Узбекистан | 14:55 / 28.11.2025
3186
14 минут чтения

«Если выполним указ, значительно уменьшим проблему» — климатолог

Климатолог Эркин Абдулахатов заявил, что в нынешнем загрязнении воздуха в Ташкенте преобладают не природные, а антропогенные факторы. «В крупных городах учащается явление инверсии, в воздухе появился смог», — отметил он в интервью Kun.uz. Специалист подчеркнул, что связанные с этим проблемы со здоровьем населения дорого обходятся государству, и, если запланированные меры не будут полностью выполнены, проблема не уменьшится.

Video thumbnail
{Yii::t(}
Пропустить через 6s

Ташкент и прилегающие территории, а также частично области долины, страдают от повышенного уровня загрязнения воздуха в течение последних недель. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в столице.

В связи с этим была создана специальная комиссия по реализации неотложных мер по улучшению экологической ситуации в городе. Президентом Мирзиёевым был издан указ «О неотложных мерах по улучшению экологической ситуации в городе Ташкенте».

Климатолог Эркин Абдулахатов отмечает, что указ был разработан на научной основе, его задачи нельзя откладывать, и их выполнение обойдётся государству дорого. Специалист в интервью Kun.uz подробно объяснил, что должно быть сделано в рамках указа и каких результатов следует ожидать. Ниже приводим текст интервью.

Какие источники загрязняют Ташкент?

В Ташкенте наблюдается второй самый засушливый год за 170-летнюю историю наблюдений. Первый был зарегистрирован в 1917 году. Тогда случился голод, была засуха. Сейчас появились и другие факторы и последствия. В такие периоды, когда выпадает мало осадков, в целом в нашем регионе, в пустынных зонах, снижение влажности почвы способствует подъёму мелких частиц в воздух. Из-за этого мы имеем пыльный, запылённый воздух. Это — природный фактор.

Однако природной пыли было много и в прошлом, и она не оказывала такого воздействия на здоровье людей. В последнее же время жалобы населения на то, что пыль вызывает слезотечение, першение в лёгких и горле, головные боли и даже нарушение сна — различные проблемы, которые ведут уже к антропогенным факторам, и эти проблемы характерны для крупных городов.

Эти антропогенные причины — выбросы, попадающие в воздух в результате деятельности человека. Если это продолжается постоянно, они становятся токсичными веществами. То есть у людей может возникнуть отравление. Сама концентрация углекислого газа может привести к медленному превращению в угарный газ. Наша столица постепенно входила в этот процесс.

Теперь для этого антициклона, то есть в условиях сухой погоды, в регионе появился новый термин: инверсия. Что такое инверсия? При установлении сухой погоды, когда солнце выходит, вечером поверхность земли остывает, а утром при быстром нагреве верхних слоёв температура внизу и наверху выравнивается. Обычно это бывает зимой, и в это время холодный воздух оказывается в зажатым в своеобразной «ловушке».

Именно в это время суток в крупных городах наблюдается чрезмерное движение автомобилей во время поездок на работу и с работы. Возникают пробки, и в течение этих четырёх часов мелкие частицы поднимаются в воздух из-за фактора создаваемого автомобилями слабого ветра. В это время мы обычно поднимаемся на первое место в рейтинге.

Для решения этой проблемы нужен либо ветер, который уносил бы пыль из столицы, либо должен пойти дождь. Например, прошлой осенью дождь шёл раз в 5-10 дней. В октябре-ноябре, например, в столице были дожди, которые прибивали пыль. В этом году этого нет, как нет и сильных ветров, и пыль не уходит. Помните, например, за последний месяц-два, три месяца не было ветра скоростью 10 м/с, а ведь осенью должен быть ветер, ломающий деревья, он бывал раньше. Но сейчас его нет, а значит, нет фактора, который уносил бы накапливающиеся мелкие частицы из города или его окрестностей.

Вдобавок к этому, вокруг столицы мы расположили теплицы. Кроме того, чрезмерно много теплиц, сжигающих уголь, работает в Казахстане, на соседних с нами территориях. У них нет доступа к газовым ресурсам, а уголь там очень дешёвый. Из-за этого мы видим со спутника чёрный дым, идущий из труб на территории соседнего государства, который напрямую воздействует на Ташкент. И наши собственные почти 3000 теплиц также оказывают влияние, а то, что возникает в результате сжигания угля, считается очень опасным. Именно это является основным фактором, вызывающим те проблемы у людей, о которых задают много вопросов.

Что будет сделано в соответствии с указом?

Издан указ президента № 229, который содержит около 20 предложений. Исходя из общей ситуации, в указе поэтапно приведены меры против источников, вызывающих PM2.5, с учётом строительства, энергетики, транспорта, коммунальных служб, а также природных факторов, включая пыльные воздушные массы, поступающие с территорий Казахстана, и всего, что поступает в наш Ташкент.

Например, предусмотрен регулярный полив строительных объектов. Скоро выйдут нормативные документы. Эти вопросы рассматриваются. Мы потеряли воздушные коридоры, так как шла хаотичная застройка. Раньше в столицу дули ветра в основном с северо-запада, севера, северо-востока и уносили накопленные загрязняющие вещества прямо в Янгиюль и в пустынные районы. Сейчас мы уничтожили так называемую «розу ветров», так как строительство велось хаотично. Из-за пропадания силы ветров, дующих внизу, на высоте 40–30 метров, теперь ветер дует из других районов. В целом столица превратилась в такую локацию, где в последние годы ветер дует со всех сторон, распыляясь. Учитывая это, указом дано соответствующее поручение научно-исследовательским институтам.

Методы улучшения ситуации

В некоторых странах, например, в Китае или Австралии, наблюдались аналогичные условия, и там использовали метод конвекции. Многие сейчас возлагают надежды на искусственный дождь. Искусственный дождь — дорогой метод, к тому же не всегда эффективный. То есть, если вы вызвали искусственный дождь, может пойти грязевой дождь. Это очень масштабно, почти как поток воды в арыках, мы не можем применять такие технологии. Из-за этого загрязнение может снова подняться. Потому что инверсия повторится. Поэтому лучшим способом считается метод конвекции. В ближайших к Ташкенту предгорных районах воздух чист. Если подняться в горы Бостанлыка и посмотреть вниз, вы увидите над Ташкентом желтовато-серый, почти чёрный смог.

Если подняться на телебашню, на высоте 340 метров воздух абсолютно чистый. Внизу загрязнение в 20 раз выше, а наверху — абсолютно чистый воздух, как в Швейцарии. На нашей телебашне каждые 60 метров установлены датчики. Мы изучаем их показания. Учитывая это, если мы создадим облака в наших горных районах — это возможно, но мы не можем вызвать дождь. Так вот, под облаками возникает ветер, так называемый подоблачный ветер. Его можно направить на столицу. Это называется метод конвекции. Его применяли Китай и даже Австралия. Мы тоже хотим попробовать его применить. В указе прописано, что теперь это будет изучено на основе двухлетнего эксперимента научно-исследовательских институтов. Это первый момент.

Второе — влияние метода конвергенции (схождение воздушных потоков и образование осадков – ред.) на строительный сектор. Это создание воздушных коридоров. То есть сейчас ветра нет, дует слабый ветер в 0.5 м/с. Мы сами в такие загрязнённые периоды мечтаем даже о ветре в 2 м/с. Он может унести накопленные в столице загрязняющие вещества. И раньше такое было. Например, 100 лет назад наши постройки не блокировали путь ветру, они были одно- или двухэтажными. Даже в генеральном плане прошлого века были оставлены пути для воздушных коридоров. Ветер должен был заходить и уносить все мелкие частицы из столицы. Сейчас этот порядок полностью нарушен.

Поэтому, мы теперь, не уничтожая и не разрушая существующую инфраструктуру, будем использовать все возможности. То есть мы усилим скорость ветра. По этому вопросу также дано поручение научно-исследовательским институтам. Сейчас мы строим на основе данных о розе ветров прошлого века, а она на самом деле уже не та. Если посмотреть на последние пять лет, всё изменилось. Теперь в фасадной части строительства, учитывая экономию электроэнергии, предлагаются различные аэродинамические архитектурные решения, усиливающие ветер. Например, гостиница «Узбекистан», здание ректората Национального университета или Политехнический институт — всё, что было построено в советский период — в них есть естественное кондиционирование. Внутри даже в летнюю жару, если не включать кондиционер, дует прохладный ветерок. Это достигнуто за счёт аэродинамического архитектурного решения внешней части этих зданий. Учитывая это, мы тоже к этому переходим, и это хоть и немного, но может усилить скорость ветра. Это имеется в виду.

И самое главное — дано поручение Министерству водного хозяйства. Раньше в столице были водные объекты. В районе Национального парка, недалеко от студии Kun.uz, 20–30 лет назад тоже был очень большой водный объект, и его называли «лёгкими города». Подобные водные объекты были оставлены во многих районах и в генеральном плане прошлого, того самого, разработанного в 1937 году. Искусственные водные объекты также являются основным источником, вызывающим ветер и, кроме того, увеличивающим приток кислорода, обеспечивающим меньшее количество мелкодисперсных частиц в воздухе, и в указе указано, что в четырёх окраинных локациях столицы, по три точки, то есть их будет всего 12, Министерство водного хозяйства должно найти места и создать крупные водные объекты, искусственные озёра. Это крайне необходимо.

И самое главное средство — это озеленение. Сейчас об этом много говорят. Внутри столицы — организовать 33 километра зелёных аллей, то есть зелёных аллей, создающих воздушные коридоры, а также на пустующих территориях, откуда ветер дует из Казахстана, — организация зелёных насаждений, то есть зелёных поясов, так написано в указе.

Кроме того, уделяется внимание автомобильному сектору. Мы много говорим о переходе с 80-го бензина, и в автомобильном секторе также — не допускать въезд крупных грузовиков в город в периоды чрезвычайного загрязнения, и даже то, что сотрудники основных государственных организаций должны передвигаться на общественном транспорте, стоит на первом месте, а затем постепенно, в таких чрезвычайных ситуациях, то есть когда загрязнение воздуха экстремальное, рассматриваются решения, похожие на те, что были в период карантина при пандемии.

И ещё одно очень важное — в домашних условиях самым чистым помещением считается кухня. Потому что там кипятят воду, готовят пищу. То есть пары воды поглощают мелкие частицы. Учитывая это, теперь механизм, который использовался ещё в советское время, — организация фонтанов, водопадов по краям дорог — теперь также предусмотрены в этом указе. Теперь мы увидим фонтаны во многих районах Ташкента. Фонтаны очень нужны. Они очищают город, увеличивают кислород, и даже в жаркие летние месяцы эти фонтаны дают людям прохладу, которую не может дать кондиционер.

Кроме того, в строительном секторе — организация озеленения на 25 процентах территории строительных объектов. У нас даже есть такой правовой документ, но в последнее время мы видим, что в генеральных планах-то это есть, но на практике тех деревьев нет, нет зелёных зон, всё как в пустыне. Сейчас эти вопросы рассматриваются.

Полную версию беседы можно посмотреть на платформе YouTube.

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме