Эксперт предсказал появление в Узбекистане монополии хуже, чем GM Uzbekistan

Фото: Facebook/ Нишанбай Сиражиддинов
В Узбекистане зарождается еще одна монополия, на этот раз еще хуже, чем GM Uzbekistan, считает доктор экономических наук, профессор Университета мировой экономики и дипломатии Нишанбай Сиражиддинов.
«Судя по всему, нас ждет еще один «сюрприз». АК «Узэлтехсаноат» не только хочет усиления протекционизма, получить такие же льготы и стать монополистом», – написал на своей странице в Facebook экономист.
Речь, скорее всего, идет о недавнем проекте постановления правительства, который ужесточает правила беспошлинного ввоза продукции для физических лиц.
Сейчас установлено, что граждане вправе бесплатно завозить в Узбекистан:
• через автодорожные (пешеходные) пункты пропуска – по одному наименованию бытовой техники и комплекту столовой посуды на общую сумму до 300 долларов с интервалом в 1 месяц;
• через железнодорожные и речные пункты пропуска – по одному наименованию бытовой техники и комплекту столовой посуды на общую сумму до 1 тыс. долларов с интервалом в 1 месяц.
Этот временной интервал планируют увеличить до 6 месяцев. В результате, граждане смогут свободно завозить эти товары значительно реже.
По мнению ученого, «Узэлтехсаноат» наглее автопрома, предлагая направить средства, полученные от уплаты таможенных пошлин и акцизов при импорте готовой электротехнической продукции в размере 60% от общего объема в Фонд развития электротехнической промышленности. «Согласитесь, что до такой наглости даже наш «любимый» «Узавтосаноат» не догадался», – отмечает Сиражиддинов.
«Но главный вопрос: выдержат ли наша экономика и потребители очередного подобного монополиста, создающего отрицательную добавленную стоимость? И нужно ли такое производство нашему населению? Если да, то зачем?», – пишет он.
В качестве наглядности эксперт приводит пример неэффективной работы GM Uzbekistan, которая в 2017 году выпустила 135,5 тыс. автомобилей. Расчеты приводятся с учетом средней заработной платы в отрасли в эквиваленте 300 долларов (фонд оплаты труда в компании составляет в эквиваленте около 100 млн долларов).
«Предположим, мы не производим, а импортируем автомобили ежегодно в объеме 120 тыс. штук по средней цене 8000 долларов. При свободной торговле, т.е. отсутствии импортных тарифов и акцизов на импорт автомобилей, поступления в государственный бюджет только от НДС от импорта легковых автомобилей составили бы 192 млн долларов. Импорт других автомобилей, кроме легковых, еще больше увеличил бы эту сумму», – сказал Сиражиддинов.
«Теперь предположим, что вводим тариф на импорт легковых автомобилей по ставке 20%, в результате чего объем их импорта сократится с 120 тыс. до 100 тыс. автомобилей в год. В таком случае сумма поступления в государственный бюджет от импортного тарифа и НДС только от легковых автомобилей возрастет до 352 млн долларов», – добавляет он.
В итоге ученый приходит в выводу: наш доход был бы больше по крайней мере на 252 млн долларов, а с учетом производства других автомобилей, кроме легковых, еще на большую величину, если бы мы просто из государственного бюджета компенсировали заработную плату всем работникам АК «Узавтосаноат» в полном объеме за то, что они не производили эти автомобили.
Советуем прочитать
В США впервые за 15 лет расстреляли приговоренного к смерти
Мир | 15:21 / 08.03.2025
В Ташкенте возбуждено уголовное дело против лиц, вырубивших 37 деревьев
Общество | 21:06 / 18.02.2025
Кровавая ночь в особняке: кто убил самаркандского предпринимателя Шомурода Нурмаматова?
Общество | 18:34 / 29.01.2025
«Условия слишком сложные»: ни один узбекистанец не отправлен на работу в Канаду
Узбекистан | 14:01 / 18.01.2025
Последние новости
-
Определено время таможенного досмотра на железнодорожном транспорте
Узбекистан | 15:53
-
Трамп назвал сарказмом свое обещание завершить войну в Украине за 24 часа
Мир | 15:38
-
Мирзиёев утвердил соглашение о «зеленой» энергии с Казахстаном и Азербайджаном
Общество | 15:12
-
США предложили продлить перемирие в Газе после Рамадана
Мир | 15:11
Новости по теме

17:14 / 08.02.2025
«Из-за утилизационного сбора Узбекистан не сможет вступить в ВТО» – интервью с экспертами

12:40 / 07.02.2025
Утилизации нет, но платить надо. Куда уходят триллионы?

20:17 / 05.02.2025
«Очередной подарок для BYD Uzbekistan»: экономисты о резком увеличении утилизационного сбора

18:39 / 25.01.2025