Узбекистан | 18:32 / 29.07.2019
18890
14 минут чтения

Опасения и возможности: Алишер Анназаров – о том, как он пытается открыть в Узбекистане частный лоукостер

Компания SilkJet готова открыть первый в Узбекистане лоукостер с привлечением иностранных инвестиций и авиационных профессионалов с мировым опытом. Ее основатель Алишер Анназаров в интервью Kun.uz рассказал, как появление нового авиаперевозчика может изменить ситуацию на рынке, от которой выиграют не только пассажиры, но и НАК «Узбекистон хаво йуллари», а также государство в целом.

– Вы согласны с мнением, что появление местного лоукостера – это угроза существованию НАК?

– В правительстве могут быть опасения, что когда мы начнем полеты, НАК не сможет выдержать конкуренции. Мировой опыт показывает, что появление на рынке авиакомпаний-лоукостеров (LCC) приводило к росту перевозок и финансовых показателей авиакомпаний полного сервиса (Full Service). С течением времени происходило слияние понятий бизнес-моделей LCC и Full Service, а в Европе и Северной Америке уже невозможно реально отличить перевозчика Full Service от LCC. На этих рынках многие авиакомпании давно являются гибридными (совмещение элементов компании полного сервиса и лоукостера – прим.)  и взимают плату за багаж, питание, выбор места, приоритет посадки. В результате уже нет большой разницы между двумя моделями, хотя рынки значительно простимулировались, за счет чего значительно вырос пассажиропоток и туризм. В Великобритании существует British Airways наряду с гигантами лоукостерами RYANAIR и easyJet, во Вьетнаме Vietnam Airlines успешно развивается после появления лоукостеров VietJet и JetStar. Таких примеров предостаточно.

Когда мы начнем выполнять полеты, это пойдет на пользу НАК. Реальность такова, что конкуренция со стороны местного лоукостера – это лучшее, что может произойти в Узбекистане для подготовки НАК к конкуренции с зарубежными авиакомпаниями. Необходимость адаптации и изменений распространяется на все уровни персонала НАК.  Объявленный недавно переход к гибридной бизнес-модели – это шаг в верном направлении. Многие страны через подобное уже прошли, и я уверен, что Узбекистан тоже через это успешно пройдет. Чем больше у нас авиакомпаний, тем выше будет конкуренция и объем перевозок. Соответственно будет выше авиационная подвижность населения и уровень сервиса, а цены на билеты будут снижаться.

Источник: Презентация компании Silkjet.

На крыльях мечты

– Как сейчас у вас идет диалог с Минтрансом? Они утверждают, что будут только рады появлению нового игрока на рынке.

– Нам никто не говорит «нет», но и шагов навстречу мы не видим. Когда мы увидим реальные шаги в сторону реформ авиационной отрасли и изменению законодательства, мы будем подавать документы на получение сертификата эксплуатанта, формировать штат сотрудников и заключать лизинговые договоры на самолеты. Если никаких изменений не будет, мы не сможем дальше рисковать и продолжать инвестировать в проект. Возможно, от нас ждут того, чтобы мы не дожидаясь реформ перешли к активным действиям, но таким образом не открываются крупные компании. Для запуска лоукостера, либо авиакомпании другой бизнес-модели, необходимо чтобы все игроки на рынке, в том числе и НАК, обладали равными правами. Сейчас это не так и необходимо многое поменять.

– Означает ли это, что запуск авиакомпании под угрозой срыва?

– Я бы не сказал, что запуск авиакомпании под угрозой срыва. Пока таких сигналов нет. Я думаю реформам все равно быть.

– Проблем с инвесторами у вас нет?

– Существует группа потенциальных инвесторов. Это специализированные инвестиционные фонды, которые в разных странах финансируют авиакомпании. Авиационный рынок в Центральной Азии очень привлекательный и инвесторы знают, что у нас есть большой потенциал для развития. Сейчас они очень тщательно следят за реформами авиационной отрасли и изменениями в правовом поле.

– Когда вы разрабатывали бизнес-план, какие проблемы и риски встали перед вами. Возможно ли в сегодняшних реалиях создать частную, тем более бюджетную авиакомпанию? 

– Основной риск проекта SilkJet – неочевидность поддержки со стороны государства из-за опасения за будущее НАК. Основными барьерами для открытия авиакомпании являются то, что в отрасли преобладает одна авиакомпания-монополист с высокими тарифами, владеющая аэропортами, заправочными комплексами и службой аэронавигационного обеспечения. Еще у нас отсутствует конкуренция в сфере услуг по наземному обеспечению воздушных судов и обслуживанию пассажиров. Мешает также и высокая стоимость топлива и ставок аэропортовых и иных сборов, отсутствие надлежащего законодательства для реализации бизнес-модели лоукост-авиакомпании.

Так как проект не требует государственных инвестиций, все финансовые риски ложатся на инвесторов и лизинговые компании. Риски Узбекистана в данном проекте минимальны. У нас есть очень сильная и профессиональная международная команда. Она способна поднять авиационный рынок Узбекистана. Также нужно понимать, что SilkJet будет открываться без поддержки других авиакомпаний или государства.

– Какие изменения вы прогнозируете в случае появления SilkJet на рынке?  

– В соответствии с мировым опытом, развитие туризма невозможно без развития авиации (см. таблицу ниже), а развитие авиации невозможно без наличия конкуренции на рынке. Добросовестная конкуренция в свою очередь невозможна без участия частных авиакомпаний.

* Самолеты, находящиеся в коммерческой эксплуатации, не включая VIP  перевозки и малую авиацию. Источник: Planespotters.net.  

**Источник: WTTC (Всемирный совет по туризму и путешествиям)

Для увеличения доли туризма в ВВП Узбекистана, необходимо значительное увеличение самолетного парка и появление низких тарифов на перевозки. Все это невозможно, когда имеется всего одна авиакомпания.

В настоящий момент количество рейсов (частотность) распределены между Узбекистаном и другими странами на паритетной основе. Возьмем для примера Россию. Частоты могут разделить между собой несколько российских авиакомпаний, а со стороны Узбекистана – только НАК. Если Россия или какая-нибудь другая страна предлагает Узбекистану значительно увеличить количество частот, скажем в два раза, НАК физически из-за отсутствия бортов не может себе такое позволить и Узбекистан отказывается от увеличения частоты рейсов. Похожая ситуация наблюдается и с ценообразованием на билеты. В соответствии с подписанными межправсоглашениями, паритет должен соблюдаться и по тарифам на билеты. Авиационные власти страны следят за тем, чтобы авиакомпании выполняющие рейсы в Узбекистан, продавали билеты по ценам, которые не были бы значительно ниже, чем у НАК. Частотность и ценообразование значительно сдерживают развитие авиационного рынка – количество рейсов коренным образом не увеличивается и цены не снижаются.

С выходом SilkJet на рынок Узбекистан сможет позволить себе значительно увеличить количество частот, так как сейчас НАК приходится в одиночку конкурировать с большим количеством иностранных перевозчиков. Предложение увеличится и по законам рынка стоимость билетов у всех перевозчиков снизится. Да, для НАК это сложный, но единственно возможный путь развития, если мы ставим перед собой цель создать конкурентоспособную на мировом уровне отрасль. Озвученный недавно переход на гибридную бизнес-модель является путем к оптимизации, который позволит компании в будущем быть эффективной и не опасаться прихода конкурентов.

Транзитный статус

– Вы уже не раз говорили, что Узбекистан может стать крупным авиационным хабом.

– Да, объясню почему. Авиакомпании Emirates, Etihad и Qatar Airways в прошлом году перевезли 32 млн пассажиров из Европы в Азию. На данном маршруте Ташкент имеет географическое преимущество в 1200 км, а это уменьшает время полета на 2 часа. Это огромное преимущество и людям будет удобно и выгодно летать через нашу страну.  

Когда транзитный пассажир 2-3 часа ожидает свой стыковочный рейс в терминале аэропорта, он тратит деньги, а при правильной организации рекламной кампании по продвижению туристического потенциала нашей страны, высока вероятность того, что он заинтересуется Узбекистаном.  Возможно, в следующий раз этот путешественник будет планировать стыковку на несколько суток. С нашими возможностями туристы могут задержаться у нас, погулять по городу, посетить достопримечательности и рестораны. Мы должны сделать все, чтобы им у нас понравилось. Поток туристов будет увеличиваться и начнется цепная реакция. Аэропорты начнут расширять пропускную способность терминалов и развивать инфраструктуру, а это дополнительные иностранные инвестиции в страну. Следом за этим будет стимулироваться гостиничный бизнес и туризм, а это тысячи новых рабочих мест.

– Какие самолеты планируете закупить?

– Мы не планируем закупать самолеты, а будем использовать операционный лизинг. В нашем авиационном парке будут современные и безопасные Airbus A320neo и Airbus A321neo LR (к 2025 году флот будет состоять из 41 самолета – прим. ред.). Есть мнение, что если авиакомпания низкобюджетная, значит самолеты у нее будут старые. Это неверное мнение. Лоукостеры наоборот используют новые самолеты одного типа и одинаковой конфигурации. Это позволяет снизить затраты на техническое обслуживание и иметь высокий среднесуточный налет. Все это в совокупности с эффективным использованием экипажей и всего персонала компании, позволяет иметь низкие затраты, что дает возможность устанавливать низкие цены на билеты. Лоукостеры стремятся постоянно оптимизировать затраты и снижать цены на билеты, увеличивая тем самым объемы перевозок. Именно за счет этого растет их прибыль.     

– Перед вами стоит задача поиска пилотов. Как собираетесь ее решать?

– Есть много наших соотечественников, которые работают в других странах. Многие из них хотели бы вернуться. Мы планируем создать им условия, при которых они смогут работать на родине и иметь достойную зарплату. На первом этапе нам придется привлекать иностранных пилотов, но в долгосрочной перспективе мы рассчитываем обучать своих.

– На какие ключевые показатели планируете выходить?

– Запуск авиакомпании SilkJet в Узбекистане позволит привлечь иностранные инвестиции в размере 125 млн долларов. Мы прогнозируем, что за 5 лет доходы от туристического экспорта составят более 2 млрд долларов. Будет создано 2 тыс. рабочих мест и более 22 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Еще мы рассчитываем к 2025 году перевезти более 20 млн пассажиров, 40% из которых ранее не пользовались авиационным транспортом. Откроется 20 новых маршрутов из Узбекистана и только за 2025 год будет перевезено 1,4 млн транзитных пассажиров из Европы в Азию. Это в 3,5 раза выше нынешних показателей Узбекистана.

Отдельно хотелось бы остановиться на планах по перевозке 20 млн пассажиров. Обоснованное снижение тарифов, подкрепленное эффективной структурой расходов новой компании, простимулирует рынок. Мировая практика показывает, что выход новой авиакомпании на стагнирующие маршруты с необоснованно завышенными тарифами позволяет добиться увеличения пассажиропотока на 200-300%. И дело не только в том, что использовать авиацию начинают те, кто раньше предпочитал наземные виды транспорта, но и в том, что люди по более дешевым тарифам начинают летать значительно чаще. 

У Узбекистана есть реальные возможности достигнуть целей по развитию туризма, которые ставит президент, и встать на путь передовых стран, разрешив конкуренцию и создав равноправные условия на рынке. Это позволит значительно увеличить пассажиропоток и долю туризма в ВВП. НАК столкнувшись с конкуренцией начнет оптимизировать деятельность и повышать эффективность, что позволит ей приносить прибыль и снизить нагрузку на бюджет страны.

Для развития авиационной отрасли, стране требуется поступление иностранного капитала и внедрение новой передовой бизнес-модели авиакомпании. Иностранный капитал, состоящий из двух компонентов: денежные средства и опыт профильных авиационных инвесторов, будет не только способствовать более широкому воздействию иностранных инвестиций на экономику, он также будет стремиться к получению прибыли и улучшению работы компании путем адаптации к потребностям динамичного рынка и использования самых современных технологий, включая блокчейн и искусственный интеллект.

Запуск беспрецедентного проекта в регионе будет соответствовать целям модернизации и омоложению экономики Узбекистана. Реализация проекта легко сможет стать примером для учебников, показав, что страна открывает свои стратегические сектора экономики – воздушные перевозки с инвестициями частного иностранного капитала в SilkJet.

Новости по теме