили, тот ли это человек. Умркулов подтвердил. Мы задержали М.К. и доставили его в здание ГУВД, в кабинет №329. В этот момент вошли Уткир Умркулов и Жалол Хайруллаев и увели его в кабинет №328. Что там происходило, я не слышал».

Разговор в кабинете №328

Уткир Умркулов и Жалол Хайруллаев занимали должности оперативных сотрудников по особо важным делам в том же отделе. Оба 1989 года рождения. Тридцативосьмилетний Анвар Пулатов был старшим оперативным сотрудником этого подразделения.

После того как М.К. ввели в кабинет №328, Уткир Умркулов и Анвар Пулатов начали его допрашивать. Уткир Умркулов: «Знаешь, почему тебя сюда привели?». Задержанный, не понимая происходящего, ответил, что не знает. Тогда Умркулов нанес ему пощёчину. Анвар Пулатов проверил его телефон и потребовал назвать пароль. М. отказался, и Умркулов вновь ударил его.

Спустя примерно 20 минут в кабинет вошел Жалол Хайруллаев. Он говорит М.К, что если тот признается, наказание будет легче. «В чём я должен признаться? О чём вообще речь?» — спросил задержанный. Тогда оперативники показали ему фотографии его знакомого Сарвара и племянника Хушнуда: «Теперь понял, о чём разговор?». М. ответил, что не понимает. После этого ему дали бумагу и ручку и потребовали подробно описать, чем он занимался все предыдущие годы.

М.К. по специальности программист и работает в этой сфере с 2018 года. Он начал писать о своих проектах. Уткир Умркулов, прочитав написанное, потребовал «указать то, что им нужно». Жалол Хайруллаев спросил, какой самый крупный доход он получал за всё время, и над каким самым значимым проектом работал. М. рассказал, что ранее вместе со знакомым Сарваром участвовал в зарубежном проекте и после его завершения на электронном кошельке хранилось около 3000 монеро (криптовалюта на основе протокола CryptoNote – ред.). Хайруллаев уточнил заказчика проекта и отметил, что работа была связана с Узбекистаном.

М. далее сообщил, что проект был иностранным, а для подключения к внутренней сети заказчика через VPN ему был выдан ключ сертификата. Сарвар привлёк его к выполнению части проекта и перечислил около 1000 монеро.

Жалол Хайруллаев и Уткир Умркулов ему не поверили, обвиняя его в «взломе организации из Узбекистана» и требуя признаться в несуществующем преступлении. Они также стали запугивать его: заявили, что «убить человека в Ташкенте стоит всего 2000 долларов», угрожали арестом, а также тем, что его родителей заставят заплатить огромные суммы.

После этого Уткир Умркулов спросил, есть ли у М. влиятельный знакомый. Тот назвал Джавлона Ахмедова. Умркулов позвонил Джавлону и вызвал его. Около 20:30 Джавлон Ахмедов приехал. Оперативники оставили их наедине. Джавлон предложил: если М. отдаст 3000 монеро, он «договорится» с сотрудниками и вытащит его. Испуганный М. согласился.

План рэкета

На самом деле знакомый задержанного Джавлон Ахмедов был также знаком с оперативником Уткиром Умркуловым. Именно он рассказал Умркулову о М. и поведал, что у того «якобы в электронном кошельке много денег, он незаконно обменивает криптоактивы». После этого Уткир Умркулов, Жалол Хайруллаев, Анвар Пулатов и Джавлон Ахмедов вступили в преступный сговор, решив завладеть криптоактивами М.К.. Все дальнейшие действия начались именно после этого.

Перевод криптовалюты операм

После беседы в кабинете №328 оперативники потребовали, чтобы М. позвонил знакомому Ж.Э. и уточнил, где он находится. Ж. ответил, что находится в офисе в Яккасарайском районе.

Жалол Хайруллаев, Уткир Умркулов, Максуд Назаров и ещё несколько сотрудников выехали туда на двух машинах.

По дороге Уткир Умркулов говорил с кем-то по телефону и спрашивал, можно ли принять перевод на Tether USDT. Получил положительный ответ. Затем Жалол Хайруллаев отправил М. через Telegram анонимный адрес для USDT. М. стал продавать имеющуюся криптовалюту, конвертируя её в Tether USDT и постепенно переводя на указанный адрес. Этим он занимался до конца дня.

Всего он отправил криптовалюту на сумму 233 000 долларов. Из них 13 000 долларов принадлежали Ж.

Когда они прибыли в офис, М. по требованию оперативников позвонил Ж., попросив открыть дверь. Как только Ж. открыл, его также задержали и доставили в ГУВД.

«Посажу на дубинку — всё выложишь за 5 минут»

Ж. и М., доставленных в ГУВД Ташкента, снова начали допрашивать.

Ж., по словам М.К., Жалол Хайруллаев начал допрашивать с применением силы. Ж. потребовал адвоката. В ответ Жалол Хайруллаев заявил, что в Узбекистане нет демократии и адвокат ему не поможет. В этот момент их начальник Сардор Набиев вошёл в комнату и примерно через 5 минут вышел. Ж. пытали пока он не назвал пароль от телефона. После того как он сообщил пароль, его электронный кошелёк проверили и спросили, сколько денег он получил от Сарвара по последнему проекту. Ж. сказал, что получил криптовалюту на сумму 20 000 долларов.

Опера потребовали передать им эту криптовалюту. Ж. и М. пугали тем, что наденут наручники и отправят под стражу. Их без конца спрашивали, из какой организации они якобы воровали деньги через интернет. Парни отвечали, что ничего ни у кого не воровали. Тогда Серикбай Куланов заявил, что «посадит их на дубинку — и за 5 минут заговорят». Их держали стоя в наручниках около 1 часа.

Затем Уткир Умркулов заставил М. написать расписку о том, что он «добровольно передаёт 3 000 монеро, добытых незаконной деятельностью в интернете, и больше такого не повторит». После этого им сняли наручники. Умркулов позвонил Жавлону Ахмедову и велел приехать и забрать ребят.

Сотрудники органов внутренних дел вывели Ж. и М. на улицу, передали их Жавлону Ахмедову и приказали прийти на следующий день. Парни на следующий день снова отправились в Ташкентское ГУВД. Уткир Умркулов и Жалол Хайруллаев поговорили с ними и сообщили, что о произошедшем нельзя никому рассказывать.

Выйдя из здания управления, М.К. понял, что заработанные им за многие годы деньги были незаконно отобраны. После этого он обратился в Службу государственной безопасности.

Делёжка 233 000 долларов

На самом деле криптовалюта на сумму 233 000 долларов, полученная от двух парней, была переведена на криптокошелёк Жавлона Ахмедова. 27 июня 2024 года Жавлон Ахмедов обналичил эти активы. Двум людям, помогавшим ему, он заплатил по 2 300 долларов каждому. Затем оставил себе 75 080 долларов, а 150 000 долларов передал Уткиру Умркулову. В свою очередь, Умркулов встретился с Жалолом Хайруллаевым и Анваром Пулатовым и разделил с ними деньги — по 43 000 долларов каждому. При этом остальным участникам «схемы» сообщили, что получили не 150 000, а 60 000 долларов. Так начальнику отдела Сардору Набиеву передали 10 000 долларов, а старшему оперативному сотруднику Камолиддину Бекназарову, младшим оперативникам Серикбаю Куланову, Махсуду Назарову и Акжигиту Пирментаеву — по 2 000 долларов.

Что нашли у оперов?

4 июля 2024 года, по обращению в Ташкентское городское управление Службы государственной безопасности, были проведены обыски в служебных кабинетах отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств Оперативно-следственной службы уголовного розыска Ташкентского ГУВД, а также в домах оперативных сотрудников этого отдела.

В доме Анвара Пулатова нашли 45 000 долларов и приобретённые через интернет-магазины 4,2 грамма марихуаны, 25,8 грамма гашиша и 3,3 грамма мефедрона.

Также в доме Уткира Умркулова обнаружили 56 300 долларов, у Жалола Хайруллаева — 9 000 долларов, а в доме Жавлона Ахмедова — 35 500 долларов.

Во время спецоперации Сардор Набиев добровольно передал полученные преступным путём 10 000 долларов, а Махсуд Назаров, Серикбай Куланов и Акжигит Пирментаев — по 2 000 долларов каждый. В ходе предварительного следствия всего было признано вещественным доказательством 170 127 долларов.

«Вины не признаём»

В приговоре суда указано, что ни один из оперативных сотрудников не признал своей вины. Например, Уткир Умркулов в своих показаниях заявил, что на первоначальном этапе следствия он дал показания о получении этих денег под давлением.

«Жавлон Ахмедов сообщил о человеке по имени Али, работающем в IT, который взламывал системы безопасности крупных организаций и предприятий и присваивал их средства. Заинтересовавшись предоставленной информацией, я начал собирать сведения о данном человеке и выяснил, что это М.К..

М.К. не переводил нам деньги со своего криптокошелька. Я не признаю, что Жавлон Ахмедов дал мне 150 000 долларов в машине, я никаких денег не брал. Из моего дома было изъято 56 300 долларов в качестве вещественного доказательства, деньги, кроме 43 000 долларов, не имеют никакого отношения к преступлению», — заявил Уткир Умркулов в своих показаниях.

Жавлон Ахмедов частично признал свою вину в суде.

«26 июня 2024 года я через Telegram отправил адрес своего криптокошелька Уткиру Умркулову. Тогда мне по частям перевели 232 000 USDT с криптокошелька М.К.. Примерно через два дня я попросил знакомого по имени Рагиф помочь с обналичиванием криптовалюты. Он нашёл для меня знакомого по имени Саша. В тот же день мы встретились в кафе около станции метро Ойбек — я, Саша и Рагиф. Саша дал мне 222 000 долларов, удержав 5–6 процентов за услуги по обналичиванию.

После этого я пошёл с Рагифом в его офис и выплатил ему 2 300 долларов за помощь. Получив наличные, я оставил себе 70 000 долларов, а 150 000 долларов в тот же день отвёз Уткиру Умркулову к дому, расположенному в Яшнабадском районе», — заявил он в суде.

Наказание

Приговором Янгихаётского районного суда от 27 мая 2025 года обвиняемые признаны виновными по соответствующим статьям Уголовного кодекса и получили следующие наказания:

  • Уткир Умркулов — по статье 165 часть 3 «а» (Вымогательство в особо крупных размерах) и статье 206 часть 2 «а» (Превышение власти или служебных полномочий с причинением значительного ущерба) — 11 лет лишения свободы;
  • Жалол Хайруллаев — по статье 165 часть 3 «а» и статье 206 часть 2 «а» — 11 лет лишения свободы;
  • Анвар Пулатов — по статье 165 часть 3 «а», статье 206 часть 2 «а», статье 241-1 часть 1 (Умышленное сокрытие преступления) и статье 276 часть 2 «а» (Незаконная подготовка, хранение и оборот наркотических или психотропных веществ) — 11 лет лишения свободы с обязательным медицинским лечением от наркозависимости в период отбытия наказания;
  • Серикбай Куланов — по статьям 28 и 165 часть 3 «а» — 10 лет лишения свободы;
  • Жавлон Аҳмедов — по статье 165 часть 3 «а» — 10 лет лишения свободы;
  • Сардор Набиев — по статье 206 часть 2 «а» — 4 года лишения свободы;
  • Камолиддин Бекназаров — по статье 241 часть 1 с зачётом времени пребывания в заключении — 2 года 1 месяц 6 дней ограничения свободы;
  • Махсуд Назаров — по статье 241 часть 1 с зачётом времени пребывания в заключении — 2 года 1 месяц 6 дней ограничения свободы;
  • Акжигит Пирментаев — по статье 241 часть 1 с зачётом времени пребывания в заключении — 2 года 1 месяц 6 дней ограничения свободы.

Кроме того, все оперативные сотрудники на 2 года лишены права занимать должности с материальной и служебной ответственностью в органах внутренних дел.

170 127 долларов, признанные вещественными доказательствами, перечислены в государственный бюджет. Также Уткир Умркулов, Жалол Хайруллаев, Анвар Пўлатов, Серикбай Куланов и Жавлон Аҳмедов солидарно обязаны выплатить государству 60 873 доллара.

Апелляционное определение судебной коллегии Ташкентского городского суда от 16 сентября 2025 года и определение кассационной инстанции от 30 октября 2025 года оставили первоначальный приговор без изменений.

Руслан Сабуров,
Kun.uz

Подготовлено на основании судебных документов.

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме